Научный консалтинг
Главная
Контакты
Номер телефона
Как мы работаем
Гарантии
Условия
Цены

ВАЗ-21213 (Нива). Опыт эксплуатации

Что такое ВАЗ-21213 "Нива", наверное, знают многие. Это, своего рода, легендарный автомобиль, выпускаемый волжским автомобильным заводом, если не считать "Копейки" (ВАЗ-2101), а также "Шестерки" (ВАЗ-2106). Это - автомобиль практически той же самой классической конструкции, отличие, в основном, лишь в том, что он имеет полный привод, а также обладает пониженной передачей и возможностью блокировки мостов. В принципе, его можно назвать миниджипом, так как проходимость его достаточно высока. Но, конечно, по проходимости он близко не сравнится с УАЗом, не говоря уже о ГАЗ-66, УРАЛ и т.п. По паспорту он называется "легковой вседорожник" (т.е. не внедорожник).

В этой статье мы рассмотрим опыт эксплуатации, в частности, ремонта одного из экземпляров ВАЗ-21213 "Нива". Возможно, кому-то будет полезной собранная нами совокупность данных о том, как, с какой периодичностью он ремонтировался на протяжении многих лет и сколько это стоило. Для сопоставимости, все цены приведены к уровню середины 2016 г. (если точнее, то экономисты бы сказали так: стоимости работ и запасных частей определены в ценах середины 2016 г.). Если указана, скажем, стоимость за соответствующую работу, то она определялась по средним расценкам автосервисов.

Конечно, стоимости взяты ориентировочно, реальная цена за конкретную работу или автозапчасть может отличаться плюс-минус 30% (или немного более) в ту или другую сторону. Ибо, к сожалению, невозможно точно указать стоимость - хотя бы по причине так называемой коммерческой тайны: ни один автосервис не даст столь объемную и ТОЧНУЮ информацию по своим расценкам. Да и, точное указание цен было бы делом очень хлопотным и затратным по времени. Впрочем, и ненужным, ибо при анализе нами не ставилась задача получить точные результаты. Ведь, в самом деле, эта статья не является ни бизнес-планом, ни научной публикацией.

В качестве стоимости использовались, отчасти, данные фирмы "Ладья", г. Уфа.

Это - фирма, круглосуточно торгующая автозапчастями, а также осуществляющая основные виды ремонта автомобилей.

Данные затем корректировались с учетом опыта обращения в другие автосервисы г. Уфы. Также, в необходимых случаях, использовались и данные других аналогичных фирм.

Коротко об автомобиле

Автомобиль НИВА (не путайте с Нивой-шевроле - это иная машина, больше полноприводный паркетник, хотя внешне тоже напоминает миниджип), как и любой другой, обладает достоинствами и недостатками. Понятно, что в той или иной мере об этом можно прочитать где-нибудь в интернете, например, используя Google или Яндекс. Правда, зачастую так называемые отзывы страдают однобокостью и излишней субъективностью, поэтому их бывает сложно принимать во внимание. Поэтому, если Вам интересен конкретный, объективно (без рекламы и проявления любви, нелюбви или безразличия к той или иной марке автомобилей) изложенный перечень преимуществ и недостатков ВАЗ-21213, то можете прочитать о нем здесь.

Как обслуживался автомобиль

Автомобиль находился в достаточно умелых и заботливых руках. Иногда работы выполнялись чисто для профилактики (выделено зеленым цветом в нижеидущей таблице). Например, это - установка дополнительных выключателей, вольтметра, амперметра и указателя давления масла (так как в штатной комплектации НИВЫ эти приборы отсутствуют). Также это - "внеочередная" замена масла. Надо сказать, что масло менялось практически всегда "вне очереди", т.е. не дожидаясь сроков замены. Кстати, стоимость работ по замене масла принята равной нулю, ибо это можно бесплатно сделать на специальных станциях замены масла. То же касается некоторых контрольных процедур и регулировок.

Перестановка выключателей была сделана из соображений удобства, так как в НИВЕ они, находясь посередине салона в районе рычага переключения передач не обладают тематической сгруппированностью. После перестановки все получилось донельзя удобно:
  • Весь свет - слева от водителя: переключатели на руле и в левой части передней панели,
  • Вся вентиляция - справа от водителя, т.е. посередине салона в районе рычага КПП,
  • Все дворники, омывателя стекол и фар - справа от водителя.

