Научный консалтинг
Главная
Контакты
Номер телефона
Как мы работаем
Гарантии
Условия
Цены

Как нам развалить IТ-отрасль в России

Следует сказать сразу, что заголовок статьи является, конечно, шутливым. Ниже мы рассмотрим то, что делать НЕ надо для того, чтобы IT-отрасль в России начала разваливаться, а то и попросту перестала существовать.

Почему возник такой вопрос? Дело в том, что в последние годы, с одной стороны, идет разговор о некоей «цифровой экономике». С другой стороны, на так называемом высоком уровне предпринимаются шаги, которые как раз и способствуют ее развалу. Так что эту статью можно рассматривать, пожалуй, как «учебное пособие» для тех широко известных персонажей, управляющих страной и народным хозяйством, которые стремятся потихоньку или явно уничтожить программирование и IT-отрасль в России (вслух, быть может, озвучивая иное).

Название статьи сформулировано по аналогии с работой В.И. Ленина «Как нам реорганизовать Рабкрин». Только там речь шла об организации, о развитии, а здесь – о возможностях обратного процесса, черты которого проглядываются в современной России. Ну, да ладно.

Итак, посмотрим, что же можно было бы сделать для того, чтобы российская IT-отрасль начала медленно (или даже – быстро) и верно деградировать. Ниже приведены АНТИсоветы, выполнение которых будет надежно способствовать гибели IT-отрасли в России и возникновению «цифровой экономики».

1. АНТИсовет: Ввести аналог ЕГЭ для программистов, которые собираются работать в мало-мальски серьезных организациях

Последние десять (плюс-минус) лет показали, что использование ЕГЭ (единый государственный экзамен) вместо традиционной, старой доброй системы оценивания знаний абитуриентов, привело к падению их уровня подготовки. Конечно, можно встретить разные мнения на этот счет. Однако, факт остается фактом: подготовленность студентов первых курсов (вчерашних школьников - абитуриентов), в самом деле, стала ниже. Возможно, здесь присутствует и влияние других факторов, например, их увлеченность компьютерными играми, снижение качества образования в средней школе, ориентация не на знания, а на получение «корочки» (документа об образовании) и т.п. Все это так.

Вместе с тем, сам факт наличия ЕГЭ превращает школы в систему натаскивания умений школьников отвечать на вопросы тестов. Это подтверждают многие школьные учителя. Т.е.. собственно, вместо того, чтобы, скажем, научиться решать задачи по математике, школьник учится применять ШАБЛОННЫЕ способы решения применительно к конкретной задаче. Очевидно, те или иные шаблонные методики необходимы, из должен знать ученик, претендующий на дальнейшее продолжение образования, уже в составе высшей школы. Однако, одно дело – когда эти шаблоны являются общими, пользуясь которыми можно решить конкретную задачу с ее индивидуальными условиями. И совсем другое – когда практически все задачи являются несложными, не требующими особого творческого. исследовательского мышления, а ТРЕБУЮТ четкого знания того или иного шаблонного метода мышления. Т.е., по сути, умение решать задачи по математике подменяется умением применить уже ранее разработанный кем-то способ, шаблон. В этом, собственно, и достигается цель ЕГЭ в противовес традиционной системе вступительных экзаменов в ВУЗе: задач много, но, для того, чтобы их правильно решить. не требуется каких-либо сверхспособностей или творчества; требуется лишь знание частных случаев, стандартных способов решения.

Точно также обстоит дело в отношении большинства других предметов. Потому и школы, естественно, и занимаются такого вот рода натаскиванием. Потому и обращаются будущие абитуриенты к репетиторам. Потому, что, еще раз, в условиях ЕГЭ – мало знать предмет. Мало уметь применять свои знания к решению конкретных ситуаций. Требуется знать МЕЛОЧИ, частные случаи. Этим ЕГЭ отличается от традиционной системы экзаменов.

В настоящее время, конечно, проводится тестирование в рамках ЕГЭ и по информатике. Но, честно говоря, сдать эти тесты – не столь сложно, если человек более-менее нормально учился по этому предмету. Там, да, тоже присутствуют эти самые частности в тестовых вопросах, но, их гораздо меньше, чем, скажем, по математике, физике, не говоря уже о литературе или истории... Почему – это уже другой вопрос.

Позволим себе высказать предположение на эту тему: потому, что на данный момент программисты в школах, как правило, не преподают. Чуть человек овладел мало-мальскими умениями в области программирования – и все, он идет работать куда-нибудь в заведомо выгодное, гораздо менее администрированное и интересное место. Благо, диапазон, в самом деле, широчайший: от мелких фирм, занимающихся созданием вебсайтов – до Google, Microsoft и серьезных государственных учреждений. По мере развития, получения и оттачивания навыков – впереди программист видит простор. Поэтому в школе, зачастую, остаются те, кто (без обид!) неспособен или не хочет серьезно программировать (правда, есть еще люди, которые видят целью своей жизни – именно работу с детьми, но, таких – не столь много). Еще раз: пусть не обижаются на эту фразу школьные учителя информатики, и пусть не возгордятся их коллеги – программисты. Высказано – не с целью кого-то обидеть, а по факту.

