Последнее обновление:
Как нам развалить IТ-отрасль в России
Следует сказать сразу, что заголовок статьи является, конечно, шутливым. Ниже мы рассмотрим то, что делать НЕ надо для того, чтобы IT-отрасль в России начала разваливаться, а то и попросту перестала существовать.
Почему возник такой вопрос? Дело в том, что в последние годы, с одной стороны, идет разговор о некоей «цифровой экономике». С другой стороны, на так называемом высоком уровне предпринимаются шаги, которые как раз и способствуют ее развалу. Так что эту статью можно рассматривать, пожалуй, как «учебное пособие» для тех широко известных персонажей, управляющих страной и народным хозяйством, которые стремятся потихоньку или явно уничтожить программирование и IT-отрасль в России (вслух, быть может, озвучивая иное).
Название статьи сформулировано по аналогии с работой В.И. Ленина «Как нам реорганизовать Рабкрин». Только там речь шла об организации, о развитии, а здесь – о возможностях обратного процесса, черты которого проглядываются в современной России. Ну, да ладно.
Итак, посмотрим, какие шаги намечаются сейчас, а также, что же можно было бы сделать для того, чтобы российская IT-отрасль начала медленно (или даже – быстро) и верно деградировать. Ниже приведены АНТИсоветы, выполнение которых будет надежно способствовать гибели IT-отрасли в России и возникновению «цифровой экономики».
1. АНТИсовет: Ввести аналог ЕГЭ для программистов, которые собираются работать в мало-мальски серьезных организациях
Последние десять (плюс-минус) лет показали, что использование ЕГЭ (единый государственный экзамен) вместо традиционной, старой доброй системы оценивания знаний абитуриентов, привело к падению их уровня подготовки. Конечно, можно встретить разные мнения на этот счет. Однако, факт остается фактом: подготовленность студентов первых курсов (вчерашних школьников - абитуриентов), в самом деле, стала ниже. Возможно, здесь присутствует и влияние других факторов, например, их увлеченность компьютерными играми, снижение качества образования в средней школе, ориентация не на знания, а на получение «корочки» (документа об образовании) и т.п. Все это так.
Вместе с тем, сам факт наличия ЕГЭ превращает школы в систему натаскивания умений школьников отвечать на вопросы тестов. Это подтверждают многие школьные учителя. Т.е.. собственно, вместо того, чтобы, скажем, научиться решать задачи по математике, школьник учится применять ШАБЛОННЫЕ способы решения применительно к конкретной задаче. Очевидно, те или иные шаблонные методики необходимы, из должен знать ученик, претендующий на дальнейшее продолжение образования, уже в составе высшей школы. Однако, одно дело – когда эти шаблоны являются общими, пользуясь которыми можно решить конкретную задачу с ее индивидуальными условиями. И совсем другое – когда практически все задачи являются несложными, не требующими особого творческого, исследовательского мышления, а ТРЕБУЮТ четкого знания того или иного шаблонного метода мышления. Т.е., по сути, умение решать задачи по математике подменяется умением применить уже ранее разработанный кем-то способ, шаблон. В этом, собственно, и достигается цель ЕГЭ в противовес традиционной системе вступительных экзаменов в ВУЗе: задач много, но, для того, чтобы их правильно решить, не требуется каких-либо сверхспособностей или творчества; требуется лишь знание частных случаев, стандартных способов решения. Или же, напротив, требуется догадаться, как при решении олимпиадных задач. А вот именно добротного общего знания математики такие задачи НЕ требуют.
Точно также обстоит дело в отношении большинства других предметов. Потому и школы, естественно, и занимаются такого вот рода натаскиванием. Потому и обращаются будущие абитуриенты к репетиторам. Потому, что, еще раз, в условиях ЕГЭ – требуется не столько знать предмет или уметь применять свои знания к решению конкретных ситуаций. Требуется именно - знать МЕЛОЧИ, частные случаи и уметь применять их. Этим ЕГЭ отличается от традиционной системы экзаменов. Так, исподволь (под благими пожеланиями) и готовят людей - пользователей готовых технологий.
В настоящее время, конечно, проводится тестирование в рамках ЕГЭ и по информатике. Но, честно говоря, сдать эти тесты – не столь сложно, если человек более-менее нормально учился по этому предмету. Там, да, тоже присутствуют эти самые частности в тестовых вопросах, но, их гораздо меньше, чем, скажем, по математике, физике, не говоря уже о литературе или истории... Почему – это уже другой вопрос.
Позволим себе высказать предположение на эту тему: потому, что на данный момент программисты в школах, как правило, не преподают. Чуть человек овладел мало-мальскими умениями в области программирования – и все, он идет работать куда-нибудь в заведомо выгодное, гораздо менее администрированное и интересное место. Благо, диапазон, в самом деле, широчайший: от мелких фирм, занимающихся созданием вебсайтов – до Google, Microsoft и серьезных государственных учреждений. По мере развития, получения и оттачивания навыков – впереди программист видит простор. Поэтому в школе, зачастую, остаются те, кто (без обид!) неспособен или не хочет серьезно программировать (правда, есть еще люди, которые видят целью своей жизни – именно работу с детьми, но, таких – не столь много, речь не о них). Еще раз: пусть не обижаются на эту фразу школьные учителя информатики, и пусть не возгордятся их коллеги – программисты. Высказано – не с целью кого-то обидеть, а по факту.