Если исполнитель не указан, это означает, что обслуживание производилось его владельцем. Как видно, подавляющее большинство операций технического обслуживания и ремонта данного автомобиля осуществлялось собственноручно его владельцем, т.е. НЕ на автосервисе. Отчасти, поводом к этому послужил тот факт, что, еще будучи совершенно новым, автомобиль, выехав из ворот Автоваза... заглох через два квартала. Водителю пришлось ехать на пониженной передаче, во время движения двигатель постоянно так и норовил заглохнуть. Оказалось, что автослесарь, проводящий его обслуживание, умудрился заткнуть оба жиклера карбюратора: главный и холостого хода. Кроме того, были перетянуты клапана (а продолжение эксплуатации при этом в скором времени привело бы к их прогару и необходимости ремонта двигателя). Поэтому, после второго посещения уфимского Автоваза было принято ОДНОЗНАЧНОЕ решение: по возможности, ремонтировать автомобиль самостоятельно и только самостоятельно. Исключение составляли, как правило, лишь трудоемкие операции (типа ремонта коробки передач, замены переднего моста), которые сложно выполнить в одиночку, а также операции, для которых требовалось специальное оборудование (например, регулировка СО и СН).

Вместе с тем, даже для собственноручных операций были проведены оценки их стоимости по средним расценкам автосервиса во второй половине 2016 г. Это было сделано для возможности оценки общей стоимости текущих (эксплуатационных) затрат для данного экземпляра автомобиля, которая, по сути, представляет собой калькуляцию себестоимости ремонта автомобиля НИВА.

И еще - об условиях эксплуатации. Данный автомобиль использовался отнюдь не в "тепличных" условиях. Иной раз на нем возили (и возят до сих пор - иногда) цемент, землю, доски (благо при открытом багажнике он позволяет везти доски длиной до 4 м), трубы, кирпичи, иные строительные материалы. Первые 5...7 лет эксплуатации нередко проходили в условиях бездорожья. Зимой он частенько парковался (и - паркуется, при необходимости, до сих пор) где-нибудь в сугробах, куда въезжал с некоторого разгона - по причине отсутствия иных мест для стоянки. Автомобиль имел частый опыт (аккуратного) перезжания бордюров до 15...18 см высотой - в целях экономии времени на объезд. Летом на трассе он, по рассказам владельца, мог эксплуатироваться со скоростями до 135...140 км/ч. Автомобиль ехал бы и больше... да опасно. Нива ведь, все-таки.

Однако, вот еще что. Владелец НИКОГДА не допускал движения автомобиля с НЕПРОГРЕТЫМ ДВИГАТЕЛЕМ (два случая буксировки автомобиля и одна поездка на эвакуаторе, разумеется, не в счет). Неважно, какова была температура воздуха: -30oС или +40оС. В любом случае, он методично ожидал, пока двигатель (точнее, охлаждающая жидкость) прогреется до температуры минимум 60...70oС. Не меньше. И только после этого начинал движение.

Что НЕ учитывалось в расчетах?

В приведенной ниже таблице отражено подавляющее большинство операций с указанием стоимости - как заменяемых запчастей, так и работ по их замене. Тогда как другие эксплуатационные затраты не учитывались. В частности, не учитывались затраты на:

  • бензин (для нового автомобиля расход бензина составлял до 18 литров(!) на 100 км пробега по причине перетянутого стояночного тормоза; затем, в результате износа накладок задних тормозов расход снизился до средней величины, равной 11 л/100 км)
  • мойку автомобиля, уборку салона
  • приобретение крепежа (болтов, саморезов, шайб и т.п.), лампочек, а также работы по замене указанных деталей. В целом, за 16 лет эксплуатации их стоимость в ценах второй половины 2016 г. можно принять равной не более 500...1000 руб. По причине стабильного напряжения генератора в течение 16 лет было заменено не более 8 лампочек
  • приобретение дворников, в том числе и для фар
  • приоретение чехлов для сидений, ковриков для полов и прочих аналогичных, необязательных аксессуаров
  • приобретение жидкости для омывателей стекол
  • пайку штекеров некоторых разъемов (не более 15 разъемов за 16 лет эксплуатации)
  • проверку уровня масла в двигателе
  • и, наконец, небольшие затраты на осмотр, экспресс-диагностику автомобиля

Стоимость и периодичность технического обслуживания и ремонта автомобиля
НИВА (ВАЗ-21213)

Итак, посмотрим на эти данные. Владелец честно записывал в дневник ВСЕ (помимо перечисленных выше) операции, связанные с обслуживанием и ремонтом. Понятно, что за 16 лет их объем накопился достаточно приличный.

