Научный консалтинг
Главная
Контакты
Номер телефона
Как мы работаем
Гарантии
Условия
Цены

ВАЗ-21213 НИВА: достоинства и недостатки

В этой статье мы поговорим об автомобиле НИВА ВАЗ-21213. Правда, сейчас он называется Lada 4x4. Вместо этого завод решил назвать Нивой соответствующую модель Нива-шевроле. Ну, да ладно, будем придерживаться старой, давно укоренившейся, традиции.

Мы уже писали о ремонте и техническом обслуживании Нивы.


Рассмотрим достоинства и недостатки этой машины, стараясь сохранить объективность и беспристрастность.



Достоинства Недостатки
Повышенная проходимость. В городе автомобиль Нива ВАЗ-21213, в целом, является легковым (точнее, отличается от легкового он, пожалуй, лишь тем, что подвеска жестковата и, соответственно, при поездках в нем ощущается тряска). Тогда как при выезде за пределы асфальта он, как ни в чем ни бывало, без труда продолжает движение дальше – в том числе по снегу, грязи, камням, канавам, бордюрам. По сравнению с такими машинами, как КIA, Nissan-Xtrail, Renault-Duster и т.п., Нива является более проходимой. Проходимость недостаточна, если сравнивать с хорошим джипом (типа Ниссан-Патрол), УАЗом, ГАЗ-66 и др. Например, ехать и передвигать передним бампером снег (как бульдозер) НИВА, к сожалению, неспособна – она вскоре забуксует и встанет. Если же углубилась по самые мосты, то необходим, как минимум, УАЗ; можно Лэндкрузер или что-то аналогичное. Другая НИВА едва ли поможет ей выбраться (это проверено).
Наличие как пониженной передачи, так и блокировки мостов. Причем, и то, и другое можно использовать ОДНОВРЕМЕННО (а не только что-то одно). Такая возможность имеется только на хороших джипах. Причем, ехать на блокированных мостах возможно столько, сколько потребуется (правда, все же не стоит искушать судьбу, если нет особой необходимости...). А вот, скажем, паркетные джипы, типа Судзуки-Гранд-Витара при этом очень скоро сломаются. Шум, дополнительные источники вибраций. Во многих других легковых автомобилях, джипах оба этих фактора гораздо ниже.
Возможность перевозки длинномерных (до 4 метров) предметов при открытом багажнике. Правда, много их не перевезешь. Но, если появится такая необходимость, вероятно, целесообразнее использовать грузовик. Ведь автомобиль все же легковой. Очень малый объем багажника. Туда практически ничего невозможно положить, кроме, скажем, одного (и только) большого чемодана плюс еще что – уж совсем по мелочи.
Жесткая подвеска. При вольном переезде через бордюры, канавы, камни, «лежачие полицейские» и т.п. – подвеска НИКОГДА не пробивается – независимо от скорости; риск повредить поддон картера двигателя сведен к нулю. Этому же способствует и высокое расположение двигателя. Жесткая подвеска. Т.е. в целом, автомобиль производит впечатление спортивного, при езде чувствуется, наверное, каждый камешек. Для любителей мягкой поездки машина, естественно, будет казаться грубой и трясучей (как и ряд других проходимых джипов, впрочем). Особенно тяжело тем, кто находится на заднем сидении; там, к тому же, очень тесно. Поэтому при длительных поездках автомобиль утомителен.
Много места для ног водителя и переднего пассажира. Им не приходится держать ноги в строго определенном положении, как в «Запорожце», некоторых «Самарах» и ряде относительно недорогих автомобилей иностранного производства. Очень малый размер салона в целом. На заднем сиденье трем пассажирам средней комплекции будет тесновато. При длительных поездках автомобиль утомителен. Правда, имелся опыт одновременной перевозки в НИВЕ:
  • пассажира средней комплекции с ребенком на переднем сидении;
  • ЧЕТЫРЕХ полицейских с их оборудованием на заднем сидении;
  • ДВУХ воров в багажнике.
И это еще при том, что поездка происходила по пересеченной местности, местами – по большим кучам щебня и колдобинам.
Высокое лобовое сопротивление, приводящее к повышенному расходу топлива при высоких скоростях.
Высокий клиренс (по сравнению с легковыми автомобилями) позволяет уверенно преодолевать более высокие препятствия. Высокий клиренс является некоторой помехой при движении с высокими (более 120 км/ч) скоростями, а также на скользком дорожном покрытии, например, на льду. Кроме того, клиренс НИВЫ, все же, не столь высок по сравнению с УАЗом, некоторыми иными джипами (не говоря уже о ГАЗ-66), что является одной из причин проигрыша им по проходимости.