Кроме того, если программирование в школе преподавать, в самом деле, мало-мальски серьезно, так тогда придется резко (раз в 5) увеличить количество часов на этот предмет.
Поэтому и тестовые вопросы попросту НЕ МОГУТ содержать в себе множество разных частных нюансов, мелких вопросов. Именно поэтому (пока) тестовые вопросы по информатике носят, за редким исключением, более-менее общий характер. Это и спасает абитуриентов.
Однако, усилиями "президента", министерства образования, Г. Грефа – данная ситуация вполне может измениться. В конце концов, ведь поместили в школьную программу «зачем-то» элементы… ВЫСШЕЙ математики.
Даже теорию вероятности (которая в школе – ну, уж явно ни к чему; это – вообще отдельный раздел математики, практически не связанный со всем тем, что изучают в средней школе). Зачем так было сделано? Нам видится, с очевидной целью – как раз для того, чтобы создать дополнительный объем этих мелких, частных нюансов, шаблонных подходов, которые нужно именно ЗНАТЬ (т.е. зазубрить, иначе времени не хватит на экзамене). Чтобы школьник не мог уже отделаться общим знанием и пониманием предмета – математики, в данном случае. Чтобы – усложнить обучение и подготовку для школьника к ЕГЭ. Чтобы школьники ХУЖЕ знали остальную часть математики, которую должны бы знать (ибо школьная нагрузка – не резиновая).
Что же, на очереди – введение в школьную программу, к примеру, теории функций комплексного переменного, тензорного исчисления или многомерной геометрии. Если подобные шаги будут приняты указанными выше лицами (начиная с "", якобы, в целях развития детей), то можно будет говорить о разрушении преподавании математики в российской средней школе.
Так вот, что могли бы сделать "", министерство образования и т.д. – в рамках подрыва преподавания информатики в России? Да, к примеру – насытить школьную программу отрывками самых разных IT-технологий. В одном вебпрограммировании – сколько всего на нынешний день. А еще есть огромная масса самых разных языков программирования… а также – библиотеки, фреймворки к ним. Их же – многие сотни. Необозримо и одному нормальному человеку знать все их – невозможно.
Это и не займет, с одной стороны, много учебного времени, ибо о каждой основной технологии учитель может сказать очень компактно, в течение 5…10 минут. НО, с другой стороны: тестовые вопросы могут уже содержать более углубленные частности, нюансы – в рамках той или иной технологии. Для правильного ответа на такие вопросы от ученика потребуется знать не только общие особенности конкретной технологии, но и некоторые мелочи. И – все.
Это и невинно – мелочи, мол, спрашиваем. А попробуй вот ВСЕ эти мелочи изучить – да в течение 10…11 классов, когда масса еще других предметов? Каково? Ведь их даже не всякий профессионал знает, иной раз. А на ЕГЭ – еще и время ограничено.
2. АНТИсовет: Запретить программировать неофициально, т.е. без наличия лицензии
Причем, сделать стоимость лицензии – огромной. Или, как вариант – приравнять занятие программированием к государственной деятельности.
Конечно, на данный момент, лицензия программистам – не нужна вообще. Тем более, что достаточно много программистов-самоучек. Которые, может, и не обучались нигде, кроме средней школы, но ВПОЛНЕ себе делают свою работу качественно. Даже бытует мнение, что самоучки, зачастую, программируют лучше, чем те, кто получил соответствующий диплом ВУЗа. Хотя бы потому, что качество образования в ВУЗах по специальности «программирование», нередко, оставляет желать лучшего.
Поэтому и при приеме программиста на работу работодатель, как правило, интересуется не формальным дипломом, а конкретными умениями программиста (ну, а также – способностью работать в команде и др.).
Однако, очередное заявление "", министерства образования, некоторых иных органов – и все, вполне могут ввести лицензирование. Собственно говоря, практически ВСЕ сферы народного хозяйства так или иначе требуют лицензию или иной разрешительный документ. Взять медицинскую деятельность, торговлю многими товарами, услуги в области финансов, транспорт (нужны, как минимум, водительские права), подавляющее большинство юридических услуг… и даже репетиторство (требуется диплом об образовании)! И только работа программиста пока еще (и, слава богу) никак не лицензирована. Ибо, еще раз: тем, кто пользуется услугами программистов, нужны не бумажки – сертификаты с лицензиями, а правильно написанный (в соответствии с техническим заданием) программный код. Ну, плюс его сопровождение в будущем, доработка (впрочем, это уже не всем требуется).
Но, раз уж заговорили о какой-то там «цифровой экономике», вполне могут, в целях снижения количества программистов (т.е. в целях развала IT-отрасли в России), в процессе борьбы с ними, обязать лицензировать деятельность программистов – неважно, где они работают: в частном порядке (фриланс) или в фирме, компании.