Вот что мы можем сделать для Вас:
Интересная и полезная
информация
Дата Пробег, км Причина неисправности Ремонт, замена деталей - черным цветом.
Профилактические, регламентные работы, модернизация – зеленым цветом
Стоимость работ, руб. Стоимость деталей, руб. Исполнитель Примечание
01.12.2000 115 Крайний недостаток смазки в ШРУСах. «Экономия» завода-изготовителя. Пополнение смазкой ШРУСов 800 100 Автосервис Пополнение смазкой произведено по доброму совету мастера АвтоВАЗа
ТО согласно регламента 6000 Автосервис Большой расход бензина (до 18 л/100 км)
08.12.2000 1510 Установка:
вольтметра/указателя давления масла (2 в одном) 300 303
амперметра 300 200
подсветки замка зажигания 500 150
сигнализации 1000 1500 Автосервис
ее реле времени 300 500
освещения в багажнике и в салоне 300 352
Перестановка некоторых штатных выключателей так, как удобнее 500
15.02.2001 2400 Автомобиль побывал на АвтоВАЗе (в г. Уфе)
Причина обращения: высокий расход бензина (до 18 л/100 км)
Регулировка клапанов (зазор был сильно занижен) 600 На Автовазе провели диагностику, прочистили (как им показалось) карбюратор, заменили жиклер холостого хода на жиклер немного меньшего диаметра. После чего посоветовали дождаться ТО-2 - там, мол, станет окончательно ясно, почему такой высокий расход бензина.
Расход бензина снизился до 17,3 л/100 км.
Автослесарь загрязнил (вместо очистки) жиклеры, автомобиль стал неспособен двигаться при нажатой педали газа. Хотя, до посещения Автоваза автомобиль ездил промывка карбюратора 200
прочистка жиклеров: главного и холостого хода 100
регулировка цепи 100
Замена масла везде: трансмиссионное – Новойл, двигатель – Уфалюб 1500
11.04.2001 3488 Выявилась причина снижения расхода бензина: износ задних тормозных накладок вследствие перетянутого стояночного тормоза (с завода) Расход бензина снизился до 14 л/100 км.
05.05.2001 4281 Причина снижения расхода бензина: износ задних тормозных накладок вследствие перетянутого стояночного тормоза (с завода) Расход бензина снизился до 12 л/100 км.
21.07.2001 7480 Регулировка зацепления червяка 200 Масло везде – в норме
Протяжка ходовой части 600
Контроль уровня масла везде 200
09.08.2001 9724 Износ подшипника Замена подшипника генератора 300 150 Уровень масла в двигателе на отметке “min”
Износ насоса насоса охлаждающей жидкости 770 935
Натяжение ремня было недостаточным Регулировка натяжения ремня приводя генератора и насоса охлаждающей жидкости 200
15.09.2001 10254 Малый уровень масла Добавка масла в двигатель 50
Контроль положения метки на коленчатом валу.
Регулировка клапанов
600
Метка на коленчатом валу ушла вперед на 15 мм
натяжения цепи 100
Проверка зажигания 100
08.10.2001 11334 Регулировка натяжения цепи 100
Замена масла в двигателе на Уфалюб-полусинт., масляного фильтра 1000
Установка дополнительного реле стартера 500 50
10.11.2001 13000 При предыдущем вмешательстве проводжка была уложена неправильно, в результате она перетерлась карданными шарнирами рулевого управления и, замкнувшись накоротко, перегорела Ремонт электропроводки около замка зажигания 1000 50 При движении по прямой дороге руль отклоняется вправо. Если руль держать прямо, то машина идет чуть вправо
Диагностика развала: 20’ (Л), 90’ (П) 400
12.11.2001 13100 Контроль шаровых опор, рулевых шарниров, зазора в подшипниках передних колес, давления в шинах 300 Правая верхняя шаровая опора – на грани износа
Регулировка развала-схождения 800
02.08.2002 16247 Пропал холостой ход Регулировка натяжения цепи 100 Холостой ход появился, в норме
Руль при движении отклоняется в сторону Контроль развала, схождения (+контроль зазора в подшипниках, давления в шинах). Контроль поведения автомобиля в движении 400 Развал: 13’ (Л), 33’ (П)
10.09.2002 18167 Малый уровень масла Контроль уровня масла везде. Долив масла в раздаточную коробку и задний мост. 200 50 Искра красная, слабоватая
16.09.2002 18365 Износ накладок Замена передних правых тормозных накладок 200 200 Правый тормозной передний диск задран с наружной стороны
Контроль зажигания, холостого хода. Контроль искры на свечах зажигания 200