Кроме того, если программирование в школе преподавать, в самом деле, мало-мальски серьезно, так тогда придется резко (раз в 5) увеличить количество часов на этот предмет.

Поэтому и тестовые вопросы попросту НЕ МОГУТ содержать в себе множество разных частных нюансов, мелких вопросов. Именно поэтому (пока) тестовые вопросы по информатике носят, за редким исключением, более-менее общий характер. Это и спасает абитуриентов.

Однако, усилиями президента, министерства образования, Г. Грефа – данная ситуация вполне может измениться. В конце концов, ведь поместили в школьную программу «зачем-то» элементы… ВЫСШЕЙ математики. Даже теорию вероятности (которая в школе – ну, уж явно ни к чему; это – вообще отдельный раздел математики, практически не связанный со всем тем, что изучают в средней школе). Зачем так было сделано? Нам видится, с очевидной целью – как раз для того, чтобы создать дополнительный объем этих мелких, частных нюансов, шаблонных подходов, которые нужно именно ЗНАТЬ (т.е. зазубрить, иначе времени не хватит на экзамене). Чтобы школьник не мог уже отделаться общим знанием и пониманием предмета – математики, в данном случае. Чтобы – усложнить обучение и подготовку для школьника к ЕГЭ. Чтобы школьники ХУЖЕ знали остальную часть математики, которую должны бы знать (ибо школьная нагрузка – не резиновая).

Что же, на очереди – введение в школьную программу, к примеру, теории функций комплексного переменного, тензорного исчисления или многомерной геометрии. Если подобные шаги будут приняты указанными выше лицами (начиная с президента, якобы, в целях развития детей), то можно будет говорить о разрушении преподавании математики в российской средней школе.

Так вот, что могли бы сделать президент, министерство образования и т.д. – в рамках подрыва преподавания информатики в России? Да, к примеру – насытить школьную программу отрывками самых разных IT-технологий. В одном вебпрограммировании – сколько всего на нынешний день. А еще есть огромная масса самых разных языков программирования… а также – библиотеки, фреймворки к ним. Их же – многие сотни. Необозримо и одному нормальному человеку знать все их – невозможно.

Это и не займет, с одной стороны, много учебного времени, ибо о каждой основной технологии учитель может сказать очень компактно, в течение 5…10 минут. НО, с другой стороны: тестовые вопросы могут уже содержать более углубленные частности, нюансы – в рамках той или иной технологии. Для правильного ответа на такие вопросы от ученика потребуется знать не только общие особенности конкретной технологии, но и некоторые мелочи. И – все.

Это и невинно – мелочи, мол, спрашиваем. А попробуй вот ВСЕ эти мелочи изучить – да в течение 10…11 классов, когда масса еще других предметов? Каково? Ведь их даже не всякий профессионал знает, иной раз. А на ЕГЭ – еще и время ограничено.

2. АНТИсовет: Запретить программировать неофициально, т.е. без наличия лицензии

Причем, сделать стоимость лицензии – огромной. Или, как вариант – приравнять занятие программированием к государственной деятельности.

Конечно, на данный момент, лицензия программистам – не нужна вообще. Тем более, что достаточно много программистов-самоучек. Которые, может, и не обучались нигде, кроме средней школы, но ВПОЛНЕ себе делают свою работу качественно. Даже бытует мнение, что самоучки, зачастую, программируют лучше, чем те, кто получил соответствующий диплом ВУЗа. Хотя бы потому, что качество образования в ВУЗах по специальности «программирование», нередко, оставляет желать лучшего.

Поэтому и при приеме программиста на работу работодатель, как правило, интересуется не формальным дипломом, а конкретными умениями программиста (ну, а также – способностью работать в команде и др.).

Однако, очередное заявление президента, министерства образования, некоторых иных органов – и все, вполне могут ввести лицензирование. Собственно говоря, практически ВСЕ сферы народного хозяйства так или иначе требуют лицензию или иной разрешительный документ. Взять медицинскую деятельность, торговлю многими товарами, услуги в области финансов, транспорт (нужны, как минимум, водительские права), подавляющее большинство юридических услуг… и даже репетиторство! И только работа программиста пока еще (и, слава богу) никак не лицензирована. Ибо, еще раз: тем, кто пользуется услугами программистов, нужны не бумажки – сертификаты с лицензиями, а правильно написанный (в соответствии с техническим заданием) программный код. Ну, плюс его сопровождение в будущем, доработка (впрочем, это уже не всем требуется).

Пожалуйста, не забудьте ознакомиться с правилами оставления комментариев.



Подписаться на комментарии на этой странице
Вот что мы можем сделать для Вас:
Интересная и полезная
информация
Изменить размер шрифта:
?