Что будет, когда "" и с его (гласных или негласных – это не имеет никакого значения) указаний – введут лицензирование занятий программированием? Очень просто: множество мелких программистов-фрилансеров прекратят или, по крайней мере, существенно снизят объемы своей деятельности; компьютерные фирмы вынуждены будут брать на работу только программистов с лицензиями (по крайней мере, если вести речь об официальном трудоустройстве). Поэтому те самые самоучки, а также те, у кого не хватит денег на взятки для покупки лицензий – останутся, что называется, за бортом.
Естественно, это приведет к росту стоимости услуг по написанию программ. Меньше будет тех, кто будет иметь свои частные сайты. Да и корпоративных сайтов также будет, в целом, меньше. Что, кстати, будет соответствовать наметившейся в последнее время идее – сократить, схлопнуть российский интернет. Проще будет осуществлять контроль.
Вслух же это может быть озвучено (как обычно) необходимостью сертификации услуг программиста с целью «заботы о потребителях» и "повышения качества программного обеспечения".
3. АНТИсовет: Объявить неофициальное занятие программированием экстремистской деятельностью
Даже если программист будет иметь лицензию, то ему могут запретить программировать что-то для себя или для знакомых, друзей. Даже если это делается бесплатно. Если он будет делать что-то свое – все, мол, экстремизм, а там – статья уголовного кодекса. В оправдание приведут массу жалоб пользователей компьютеров, смартфонов на взломы, хищения средств и т.п. Необходимо, мол, заботиться о безопасности пользователей, поэтому неофициально программировать – нельзя. Ведь хакеры – они неофициально программируют, вот от них, типа того, и проблемы.
Кстати, это даже не шутка. Ведь Телеграммом запретили пользоваться вполне официально, даже на уровне… суда! Так что на очереди – запрет неофициального программирования. Скажем, решил написать человек программу в стиле “Hello World” – вначале будь любезен согласуй ее в ФСБ или еще где-нибудь. За оплату, естественно. В течение срока 2...3 месяца программа может быть согласована.
Впрочем, надеемся, всем известно, что многие программы – те же антивирусные программы – разработчики и так обязаны согласовывать и уже давно. Несертифицированные антивирусы на территории России использовать нельзя. А также – вебпротоколы, программы защиты информации, да, много еще чего.
Тем более, что некоторые сайты – как организаций, так и индивидуальных блоггеров и так уже вовсю привлекают к какой-то ответственности за «экстремизм» (причем, даже непонятно толком, к какой и за что – ни подробных судебных решений, ни постановлений – НИЧЕГО не публикуется). Отсюда – вывод: наверное, выбирают такие сайты и таких блоггеров – чисто случайно, путем случайной выборки. Так что изложенное в этом пункте – увы, отнюдь не шутка, а, возможно – скорое будущее.
При этом пышно (поначалу) расцветет блат, знакомства при приеме программистов на работу. Появятся, скорее всего, и соответствующие агентства, способствующие как получению лицензий, так и приему на работу (как это наблюдается в ряде других отраслях с высокой заработной платой).
Первое время все будет как-то держаться – на основе готовых решений, ранее кем-то разработанных. Но, по мере развития IT-технологий, языков программирования – наступит коллапс.
4. АНТИсовет: Запретить программистам разрабатывать свои языки, технологии, программные средства
Вместо этого – обязать их пользоваться ТОЛЬКО готовыми, шаблонными решениями. С одной стороны, для этого необходимо также запретить проявлять творчество (см. ниже). С другой – подвижки к этому уже имеются и созданы, как ни парадоксально… самими программистами. Достаточно взглянуть на современное обилие технологий – в любой IT-области. В самом деле, каких только решений, библиотек сейчас нет. Есть даже мнение (отчасти, шутливое), что, к примеру, фреймворков на javascript сейчас не меньше, чем самих программистов, использующих этот язык.
Это приводит к ситуации, когда проще выбрать уже имеющееся, готовое решение и, что называется, «допилить» его. Так оказывается быстрее и, соответственно, дешевле. Что же, осталось "" России, а за ним – и министерству образования, иным компетентным органам ввести для программистов ОБЯЗАННОСТЬ использовать только готовые решения, обязанность НЕ писать программы на «чистых» языках. Запретить разрабатывать свои библиотеки, фреймворки, технологии. При обнаружении «нелегальных» языков, библиотек, фреймворков – привлекать их создателей - программистов и лиц, принимавших участие в их распространении, к уголовной ответственности. Как это делается, скажем, при изготовлении и реализации наркотиков.
Понятно, что раз российским программистам будет запрещена разработка собственных решений, они будут ОБЯЗАНЫ пользоваться либо старыми решениями, либо – западными. Как это уже было с автомобилестроением, потом – с самолетостроением, нефтяными технологиями. Правда, есть нюанс: только что перечисленные технологии (за исключением самолетостроения) не запрещались ни в России, ни в СССР. Видимо, как раз по той причине, что они развивались-то – не слишком интенсивно. А, может, потому и развивались они неинтенсивно, что не было у руководства страны никакой заинтересованности в них. Ну, чтобы не мешали стране строить – вначале социализм, а потом – рынок.