Смена масла (на Уфалюб-полусинт), масляного фильтра 1000
Регулировка натяжения цепи, клапанов 700
Регулировка зацепления червяка 200
17.06.2003 20816 Малый уровень масла Долив масла в картер рулевого механизма (100 мл) 100 30 Люфт повышен в левой и правой шаровой опорах. Люфт в рулевом управлении – 1 см по рулевому колесу
Контроль люфта в рулевом управлении 100
Регулировка натяжения цепи 100 Левое переднее колесо неправильно скрипит при сильном торможении
16.07.2003 23215 Износ деталей, малый уровень масла Замена левых передних тормозных накладок, внутренних чехлов ШРУСов, замена смазки в них. Регулировка зазора в подшипниках передних колес. Замена верхних шаровых опор. Доливка в двигатель 150 гр масла 1200 800
08.10.2003 28226 Слабое натяжение ремня Регулировка натяжения ремня 200
Частая езда по сельской местности Очистка радиатора от мух и т.п. Контроль задних тормозных накладок 500 Задние тормозные накладки остались примерно 1,5 мм по толщине
Контроль уровня масла везде. Контроль толщины задних тормозных накладок 400
25.06.2004 34419 Малый свободный ход педали сцепления Регулировка сцепления 200
Замена масляного фильтра и масла на Новоил-полусинт. 1000
Жидкость имела слишком темный цвет Замена жидкости в тормозной системе 400 100
10.11.2004 41034 Замена масляного фильтра и масла в двигателе на Новоил-полусинт.
1000
Регулировка
клапанов 600
натяжения цепи 100
28.01.2005 43596 Малое давление масла на холостых оборотах вращения двигателя Очистка редуктора клапана масляного насоса, промывка карбюратора, регулировка зажигания 2000 Автосервис
05.05.2005 47399 Износ деталей Замена всех передних тормозных накладок, двух задних передних тормозных колодок, крестовины карданного вала со стороны заднего моста 1000 1000
Большой люфт регулировка подшипников передних колес 200
Замена масляного фильтра и масла в двигателе (на Новоил-полусинт.) 200 1000
Жидкость имеет слишком темный цвет Замена жидкости в тормозной системе и приводе сцепления 400 100
24.06.2005 49767 Износ покрышек передних колес Промывка карбюратора, регулировка развала, схождения, холостого хода. 1200 Автосервис
Износ покрышек Замена покрышек передних колес 500 5000
Регулировка
клапанов 600
натяжения цепи 100
Двигатель работает неустойчиво Проверка зажигания 100
07.07.2005 50373 Износ крестовины. Плохая работа двигателя на холостом ходу Замена карбюратора, воздушного фильтра, масляного фильтра и масла в двигателе (на Лукойл-полусинт), крестовины со стороны заднего моста 900 6400
Масло имеет темный цвет Замена масла в переднем, заднем мосту, раздаточной коробке (на ZIC) 1000
12.02.2006 63400 Износ бендикса Замена бендикса 500 400
зачистка контактов тягового реле стартера 600
Износ диафрагмы установка дополнительной диафрагмы в топливный насос 100 50
Замена масляного фильтра и масла в двигателе (на Shell-полусинт.)
1000 Свечи в идеальном состоянии
Зазор неправильный Регулировка зазора в электродах свечей 100
12.03.2006 64600 Ремонт коробки передач (выскакивала 2-я, 5-я передачи). Замена чехла на левом внутреннем ШРУСе 2000 1500 Автосервис 5-я передача все равно выскакивает
Замена масла в коробке передач (на ZIC) 300
Износ диска Замена диска сцепления 1500 660
Плохая работа двигателя на холостом ходу Промывка карбюратора 100
06.08.2006 71000 Взаимодействие с трамваем по причине того, что у последнего были отключены фары при движении в темное время суток Рихтовка левого переднего крыла, сварка местами, покраска. 3000 200
Износ шаровых опор Замена нижних шаровых опор. 500 300
Большой люфт в подшипниках колес и рулевом управлении в целом. Масло имеет темный цвет НЕОДНОКРАТНАЯ регулировка зазора в подшипниках передних колес. Регулировка зазора червяка в рулевом управлении, регулировка холостого хода. Замена масла в заднем мосту (на ZIC) 500 600
Течь масла через сальник. Невозможность использования стояночного тормоза Замена сальника левой задней полуоси, заднего троса стояночного тормоза 500 300
Проверка, регулировка клапанов 600
25.12.2006 75000 Замена
Выхлоп имеет сизоватый цвет маслосъемных колпачков 2200 200
фильтра тонкой очистки топлива 100 150