В результате высокого клиренса в НИВЕ радиатор гораздо более защищен от коррозии, чем во многих легковых автомобилях. НИВА чувствительна к неточностям установки углов передних колес. Если длинномерные, низкопосаженные машины это иной раз «прощают» (всего лишь ускоренно съедая резину и вызывая перерасход топлива), то НИВА – нет. Если, скажем, неверны углы схождения, ее будет бросать по дороге из стороны в сторону даже на относительно невысокой скорости. Поэтому развал/схождение/кастер необходимо даже не то, чтобы регулировать, а юстировать с точностью до 1’…5’, обязательно следя за состоянием узлов обоих подвесок. При исправных узлах подвески и отъюстированных углах передних колес автомобиль движется более, чем уверенно даже при наличии колеи на асфальте. Также совершенно четко вписывается в повороты. Как говорят в таких случаях – сам идет туда, куда нужно.
Низкий расход топлива по сравнению с даже не слишком тяжелыми джипами, не говоря уже о Лэндкрузере, Паджеро, а также ГАЗ-66, УРАЛе и т.п. Расход топлива - примерно на уровне с автомобилем Сузуки-Гранд-Витара, но при этом хуже комфорт и гораздо лучше проходимость. Повышенный расход топлива по сравнению со многими легковыми автомобилями, не говоря уже об "Оке", "Матизе" и др.
Высокая ремонтопригодность, доступность запчастей. НИВУ выгоднее ремонтировать своими силами, так как запасные части относительно дешевы. А ремонт, в принципе, не настолько сложен - в любом случае, это не УАЗ и, тем более, не Лэндкрузер (где своими силами мало к чему можно подступиться) и не Вольво (ремонт которого сводится, как правило, к замене на готовые узлы в сборе. Высокая стоимость работ на автосервисах (почти как для импортных легковых автомобилей). НИВУ выгоднее ремонтировать своими силами, если есть время, желания и умение.
Надежность при эксплуатации даже в тяжелых условиях. Серьезные поломки, при надлежащем уходе и контроле, очень редки. Тогда как многие «джипы» нередко попросту ломаются от подобных условий эксплуатации. Причем, ломаются достаточно быстро. Среди таких «джипов» можно назвать Сузуки Витара, Киа, Хаммер и др. Даже если речь идет о Лэндкрузере, то и там, после тяжелых дорожных условий, необходимо посетить мастерскую – это рекомендация из документа по эксплуатации. Тот же УАЗ, являясь гораздо более проходимым, чем НИВА, ломается чаще и нередко – в неожиданных ситуациях. Более высокая чувствительность к тяжелым условиям эксплуатации по сравнению, например, с КАМАЗом, трактором, БелАЗом. Т.е. если ПОСТОЯННО ездить по глубокой грязи, камням, высоким бордюрам и канавам, корпус автомобиля может дать трещины. Да и трансмиссия почаще будет напоминать о себе.
Гораздо меньше ржавеет днище, чем у некоторых легковых автомобилей по причине более высокого клиренса и, соответственно, меньшего попадания воды. Относительное обилие мелких ремонтов по сравнению с некоторыми иностранными автомобилями (не всеми, разумеется).
Относительно невысокая стоимость автомобиля. Автомобиль стоит дороже, чем, например, «Матиз», «Ока», «Таврия».
Очень редко угоняемый. Наверное, трактора, троллейбусы и то угоняют чаще. Автомобиль, хотя и является (микро)джипом, но не имеет рамной конструкции.
Автомобиль лишен недостатков машин с рамной конструкцией кузова. Шум при движении и вибрации – даже при исправности автомобиля. Если шум как-то можно снизить до минимума (соответствующего требования Евро), то с вибрацией уж практически ничего не поделаешь – такова конструкция. Правда, некоторые умельцы снижают и ее уровень (путем установки разного рода демпферов, меняя подвеску…), но взамен получают снижение клиренса и, соответственно, проходимости.
Короткая база при относительно высокой посадке позволяет более эффективно преодолевать препятствия. Например, кучи щебня, бревна, колдобины, пни. Также это позволяет въезжать на гораздо более крутой подъем по сравнению с легковыми автомобилями. При торможении НИВА более склонна к заносу, чем длиннобазные и низкопосаженные автомобили. Поэтому управлять НИВОЙ нужно уметь, все же; мало только нажимать на педали и крутить руль. Для «блондинок» (мужского или женского пола) автомобиль попросту противопоказан. Впрочем, езда по пересеченной местности, а то и там, где вместо дорог имеются лишь направления - им противопоказана тоже. Особенно, если нет знакомых с трактором, ГАЗ-66 или вертолетом.