5. АНТИсовет: Запретить программистам проявлять творчество
Конечно, как уже говорилось выше, подрастающее поколение (школьников) уже и так принуждают именно к такому способу решения проблем - путем использования ЕГЭ. Однако, полностью творчество, креативность этим убить трудно. Все-таки, находятся, и немало, школьников, которые, несмотря на, скажем так, особенности подготовки к ЕГЭ, все же способны мыслить и работать творчески. Причина – одна: людей, проживающих в России, еще не полностью запечатали в рамки шаблонов, стандартных решений. Хотя, конечно, видится, что это – дело скорого будущего. Цифровая экономика – вот самая эффективная помощь тому.
В последние годы борьба с творцами в России все увереннее приравнивается к задаче государственной важности, о чем свидетельствуют слова Г. Грефа и даже бывшего министра образования А. Фурсенко.
Эти «эффективные управленцы», видимо, уже поняли, что творчество – лишь мешает им для достижения каких-то своих целей. Вот и борется Г. Греф с программистами.
6. АНТИсовет: Нанять специальных людей, которые будут вносить дрязги, ссоры, смещение акцента тем обсуждения на ВСЕХ компьютерных форумах, даже на закрытых
В обиходе такие люди называются троллями. Их присутствие поможет создать дополнительные затруднения программистам в решении того или иного вопроса, заставит его потратить побольше времени (а там, глядишь, и на «пенсию» пора…).
Кроме того, тролли помогут испортить настроение программистам, а это, опять-таки – может быть залогом снижения эффективности их работы и формированию отвращения к программированию в целом.
Конечно, бесплатно делать подобную «работу» люди если и будут, то далеко не всегда. Почему? Потому, что это – для совсем, как говорится. Такие люди могут что-то рассуждать о политике, сексе и т.п. Т.е. там, где вообще можно не знать ничего. Но, если сказать хоть что-то на тему программирования – все же, хотя бы какое-то понимание нужно, хотя бы какие-то знания потребуются.
Что же касается платных «услуг» - так на них-то денег хватит. Это же только для пенсионеров «денег нет». А на что надо – деньги и были, и есть.
7. АНТИсовет: Установить в обществе негативное отношение к программистам
В 90-е годы это делалось путем соответствующих публикаций, резких замечаний в СМИ, но – только по отношению к учителям, инженерам, врачам. То явно, то исподволь представители указанных профессий поносились, унижались, им ставилось в упрек их, якобы, неспособность перейти в более доходные сферы работы (например, в торговлю, имелось в виду, ибо в то время торговало хоть чем-то, пожалуй, практически полстраны).
В настоящее время столь явных упреков и унижений, конечно, нет. Но, негласные – остались. Иначе – чем объяснить фразу такого персонажа, как Медведев: «денег нет, но, Вы – держитесь»? Ведь на то, что «нужно» - деньги-то находятся. Тем более, если говорить о 2017...2018 г. - в результате нефтяных сверхдоходов денег опять в стране СТОЛЬКО, что их не знают, куда девать. Тем не менее, педагогам (на, так сказать, высоком уровне, а не просто так) совершенно внятно было рекомендовано идти в бизнес (т.е., опять же, в частности, в торговлю, как и в 90-е годы), если они хотят заработать больше. Т.е. по смыслу ситуация абсолютно не изменилась в течение 20 с лишним лет. Изменились лишь слова.
Так вот, к этим трем профессиям можно было бы додавить и программистов. Но, перед этим, конечно, придется как-то ограничить их возможность КАЧЕСТВЕННОЙ работы (и, соответственно, возможность получения приемлемых доходов); что же – перечисленные выше способы могут, при старательном их применении, способствовать этому.
8. АНТИсовет: Ввести огромный налог на программирование
Например, в размере 50…90% от заработка (а, попутно, пусть программист еще и в бюджет выплачивает в год, скажем, 10% стоимости всего своего имущества). При этом компьютерные фирмы вынуждены будут платить повышенную заработную плату программистам или принимать на работу тех, кого устраивают и копейки. В итоге, когда качественные специалисты разбредутся - кто куда, и возникнет та самая «индусская ловушка». Будет масса программистов, умеющих, в основном, загружать компьютер путем нажатия кнопки на системном блоке. Ну, и… выключать его. Это как раз то, чего, якобы, опасается "" вместе с Г. Грефом, но, тем не менее, они действуют именно в этом направлении - в направлении создания "индусской ловушки".
9. АНТИсовет: Резко снизить количество ВУЗов, которые готовят программистов, а в перспективе – ликвидировать их
Или – переориентировать их. Да, лучше пусть студенты, вместо языков и технологий программирования изучают экономику (чем более обобщенно, тем лучше), психологию, теологию, православную культуру и историю; пусть получают навыки официантов, таксистов, продавцов смартфонов. Оправдать это можно будет необходимостью готовиться к рынку: вдруг, мол, выпускник ВУЗа не найдет работу по специальности, так тогда сможет работать таксистом или официантом в ресторане. Видимо, это и планирует Г. Греф, рассуждая о том, что, мол, сейчас у нас избыток инженеров, а вот надо бы развивать сферу услуг.
Ну, а языки программирования – для их изучения хватит двух-четырех часов. Скажем, кое-как выучил студент аббревиатуру «html» - все, получает диплом вебпрограммиста. Выучил слово «драйвер» - все, теперь он стал системным программистом. Что, мол, еще что-то больше учить – теги, команды там какие-то всякие и, упаси бог, их свойства и параметры. Вот правильно поставить тарелку на поднос – и ее правильно перед гостем ресторана поставить – вот этому нужно учиться годами, вот чему надо, в первую очередь, учить программиста. Конечно, экономика услуг – она важнее, слов нет. Должен же кое-кто в рестораны ходить. И чтобы там его обслуживали.