Износ покрышек задних колес покрышек задних колес 500 5000
Чтобы фары всегда выключались после выключения зажигания Установка дополнительного выключателя света, фар и габаритов 300 50
31.03.2007 78523 Замена масляного фильтра и масла в двигателе (на Shell)
1000
30.06.2007 81000 Износ муфты Замена обгонной муфты стартера 600 300
14.09.2007 85500 Замена масляного фильтра и масла в двигателе (на Shell)
1000
Контроль развала 400
Развал в норме
24.09.2007 85981 Регулировка
Большой люфт зазора в подшипниках передних колес 200
Большой люфт зацепления червяка 100
заправка маслом картера рулевого механизма 100 30
Схождение было занижено регулировка схождения 800
20.10.2007 87356 Контроль масла везде 200
Износ крестовины Замена крестовины со стороны заднего моста 500 300
Малый уровень масла Долив масла в коробку передач и раздаточную коробку 100 50
20.02.2008 89000 Выскакивали 3-я, 5-я передачи Ремонт коробки передач 1300 1500 Автосервис 5-я передача вскоре вновь стала выскакивать
Регулировка клапанов, натяжения цепи 700
Замена масла в двигателе на Shell-полусинт., замена масла в коробке передач (на ZIC). 1000
Проверка компрессии 100
Компрессия (кг/см2): 1(11), 2(12,5), 3(11,2), 4(12,7)
14.06.2008 92000 Износ деталей Замена правых шаровых опор. Проверка ШРУСов 500 300 Внутренних ШРУС в плохом состоянии.
Мало смазки. Порваны чехлы. Предположительно, их повредили умышленно в автосервисе Пополнение смазкой и замена чехлов на правых ШРУСах. 600 200
Замена
Износ рулевых тяг (кроме внутренней правой) 1200 600
Нагар свеч 100 300
Свист, скрежет резины при торможении и при поворотах Регулировка развала, схождения 800
23.07.2008 92934 Износ Замена задних амортизаторов 300 700
Промывка карбюратора 100
Засорение фильтра Замена воздушного фильтра 100 200
Небольшие трещины на шлангах передних тормозных шлангов 400 450
20.09.2008 97300 Течь масла из коробки передач Ремонт коробки передач (замена прокладки) 700 30
замена
Большой люфт промежуточного вала 220 4675
Большой люфт правых ШРУСов в сборе 500 6800
Фары опускаются или поднимаются неодинаково гидрокоректора фар 500 330
Вал испортили на автосервисе Замена переднего карданного вала 330 4000
01.02.2009 99280 Плохо срабатывает стартер Замена реле стартера 100 70
Большой люфт Регулировка подшипников передних колес 200
01.06.2009 101000 Контроль масла везде 100
Спинка водительского кресла стала плохо откидываться вперед Замена водительского кресла 300 5000
Износ покрышек передних колес покрышек передних колес 500 5000
06.08.2009 102000 Замена масляного фильтра и масла в двигателе на Shell-полусинт.
1000
Стартер продолжал плохо срабатывать стартера в сборе вместе с реле 500 3500
Промывка карбюратора 100
Износ деталей Замена сайлент-блоков, втулок маятникового рычага 1000 650
Износ деталей правой нижней шаровой опоры 250 150
Износ выключателя стоп-сигнала 100 50
Износ правой задней тормозной колодки 300 200
16.08.2009 106000 Регулировка клапанов   600 После резкого торможения появилась сильная вибрация передних колес во время торможения
натяжения цепи 100
20.08.2009 107000 Овальность барабанов Замена задних тормозных барабанов 450 300 Вибрации передних колес при торможении больше нет
26.11.2009 109958 Течи тосола из системы охлаждения Замена патрубков системы охлаждения двигателя (кроме верхнего) 500 350
25.12.2009 110000 Регулировка подшипников передних колес 200
Сильный расход тосола. Потеков нигде нет
Замена масляного фильтра и масла в двигателе на лусинт. 1000
Малый уровень масла Долив масла в картер рулевого механизма 100 30
Регулировка клапанов 600
05.08.2010 115000 Контроль масла везде 100
Течь тосола из системы охлаждения Замена
прокладки между блоком двигателя и впускным и выпускным коллекторами
600 100 Расход тосола полностью прекратился
Пробуксовка сцепления корзины сцепления 1500 1200
Износ правого наружного наконечника правой рулевой тяги 250 150
15.08.2010 115500 Двигатель глохнет на холостом ходу Замена масляного фильтра и масла в двигателе на Shell-полусинт. Промывка карбюратора 1100
Двигатель глохнет на холостом ходу замена блока ЭПХХ 100 275