Если сложить заднее сидение, багажник СУЩЕСТВЕННО увеличивается. И в нем без проблем можно перевести, например, средний мотоблок – типа старого УРАЛа (не говоря уже о легком), плюс немало иного груза. Недостаточная приемистость по сравнению со многими автомобилями иностранного производства. На трассе автомобиль, конечно, может выполнить обгон, но с трудом. При проезде глубокой грязи мощности двигателя иногда не хватает даже на пониженной передаче.
Малая длина позволяет почти везде найти возможность припарковаться. В настоящее время, когда везде где надо и (что чаще) не надо – навесили знаков «остановка запрещена», указанное преимущество делает ее очень удобным вариантом для города. Здесь лучше НИВЫ, пожалуй, лишь такие автомобили, как Ока, Матиз, Шкода… Правда, здесь если они и лучше, то – ненамного. Слишком высокий, по сравнению с очень многими легковыми автомобилями, радиус поворота (разворота).  Даже несмотря на малую длину. Примерно такой радиус поворота имеет, скажем, джип Mitsubishi L200. Из-за этого выезд оттуда, где мало места спереди и/или сзади, затруднен.
Прочные, надежные бамперы (к сожалению, только для НИВ старой конструкции; к НИВЕ «Урбан» это уже не имеет отношения: там стоит обычный пластиковый бампер). Надежные настолько, что по ним можно, при необходимости, ходить. Например, чтобы пройти через лужу, поток воды. Можно без всякого риска вставать на них, чтобы дотянуться до чего-нибудь. Правда, злоупотреблять этим не стоит, иначе бамперы придется перекрашивать (что, впрочем, недорого и быстро). Бамперы могут показаться кому-то слишком грубыми, тракторообразными. Впрочем, бампер, например, Хаммера (тем более, если там еще и лебедка), вроде бы, называть «грубым» как-то не принято. Внешний вид автомобиля снаружи также кому-то может показаться, мягко говоря, непритязательным. Впрочем, внешний вид немного похожих на Ниву - Хаммера или Геленвагена непритязательным называть, вроде бы, не принято.
Более высокая стойкость против аварий, чем у малых автомобилей, типа «Оки». Неудовлетворительные показатели крэш-тестов. Если НИВА попадает в лобовую аварию, то, в силу относительно высокой жесткости кузова он мало деформируется, соответственно, водитель (в случае отсутствия подушек безопасности) получает более высокое ускорение и травмы, чем во многих других легковых автомобилях. Правда, ничего не мешает установить подушки безопасности.
Меньше не слишком нужной электроники - меньше проблем с ремонтом. Зимой в НИВЕ холоднее, даже чем в «Шестерке» (ВАЗ-2106). Приходится постоянно включать печку, иначе – вскоре запотевают и начинают обмерзать стекла. Штатная система отопления слабовата. Не говоря уже об отсутствии климат-контроля, кондиционера, пускового подогревателя, лебедки и др. Правда, ничего не мешает все это установить самостоятельно. Тем более, что в штатной комплектации, к примеру, пусковые подогреватели и лебедки имеются далеко не у всех автомобилей.
Отсутствуют электронные системы управления тягой, тормозами и др. И это очень хорошо, так как водитель имеет возможность думать и действовать на дороге САМОСТОЯТЕЛЬНО, а не с оглядкой на электронику (которая вполне может и сломаться в неподходящий момент, случаев-то немало). Особенно это важно в условиях пересеченной местности; хотя, иногда – и в городе на асфальте. Т.е. когда необходимо не просто давить на газ (дожидаясь, пока электроника соизволит увеличить подачу топлива), а с умом и в "такт", сообразуясь при этом с резонансной частотой колебания автомобиля, находящегося где-нибудь в канаве, большой луже и т.п. Особенно хорошо, что отсутствует ABS, которая в ряде случаев увеличивает тормозной путь по сравнению с торможением в "ручном" режиме, т.е. без электроники. Отсутствуют электронные системы управления тягой, тормозами, приводами и др. Это бывает неудобно «блондинкам», начинающим водителям и им подобным.