Но, тогда програмистов в России, по сути, было очень мало, IT-отрасль едва-едва нарождалась. Робкие тогдашние попытки (например, в виде разработчиков антивируса DrWeb) - не в счет. Видится, что именно поэтому на них и не обращали внимания вообще. А теперь - поняли свою "ошибку", спохватились: ой, мол, что-то эта отрасль в России слишком уж интенсивно и уверенно развивается. Творцы-разработчики тому "виной". Куда же это годится! Пора, мол, бороться с ними, задавить.
10. АНТИсовет: Внести противоречия в вузовские программы и методы обучения
Это – как вариант предыдущего. Если ВУЗ ликвидировать или переориентировать, на первых порах, будет затруднительно, можно попробовать внести противоречия в учебный процесс. Само собой, всем преподавателям (ну, за исключением блатных, которые, собственно, и будут руководить всем этим процессом переориентации разрушения) снизить зарплату до минимума. Для чего можно использовать, например, принижение их квалификации (аналог ЕГЭ – в помощь). Скажем, не знает преподаватель какого-нибудь очередного варианта 157-й ветки фреймворка «Рога и Копыта на Набережной», разработанного, как 94-й клон графической библиотеки для очередного современного языка «LindowOS» - все, мол, да, разве может такой преподаватель обучать студентов?... Это же все, несовременный преподаватель, его уровень познаний - из позапрошлого века.
Кстати, в рамках данного антисовета, рекомендация для "": преподавателям ВУЗов вообще можно установить заработную плату на уровне пособия по безработице; что, мол, с ними церемониться. И периодически посылать к ним своего Медведева (ну, или очередного – Волкова, Зайцева какого-нибудь), который им в очередной раз будет создавать настроение и держаться порекомендует, ссылаясь на нехватку денег. Да, а на пенсии они (те, кто программистов обучает, естественно) – вообще пусть в 100 лет выходят. А кто не дожил – так это их, мол, проблемы. Ишь, в себя не инвестировали раньше, а какую-то пенсию еще хотят. И вообще, мол, нечего было программированием заниматься, надо было в сферу услуг идти.
Вот экономия бюджетных-то средств будет. Может, даже еще на одну войну с Сирией или Украиной – хватит. И в оффшорах у известных персонажей еще пару (десятков) триллионов долларов появится.
А уж где поле необъятное, так это – введение очередных новых ФГОС (федеральный государственный стандарт) образования, более широкое упоминание социальных компетенций в противовес программистским. Также – принуждение преподавателей к внесению противоречий, грубых ошибок в задания, даваемые студентам. А также – простановка оценок не по заслугам, а произвольно. Это, мол, такой инновационный метод стимуляции творчества и креативности. Никаких объяснений по этому поводу – не давать (нынче у нас, мол, социальная самостоятельность в моде). Надо ТАК составлять задания, чтобы их не мог выполнить не только сам студент, но и даже те, к кому он обращается за помощью, как заказчик.
А что? Это не шутка, по крайней мере, в средней школе – масса примеров, как образование методично разрушается. До ВУЗовских программ – пока еще не добрались, чтобы сделать ТАК.
Почему? Ответ простой: да, потому, что писать вузовский учебник – это, все же, думать надо хоть немного. Это не для детишек. Соответственно, и уровень автора учебника должен быть, как минимум, повыше. А те, у кого повыше этот уровень (развития-то) – все же, не будут писать уж совсем ерунду.
Впрочем, «те» могут писать то же самое (по направленности), просто другими, более научными, словами. Например, вот выдержки из Приказа от 7 Августа 2007 г. №311 «Об утверждении стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года» Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (выделено – нами):
Внедрение нанотехнологий должно еще больше расширить глубину ее проникновения в повседневную жизнь населения. Должна быть обеспечена постоянная связь каждого индивидуума с глобальными информационно- управляющими сетями типа Internet.
Наноэлектроника будет интегрироваться с биообъектами и обеспечивать непрерывный контроль за поддержанием их жизнедеятельности, улучшением качества жизни, и таким образом сокращать социальные расходы государства.
Широкое распространение получат встроенные беспроводные наноэлектронные устройства, обеспечивающие постоянный контакт человека с окружающей его интеллектуальной средой, получат распространение средства прямого беспроводного контакта мозга человека с окружающими его предметами, транспортными средствами и другими людьми. Тиражи такой продукции превысят миллиарды штук в год из-за ее повсеместного распространения.
Отечественная промышленность должна быть готова к этому вызову, так как способность производить все компоненты сетевых систем будет означать установление фактического контроля над всеми их пользователями, что неприемлемо для многих стран с точки зрения сохранения их суверенитета. Аналогичной точки зрения придерживаются эксперты стран ЕС в связи с глобальной экспансией производителей электроники из стран Юго-Восточной Азии и намерением США обеспечить себе постоянное технологическое лидерство в этой области…
Облик промышленного производства при этом все более будет напоминать микроэлектронно-фармацевтические производства, а не традиционные приборно-машиностроительные производства, существующие в настоящее время.