Замена масляного фильтра и масла в двигателе на Shell-полусинт. 1000
Износ ШРУСа Замена левого ШРУСа в сборе 500 6800
20.12.2010 119200 Износ левой верхней шаровой опоры 250 150
Износ левого переднего амортизатора 350 350
Регулировка схождения 200
20.06.2011 123808 Замена
Износ левой нижней шаровой опоры 250 150
Стартер плохо срабатывает тягового реле стартера на отремонтированное 800
Запах бензина в салоне сепаратора бензина 200 300
20.07.2011 125149 Износ Замена приемной трубы глушителя («штанов»). 400 700
Регулировка клапанов. Контроль положения метки на коленчатом валу 600 Метка на коленчатом валу ушла на 20 мм. Люфт в рулевом колесе >3 см (по ободу рулевого колеса)
Регулировка подшипников передних колес 200
Поломка сухаря натяжителя цепи замена натяжителя цепи 200 420
Большой люфт Регулировка зацепления червяка рулевого механизма 100
Износ Замена втулок маятникового рычага 300 50
Моторчик не работал ремонт правого моторчика омывателя фары 400
21.08.2011 126000 Для повышения мощности Переобогащение смеси в карбюраторе. Контроль состояния свеч 100 Свечи – как новые
Неверные углы установки передних колес Регулировка зазора в подшипниках передних колес, развала, угла продольного наклона (кастера) и схождения 1000
Износ Замена левого переднего амортизатора 350 350
Засорение Замена воздушного фильтра 100 200
21.02.2012 129000 Поломка стеклоподъемника Ремонт левого стеклоподъемника (замена) 200 500
Контроль
задних тормозов
100
масла везде 100
27.04.2012 130279 Износ покрышек задних колес Замена покрышек задних колес 500 5000
26.06.2012 132215 Регулировка подшипников передних колес 200
Замена масляного фильтра и масла в двигателе на Shell-полусинт. 1000
Постоянная езда с включенными фарами сажает аккумулятор Установка ходовых огней 400 800
28.07.2012 133097 Схождение было занижено Регулировка
схождения
200
подшипников передних колес 200
Пробуксовка сцепления замена диска и корзины сцепления (на Valeo) 1500 2800 Автосервис Педаль сцепления стала неудобной (временно); потом, наоборот, стала плавнее и мягче
08.08.2012 133462 Плохая работа двигателя при резком нажатии на газ Регулировка СО и СН, зажигания 100 Автосервис Компрессия, кг/см2: 1(11,2), 2(12,2), 2(12,1), 4(12,4)
Проверка компрессии 100
Износ замена передних амортизаторов на «Финвал» 350 400
31.08.2012 134080 Сизоватый выхлоп на холостом ходу Замена маслосъемных колпачков 2200 200 Скрип колес при сильном торможении у крутом повороте.
Сизоватый выхлоп на холостом ходу регулировка клапанов 600
натяжения цепи 100
Замена диафрагмы топливного насоса 200 50
Свечи черные, из глушителя идет черный дым. Машина заглохла и перестала заводиться. Искра на свечах ЕСТЬ Замена ротора-распределителя («бегунка») 100 150 Машина заводится отлично, свечи чистые
20.09.2012 134650 Замена масляного фильтра и масла в двигателе не Shell-полусинт.
1000
25.10.2012 135145 Ремень износился Замена приводного ремня генератора 100 100
Поломка насоса насоса охлаждающей жидкости 770 935
02.04.2013 136700 Большой люфт в насосе Замена насоса охлаждающей жидкости 770 935
30.04.2013 136919 Износ подшипников Замена подшипников, сальников ступицы левого переднего колеса 1000 500 Автосервис
04.06.2013 137531 Стартер не всегда срабатывал при попытке завести двигатель Пайка наконечника провода, идущего (разъем) к стартеру 100 Теперь реле стартера срабатывает сразу, без щелчков
Регулировка натяжения цепи 100
Промывка карбюратора 100
Двигатель плохо работал на холостом ходу Замена свеч, воздушного фильтра, регулировка СО и СН 4000 400 Автосервис
06.07.2013 138691 Малое давление масла, судя по показаниям указателя давления Контроль давления масла на прогретом двигателе 100 Давление масла на ХХ (500 об/мин): 0,06 МПа, на оборотах 0,25 МПа
20.09.2013 140000 Скрип резины при торможении, поворотах Регулировка развала, схождения 800 Автосервис
Небольшие трещины на шланге. Аккумулятор плохо крутит стартер Замена заднего тормозного шланга, аккумулятора 200 2300
Проржавел лонжерон Подварка правого переднего лонжерона 2500
