Последнее обновление: 15.05.2019
Куда поступать?
Данный
вопрос каждый год
волнует миллионы выпускников школ - абитуриентов. В самом деле. сейчас
сложилась, можно сказать, самая благоприятная ситуация для выбора
учебного заведения. С одной стороны, демографический спад, т.е.
абитуриентов становится меньше. В результате ряд ВУЗов укрупняются, а
то и закрывают свои филиалы. С другой стороны, несмотря на определенные
старания известных людей (но, не будем о тех, кто известен, тем более
очень хорошо) в этой области, все-таки, практически все ВУЗы, которые
существлвали в последние 10...20 лет, продолжают функционировать и
обучать студентов. Если которые и закрыли - так это за явные нарушения.
А точнее, возможно, и по иным причинам.
Это
привело к тому, что в настоящее время у выпускника школы или
техникума (простите, теперь техникум
называется по-другому: колледж)
существует масса возможностей - куда поступить, на какую специальность,
до какого уровня (бакалавр, магистр) учиться и т.д. Выбор - очень
обширный и зависит лишь от пожеланий и возможностей выпускника. Если
сказать честно, то наш огромный опыт блаполучного (ну,
очень иногда - не совсем благополучного) взаимодействия с
нашими заказчиками, в частности, со студентами, аспирантами и (правда,
реже) докторантами позволяет делать обобщающие выводы.
У нас в Уфе прошлой весной в
библиотеке имени Н.К. Крупской (да, теперь она
называется - библиотека имени Заки-Валиди - видимо, это более
правильное
и современное название)
неоднократно проходили встречи
выпускников школ (а также выпускников 9-х классов) с представителями
высших учебных заведений. Так что: доводилось наблюдать не менее 20(!)
различных предложения для поступления. Здесь и башкирский
государственный университет, уфимский
государственный
авиационный технический университет,
уфимский
государственный нефтяной
технический университет,
и железнодорожный
институт и многие другие.
Не секрет,
что
сейчас одна за другой защищаются диссертации о том, ... как повысить
конкурентоспособность ВУЗа на рынке образовательных услуг. Да, сейчас
российские ВУЗы начинают применять своего рода маркетинг, обсуждаются
инновационные промышленные стратегии ВУЗов и в этой связи - делаются
попытки совершенствования образовательных стратегий ВУЗов.
ВУЗы
"повернулись лицом к абитуриентам"? Как сказать... все относительно. В
целях получения оплаты за обучение - это да, несомненно. А относительно
же повышения качества образовательных услуг (модный нынче термин) -
здесь вопрос дискуссионный. В самом деле, например, в качестве одного
из "достижений" (а это попросту смешно) ВУЗы сейчас продвигают
дистанционное образование. Но всем тем (ну, почти всем), кто обучался
в рамках дистанционного образования, ясно, каково его
"качество". Это когда человеку высылаются по электронной почте перечень
методической литературы и затем - соответствующие тесты. Составленные,
кстати, далеко не всегда корректно, особенно, если брать дисциплины
экономического и юридического профиля (имеется
в виду - когда
студентом дается правильный ответ, но он системой не засчитывается
только потому, что так ранее решил составитель тестов: в качестве
"правильного" имеется другой ответ).
Дело тут, конечно, не
только в профессионализме составителя тестов, но и в определенной
ущербности, обобщенности указанных видов наук (относящихся к гуманитарным), когда ответ на вопрос может быть
неоднозначным.
Общение с преподавателем в процессе
дистанционного
обучения - минимально. Об этом следует твердо знать, если Вы решили (по
каким-то причинам) обучаться на основе такой технологии. Даже выяснить,
например, КАК делать тот или иное задание, ЧТО подразумевается под тем
или иным вопросом теста - получается в основном только по телефону (это
еще хорошо, если так), а то и по электронной почте или в рамках...
форума. По
нашему опыту (судя по клиентам), эффективность такого "обучения" ниже
традиционной в 3...10 раз.
Понятно,
что само по себе, понятие дистанционного образования лишает смысла
обучения в ВУЗе (разве
что, за исключением формального получения диплома
- в
итоге; впрочем, этот фактор бывает, иной раз, важнейшим для некоторых
студентов - например, для тех, кто получает второе или третье высшее
образование).
В самом деле, эти же самые материалы абитуриент (или студент) вполне
может сам скачать откуда-нибудь бесплатно (благо, сейчас с этим проблем
точно нет) и изучить. Как, кстати, и делают самоучки.
Вместе
с тем, ряд ВУЗов, в том числе и в Башкортостане, надо
сказать, настойчиво продвигают дистанционные технологии образования.
Для чего? Надеемся, ответ Вам ясен и понятен: с целью облегчить себе
работу, но
получать те же (или, ладно, на 10...15% меньшие) деньги - за обучение.
Понятно, что слова о том, что,
мол, вот студенты могут и не приезжать на занятия (время и деньги, мол,
экономят и сами определяются, когда и чем им заниматься), а
преподаватель может оперативно (якобы, быстрота) ответить
им в форуме и т.п. - это лишь отговорки. Ну, да ладно, впрочем. Не
хочется здесь заниматься изложением самоочевидных вещей.
Часто
бывает так, что у ВУЗа или иного учебного заведения
присутствуют
«друзья» (например, спонсоры или предприятия,
заинтересованные в
притоке квалифицированной рабочей силы). Это означает,
что оно зарекомендовало себя с положительной стороны.
Обычно ВУЗы,
кстати, с гордостью представляют всем желающим такую информацию. Помимо
всего, друзья ВУЗа - это будущие, потенциальные работодатели.
Еще
лучше, если имеются международные коллеги. В таком случае способных
студентов, еще во время обучения, вполне могут направить на стажировку
за границу, что само по себе неплохо: так студент получает реальный
опыт работы с международными учеными, педагогами, который в будущем
очень поможет.
Как узнать о наличии спонсоров?
Например, на
мемориальной доске почета может быть указано, что на средства спонсоров
произведен ремонт учебного корпуса. Но обычно такую информацию могут
предоставить в приемной комиссии.
Что
касается отзывов об учебных заведениях, в особенности в интернете (так
называемое «сарафанное радио»), то особо доверять
им не стоит. К
сожалению, уже прошло то время, когда из отзывов можно было получить
объективную информацию. В настоящее время, надеемся, Вам известно,
существуют специально оплачиваемые люди - тролли, которые могут
похвалить или, наоборот, поругать, по сути, все, в том числе и любой
ВУЗ. Потом, если у человека сложились негативные отношения с ВУЗом
(например, по причине его хронического непосещения занятий без
уважительных причин), то, очевидно, не стоит его мнение воспринимать
всерьез. Но вот - узнаете ли Вы об этом, читая отзыв в интернете?... Ведь писать его может вообще кто угодно.
Если интересно, можете посмотреть рекомендации по выбору специальности.
Подытоживая,
надо сказать, что надо подойти к процессу выбора ВУЗа или иного
учебного заведения серьезно. Лучше, если Вы будете заранее (за год, а
то и за два до предполагаемого поступления)
собирать информацию о нем,
анализировать ее и сопоставлять с аналогичными ВУЗами. В Ваших
интересах - выяснить как можно больше о том новом мире, той обстановке, где вам (или,
быть может, вашему ребенку) предстоит находиться в течение
ряда лет. Можете также посмотреть наш краткий анализ специальностей, насколько они целесообразны для обучения им в России.
С уважением к Вам.