Неплохо рассуждают дяденьки и тетеньки, не так ли? С размахом так это. И уверенно. А ведь это – официальный документ. Даже не засекреченный. Это - будущее страны. Точнее, будущее тех, кто, считая себя "многоопытным" в жизни и политике, в очередной раз выбрал "", посмеиваясь над остальными и/или считал их "маргиналами". В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ (ну, а как же иначе-то), это коснется, на наш взгляд, всех тех, кто это сам все будет внедрять и контролировать. Ведь они-то как раз и должны быть, в первую очередь, на самом активном контроле. Что же, посмотрим.
11. АНТИсовет: Создать такое правовое поле, которое ВООБЩЕ не защищало бы результаты интеллектуального труда
Что же, и это – вполне по силам "" России. В самом деле, интеллектуальной деятельности посвящено в гражданском кодексе три сотни статей... Но, путем реформы законодательства вполне можно сделать следующее. Можно не только внести (очередные) противоречия в гражданский кодекс и/или смежные законы, но и полностью ликвидировать эти нормы, а взамен них сформулировать нечто лаконичное, навроде: «результаты интеллектуальной деятельности, в частности, компьютерные программы, никак не защищаются на территории Российской Федерации и никакой защите не подлежат, в чем бы она ни выражалась. Любая попытка защиты компьютерных программ является экстремизмом и должна незамедлительно пресекаться компетентными органами».
Оправдать это можно, как Вы уже догадались, упрощением законодательства. А то, мол, оно у нас нынче сложное – не сразу разберешься. А после «реформы» - будет очень простое и понятное каждому. Программисты у нас, «к сожалению», теперь не очень квалифицированные и им сложно было разобраться в тонкостях законодательства. Ну, а теперь – стало проще.
Ура, как здорово, как стало удобно; а то надоели эти законодатели – накрутят там разных норм своих и поди разбери, что там в этих законах к чему – пойдут комментарии в ВКонтакте, Фейсбуке…
12. АНТИсовет: Внедрить информационную экономику не на словах, а на деле
Собственно, долго ждать не придется: ее внедрение УЖЕ началось. Но, добро бы, если БЫ такое внедрение осуществлялось в рамках дальнейшего развития IT-отрасли… Если бы при этом ставилась задача планомерного повышения компьютерной грамотности и повышения удельного веса специалистов-программистов, разбирающихся в информационных технологиях.
Но, увы, направленность видится – отнюдь не на это. Направленность идет только на то, чтобы люди поскорее начали как можно больше применять компьютеры, смартфоны и иные гаджеты – как в личных целях (для общения), так и для совершения покупок, платежей и др. Плюс к тому - внедрение чипов в разных формах.
Вроде бы, благая цель – удобство, скорость. Однако, за этим кроется будущий тотальный контроль над КАЖДЫМ. Не понравилось кое-кому чье-то поведение – взяли, да отключили (временно или постоянно) человека от этих цифровых технологий. И – все. Даже хлеба кусок купить будет невозможно, если не будет наличных денег.
Что нужно для внедрения информационной экономики? Перечислим:
- Наличие соответствующих устройств,
- Наличие надлежащих информационных технологий,
- Наличие согласия БОЛЬШИНСТВА населения.
Судя по упоминаемой выше программе, последняя как раз и призвана обеспечить выполнение первого пункта.
По поводу третьего пункта – согласие населении может быть получено очень даже легко. В конце концов, раз уж оно (это население) сделало свой выбор в марте 2018 г., раз уж оно вполне себе терпит факт повышения пенсионного возраста, что совершается ПРЯМО НА ЕГО ГЛАЗАХ, НЕ ТАЯСЬ, раз уж оно стерпело разные деяния (кои кое-кто хотел приписать «террористам»), раз уж оно вполне согласно с тем, что недоношенных человеческих младенцев можно использовать, как сырье для получения лекарств (даже патент есть соответствующий), раз уж, покупают и едят продукцию некоторых фирм, зная о том, что ткани от абортируемых младенцев нынче используются на Западе для производства вкусовых добавок в пищевых продуктах, то, как видится, уж такую-то «мелочь», как тотальную вшивку чипов и отмену наличных денег – население воспримет еще легче. Это и, в самом деле, ерунда после всего перечисленного. Ой, да это очень удобно, скажут некоторые.
Со вторым пунктом – примерно так же, как и с первым. Однако, очевидно, что ПОСЛЕ того, как все это будет создано и более-менее начнет функционировать, программистов, в самом деле, не нужно будет так много, как сейчас. Ну, примерно, как не нужно, скажем, столько металлургов, по сравнению с прошлым временем, когда, человечество только обучалось добывать металл.
Впрочем, помешают внедрению цифровой экономики в России… как раз программисты-пользователи готовых решений, о коих мечтает Г. Греф и пр. Потому, что одно решение будет нагромождаться на другое, на них – третьи и т.д. Потом, в одно не очень прекрасное время, где-то там, в недрах, выявится ошибка… обусловленная неполным соответствием тех или иных решений. В конце концов, в операционной системе Windows – сколько тысяч ошибок?... В том числе, и тех, которые до сих пор не устранены. Точно также будет и здесь.