18.04.2014 143024 Замена масляного фильтра и масла в двигателе на Shell-полусинт.
1000
07.07.2014 144000 Скрип резины при торможении, поворотах Регулировка схождения (было завышено) 200 При любых поворотах теперь колеса не свистят
Контроль масла везде 100
10.08.2014 145494 Наличие многих мест повреждения краски, небольшой ржавчины, царапин Полная покраска снаружи 30000 5000
Замена масляного фильтра 100 170 Старая шестерня почти не изношена
Потемнение масла Замена масла почти везде (кроме двигателя) 600
Замена шестерни привода масляного насоса 200 150
Скрип резины при торможении, поворотах Регулировка подшипников передних колес, клапанов, натяжения цепи 900
18.12.2014 147888 Поломка термостата Замена термостата 500 200
Замена свеч 100 300
Контроль масла везде 100
Двигатель плохо работал на холостом ходу Регулировка СО и СН, продувка карбюратора 200 Автосервис
25.07.2015 151689 Интенсивная езда по пересеченной местности Замена переднего моста, оси правого переднего ШРУСа 3000 5000 Автосервис
Износ деталей Замена трех пыльников шаровых опор (кроме правого верхнего) 600 150
09.08.2015 151883 Скрип резины при торможении, поворотах Регулировка кастера левого переднего колеса, развала, схождения обоих колес 1000
Регулировка клапанов, смазка подшипника трамблера 700
Замена масляного фильтра и масла в двигателе на Shell-полусинт. 1000
21.09.2015 152907 Износ деталей Замена трех передних тормозных накладок, левого переднего тормозного цилиндра. 600 800
29.10.2015 153527 Попадание влаги в фонарь ходовых огней Замена левой задней задней тормозной колодки. 400 200
Выход из строя нескольких светодиодов Ремонт левого фонаря ходовых огней 200 100
18.04.2016 155567 Большой люфт в насосе Замена насоса охлаждающей жидкости 770 935
Замена масляного фильтра и масла в двигателе на Shell-полусинт. 1000
Малое давление масло на холостом ходу Модернизация масляного насоса (подложили шайбу, чтобы немного увеличить его давление) 1500 Автосервис
Износ сальника Замена переднего сальника коленчатого вала 200 150 Автосервис
Замена маслосъемных колпачков 2200 200
04.07.2016 157085 При торможении и повороте направо двигатель часто глохнет на холостом ходу. Свечи черные, сильный нагар Регулировка клапанов, натяжения цепи, холостого хода 900
Проверка компрессии 100
Компрессия, кг/см2: 1(11,3), 2(11,6), 3(11,6), 4(12,0)
Замена свеч (на чешские), высоковольтных проводов. 100 350
Тестирование катушки зажигания, коммутатора 200
Поломка бачка Замена бачка гидропривода сцепления и шланга к нему. 200 200 Двигатель перестал глохнуть. Уровень топлива в поплавковой камере карбюратора сильно занижен. Смесь на высоких оборотах немного бедноватая
Поплавок наполнен бензином, как губка. Замена ПОПЛАВКА карбюратора и вакуумного усилителя тормозов 1300 1600 Автосервис
Двигатель плохо заводился Регулировка СО и СН 100 Автосервис
Течь тормозной жидкости. Износ накладки Замена заднего правого тормозного цилиндра, передней правой внутренней тормозной накладки 600 400
Большой люфт Регулировка зазора в подшипниках левого переднего колеса 100
Плохая приемистость Регулировка зажигания 100
05.10.2016 160230 Периодически отскакивал наконечник одного высоковольтного провода, что привело в итоге к пробою «бегунка» Замена ротора-распределителя зажигания («бегунка»). 100 150 Двигатель троит при прогреве и иногда на холостом ходу. Зажигание сильно опережено: около 20о, но,  детонационных стуков практически нет (иногда, пару дней в неделю, стуки есть).
Изоляторы свечей зажигания белые (как новые). Резьбовые части свечей – в масле.
Новые провода - хуже старых: у новых периодически отскакивали наконечники с трамблера, а старые держатся хорошо. Кроме того, новые - слишком длинные и касаются друг друга, возникает опасность замыкания. Аккумулятор плохо крутит стартер Замена некоторых новых высоковольтных проводов зажигания обратно на старые. Тренировка аккумулятора 300 Аккумулятор тренировке не поддается. Вероятно, скоро придется его менять.
25.10.2016 160500 Неверная работа генератора Замена реле-регулятора, заднего подшипника и диодного моста генератора 600 800 Автосервис
Итого