Приборы на панели (в штатной комплектации) дают лишь самый минимум информации – по сравнению с рядом автомобилей иностранного производства, где путем нажатия нескольких кнопок можно вывести очень много разной информации об автомобиле и его функционирующих системах.
Полноразмерное запасное колесо расположено под капотом. Соответственно, ни салон, ни багажник не пачкаются. Кроме того, это колесо может принять на себя часть энергии удара в случае аварии (частично резиновое, все-таки). Верхняя часть лобового стекла расположена далековато от водителя, отчего практически невозможно заметить, скажем, светофор или знак, находящийся над автомобилем.
Угол наклона спинки переднего кресла является плавным. Тогда как у ряда других автомобилей он является дискретным, что очень неудобно. Неудобно залазить на заднее сиденье – только через откинутое переднее кресло, которое из-за этого иной раз ломается и требует замены.
Кроме того, нет регулировки сидения по другим параметрам, как это принято в хороших иномарках.
Салон более комфортный, чем у «Оки», автомобилей типа «Самара», а также ряда автомобилей иностранного производства. В частности, в верхней части ничего не мешает сбоку; и можно свободно склонить голову в любую сторону без риска упереться в боковое стекло. Что особенно важно, когда человек одет в большую меховую шапку: в «Самаре» и подобных автомобилях ее приходится снимать или отклонить голову в сторону. Или – садиться на заднее сидение в середину. В салоне – минимум комфорта по сравнению с Волгой, Мерседесом и некоторыми иными автомобилями иностранного производства.
ВЫВОДЫ
Автомобиль является, пожалуй, самой-самой «средней золотой серединой» среди всех других автомобилей. Это – универсальный автомобиль, т.е. оптимум по многим-многим показателям:
  • цена
  • качество
  • функциональность (в т.ч. проходимость)
  • ремонтопригодность
Это – гармоничная смесь легкового автомобиля и малого трактора. Кроме того, это - автомобиль, который при невысокой стоимости запчастей вполне может быть отремонтирован своими силами, т.е. необязательно платить автослесарям почти по стоимости ремонта иностранных автомобилей.
Есть возможность перевозки длинномерных предметов, правда, в очень ограниченном объеме.
Неисправности возникают, но некрупные, они не слишком докучают.
Проходимости автомобиля вполне достаточно, чтобы ездить не только по городу (везде, где есть свободное место), но и в условиях пересеченной местности. Правда, перед серьезными препятствиями (большими ямами, сугробами, оврагами, глубокой грязью) автомобиль пасует.
Автомобиль отнюдь не является имиджевым. Это, скорее – практичная «рабочая лошадка», чем автомобиль для отдыха и прогулок. НИВА практически не обладает комфортом. Это – малопонятная смесь легкового автомобиля и малого трактора. Управление Нивой бывает неудобно по причине недостаточной приемистости, высокого радиуса поворота, тряски.
Перевезти мало-мальски серьезный багаж без прицепа не получится. При поездке на длинные расстояния автомобиль утомителен, поэтому для поездок по межгороду он не подойдет (тем более, в силу повышенных шума, вибраций и расхода топлива). Т.е. для перевозки большой семьи автомобиль подойдет очень условно.
Мелкие неисправности возникают чаще, чем на хороших иномарках.
Нива очень чувствительна к состоянию передней подвески и рулевого управления (углы развала-схождения, состояние шаровых опор и др.) - если эксплуатировать автомобиль со скоростями выше 50...60 км/ч, тем более - по скольким дорожным покрытиям.
Проходимость хуже, чем у хороших джипов, УАЗа, не говоря уже о ГАЗ-66 и др.
В целом, у кого-то может создаться впечатление, что Нива - это автомобиль из серии "ни то, ни сё". Вроде бы, и не совсем легковой, но, однако, и не полноценный джип.
В общем, если коротко: Нива ВАЗ-21213 - это небольшой бюджетный рабочий, достаточно надежный полувездеходик практически на все случаи обыденной жизни с соответствующим расходом топлива.

Комментарии:
Всего комментариев:0
Пожалуйста, не забудьте ознакомиться с правилами оставления комментариев.



Подписаться на комментарии на этой странице

Мы можем выполнить

Другие услуги
Интересная и полезная
информация