Так вот, если к тому времени в России квалифицированные программисты (творцы-разработчики) будут изведены, как класс, останутся – все остальные. Ну, а они – так и будут строить «Вавилонскую башню». Что-то где-то исправляя, но, при этом – внося новые ошибки.
Поэтому будет два варианта развития событий: либо вновь возрождать профессию программиста, либо – пользоваться услугами иностранных. Ну, а так как что-то возрождать в современной России, как обычно, "дорого и денег нет" (ответ-то уж общеизвестный), то остается второй вариант. Как и во многом другом. Вначале "пришлось" покупать иностранную одежду, продукты питания, автомобили, самолеты... ну, а вскоре, видимо, очередь дойдет и до массированного импорта IT-технологий, может произойти ликвидация только-только народившейся индустрии программирования в стране.
Мрачно? Не то слово...
13. АНТИсовет: Запретить чтение, публикацию любых, сколь угодно ценных статей, трудов по программированию
При этом придется также перекрыть российский сегмент интернета от соединения с внешним миром, а также – обеспечить закрытость или, как минимум, плохое функционирование других каналов передачи информации извне. Вместо этого, в компьютерных журналах, форумах – публиковать новости, какие угодно: о футболе, Крыме, об очередных похождениях «светских звезд», да, мало ли еще о чем. Если и допускать публикацию серьезных материалов – то обязательно с большим количеством разной ахинеи (преподносимой, как «юмор»). При этом материалы обязательно должны содержать большое количество грамматических ошибок. Не говоря уже о стилистических противоречиях и невозможности узнать из публикации хоть что-то ценное.
Что же, видится, что и эта (сложная, кстати, пока IT-отрасль в России еще не разрушили) задача – вполне по силам российскому "". Уж где-где, а здесь-то он вполне сможет. Помнится, в свое время, лет так 15…20 назад, было заявлено примерно следующее: Россия должна быть похожа на Бразилию десятилетней давности. М-да, что еще скажешь тут… хорошо, хоть не на Эфиопию (или Антарктиду) 50-летней давности. Хорошо хоть, к неандертальцам Россию-то не отнесли (как ее будущий «идеал»).
Ну, а что такое Бразилия 10-летней давности (а также Мексика, Уругвай там… хотя, можно еще и Колумбию, например, вспомнить) – можно убедиться самостоятельно. Там, конечно, программисты, и в самом деле, ни к чему. Понятно, что при такой «тонкой» стратегической линии (если на иное то ли ума, то ли желания не хватило, то ли и того, и другого) – куда там, какие программисты. О чем речь? Да, дай бог, чтобы хоть голода не было. И вместо банановых повязок – чтобы люди все же в одежде ходили. Ну это так, условно говоря.
14. АНТИсовет: Резко снизить количество программистов
Вначале в несколько раз (это еще для IT-отрасли будет не столь заметно, хотя и уже будет нанесен урон). А потом, под предлогом экономии средств (ну, как же, эта экономия – оправдание любому разрушающему действию – так уж в стране теперь повелось) – снизить численность программистов на порядок и более. При этом разрушится интеллектуальная обстановка, среда, атмосфера, программистам станет толком не с кем взаимодействовать. Что вызовет их постепенную профессиональную деградацию или, как минимум, отставание от мировых технологий – по одиночке. Конечно, для успешности выполнения этого – придется перекрыть доступ в мировой интернет, равно как и иные каналы связи.
Каким образом снижать их количество? Ну, опыт-то уже есть. Например, могут устроить в стране очередной кризис (сославшись, конечно, на какие-то «объективные» причины). На фоне кризиса – когда людям нужно будет выживать (вспомним 90-е годы), программирование отойдет на второй или даже на десятый план. Да, в банки вернутся бумажные квитанции, книги, записи; вся электроника (после парочки очередных сбоев) будет мирно покоиться где-нибудь в подсобных помещениях и т.д. Бухгалтерский учет в фирмах, организациях также будет вестись вручную, как и лет 20 назад. Но, это даст возможность снизить (и существенно!) численность программистов, которые будут вынуждены идти в таксисты, официанты, продавцы и т.п. – в соответствии с рекомендациями Г. Грефа. Ибо, повторимся, это уже проходили, только действующими лицами были не программисты, а учителя, инженеры и, отчасти - врачи.
Что сказать? Этот антисовет очень даже намерены привести в действие личности, вроде Г. Грефа, министров образования, во главе с их "", естественно (в самом деле, да, разве же они без "" хоть пикнули бы в этом направлении? Едва ли, очень, ОЧЕНЬ сомнительно). Т.е. пока, на данном (начальном) этапе, ими задумано сократить численность программистов примерно в 4 раза. Ну, а потом, по мере разрушения российской IT-отрасли, когда она начнет задыхаться от недостатка профессионалов, когда ее заполонят те, кто способен лишь пользоваться готовыми решениями и, как максимум, адаптировать их - вот тогда вполне может настать второй этап диверсии в данном направлении, своего рода, ее "лебединая песня": дополнительно снизить количество программистов, зато, мол, остальные станут квалифицированнее. Мотивы к этом могут быть уже наработанные, стандартные: "денег нет". Ну, а средств - масса, см. выше.
15. АНТИсовет: Принудить программистов постоянно обновлять Windows
Известно, что Windows 10 – это последняя локальная версия этой операционной системы. В дальнейшем будут лишь онлайновые. Именно поэтому, в частности, компании Microsoft и есть смысл приучать пользователей к планшетному, шаблонному мышлению: чтобы проще было стандартизировать онлайновый интерфейс. Чем более одинаковым он будет для всех пользователей, тем, естественно, компании Microsoft будет проще обслуживать свою систему.
Понятно, что если, как минимум, ядро операционной системы будет находиться где-то на серверах Microsoft, программирование под эту систему будет уже вещью – достаточно условной. Это будет, максимум, высокоуровневое программирование; собственно, для того и был, по всей видимости, разработан так называемый Си-шарп (C#). Понятно, что только на нем (без С/С++) ничего серьезного не напишешь – тормозить будет. Да и, повторимся, не будет доступа к самой системе.
Поэтому программист, после перехода на онлайновую версию, сможет писать лишь прикладные программы. Однако, последние можно будет, скорее всего, компоновать из готовых решений (типа кубиков). Как это делается уже сейчас на примере конструкторов сайтов (интересно, что такие сайты даже работают как-то). Поэтому, по сути, программирование, как таковое, может выродиться. Да, программы будут работать не особо быстро, но, все же, как-то БУДУТ РАБОТАТЬ. И, главное, без особых трудов со стороны программистов.
Конечно, остается еще, как минимум, Linux, но, как видится, что-то будет придумано или с сертификацией операционных систем, или будет встроена в компьютеры защита на аппаратном уровне (кстати, отличная возможность запретить программистам писать программы «нелегально»). Ну, или Linux повторит судьбу Windows.
Конечно, в любом случае, этот совет способен оказать свое негативное действие еще нескоро. Тем более, что останется, как минимум, вебпрограммирование. Где у программиста, все же, будет альтернатива: сделать быстро, но сайт работать будет медленно; или сделать аккуратнее, при этом скорость работы сайта может быть в разы, если не на порядок, выше.
Надо сказать, что в этом направлении пока российские персонажи, типа "", ничего не предпринимают (даже странно, почему?...). А вот на Западе пропаганда необходимости обновления операционных систем, браузеров, а то и процессоров компьютеров уже вполне идет. Потом были "выявлены" еще новые "уязвимости".
Впрочем, если Microsoft сдержит свое слово, рано или поздно придется или перейти на Windows-онлайн, либо полностью отказаться от этой операционной системы (видится, что вынудят - так или иначе). Так что этот антисовет является, пожалуй, вспомогательным, несущественным. Который способен лишь ускорить гибель российской компьютерной отрасли, но не полностью погубить ее.
Итог
Вот такие вот «советы». От слова «не надо». Кстати, целенаправленная реализация каждого – отнюдь необязательна: достаточно выполнить парочку, а остальные – подтянутся, как говорится. По принципу домино. Судя по намерениям и действиям "" и его К0, в первую очередь они собираются реализовать АНТИсовет №5. Правда, пока что это реализуется неявно, в виде высказываний ряда высокопоставленных лиц, управляющих страной. В какой-то мере - №7, 12. Весьма выражен настрой на реализацию №14 (об этом-то заявляют, уже не стесняясь, на высоком уровне).
Похоже, реализуется и АНТИсовет №6 (и, кстати, небезуспешно; впрочем, он реализуется не только применительно к программистам, но, в последние годы, даже и на религиозных, эзотерических форумах, к примеру; раньше, лет 10 назад – где-где, но уж в эзотерике-то не было людей, которые умышленно затевали ссоры, пытаясь помешать другим обсуждать суть той или иной темы; так что это – веяние времени). Однако, конечно, взять и доказать конкретно, что вот «такой вот тролль действует по указанию – Ф.И.О.», например, "" или Г. Грефа - в ряде случаев затруднительно. Хотя бы потому, что эти и не только эти граждане позаботились о практически полной своей секретности. Уже одно это дает моральное право подозревать именно их. Тем более, если судить по общей имеющейся тенденции, это, как минимум, можно предположить, исходя из логики.
Видится, что основной удар по российским программистам, равно как и по российской IT-отрасли в целом, будет нанесен российским руководством (ну, если ничего не сменится) чуть позже – тогда, когда в стране будет более-менее внедрена цифровая экономика. Так что у тех, кто занимается программированием более-менее серьезно, есть, по крайней мере, время, чтобы подготовиться, сориентироваться. Скорее всего, как и в российской нефтянке (да и в электронике, если внимательно ознакомиться с текстом Приказа №311), в российской IT-отрасли так и останутся наиболее приоритетными – зарубежные технологии (не верится, что "" даст возможность развиваться российским технологиям, несмотря на красивые слова; собственно, его суховатый визит в Яндекс в определенной степени продемонстрировал этот момент). И, стало быть, важнейшие функции будут выполнять иностранные программисты. В том числе – и наблюдать за чипированными гражданами, вести их учет, контролировать, осуществлять разрешения/запреты и т.п.
Ну, это так, прогноз, исходя из имеющейся на сегодняшний день тенденции.