Рис. 1. Динамика пробега автомобиля ВАЗ-21213




Рис. 2. Динамика стоимости затрат на обслуживание автомобиля ВАЗ-21213:

в целом
детали (Cost of details)
работы по ремонту (Repair cost)




Рис. 3. Зависимость стоимости затрат на обслуживание автомобиля ВАЗ-21213 (в российских рублях) от пробега (в километрах)

А теперь немного анализа

Что же, грех - не проанализировать эти результаты. Давайте этим и займемся. Для наглядности - посмотрим на графики, построенные по этим данным (рис. 1, рис. 2, рис. 3).

Кстати, графики могли немного устареть. Чтобы обновить их, нажмите кнопку "Обновить графики":

Итак, что же видим? Автомобиль за последние 16 лет прошел 160 с лишним тыс. км. Вроде бы, пробег не слишком большой. Хотя, кто-то может считать иначе - что, мол, возьмешь с отечественной машины. Но, оказалось, таки - возьмешь. Тем более, при, повторимся, отнюдь не "тепличной" эксплуатации.

Видно также, что первые 9 лет автомобиль эксплуатировался более интенсивно. После ноября 2009 г. динамика пробега имеет более пологий вид, причем - нарастает тенденция снижения ежегодного пробега. Возможно, это связано с личными предпочтениями владельца.

Интересна динамика стоимости затрат на ремонт. Оказалось, что затраты на ремонтные работы примерно равны затратам на детали. Конечно, небольшие различия есть, но, их нельзя назвать существенными. Закономерно, что (накопленная, т.е. полученная путем суммирования) стоимость затрат возрастает со временем.

Обращает на себя внимание Относительно небольшая ее динамика в первые 4...5 лет эксплуатации (автомобиль за первые 5 лет прошел примерно 60 тыс. км). Правда, в самом начале производились небольшие вложения, но зато потом затрат практически не было.

Первые проблемы начались в начале 2005 г. (т.е. по истечение 5 лет эксплуатации). Характерно, что после этого периода динамика стоимости затрат на ремонт приняла более крутой вид, что говорит о росте стоимости затрат. Причем, в целом ее уровень сохранялся до лета-осени 2014 г., т.е. в течение последующих 9 лет.

В конце лета 2014 г. заметен резкий рост стоимости ремонта, что вызвано, в основном, полной покраской снаружи. Необходимость в этом была вызвана, кстати, отнюдь не плохим качеством заводского покрытия. Все проще: как уже говорилось, автомобиль нередко ездил по лесам (сквозь кусты), по узким проездам в садоводческих товариществах (кто в курсе, тому объяснять, думаю, не надо). А также, отчасти, буксованием в сугробах - это когда снег доходил, иной раз, чуть ли не до середины дверей. Кроме того, было несколько царапин (которые образовались в результате взаимодействия с дверями гаража, трамваем и т.п.). Хотя, наблюдались и единичные места с начавшейся коррозией. Понятно, что если бы их "запустить", то через несколько лет уже пришлось бы заваривать дырки в кузове.

В целом же, динамика стоимости затрат на обслуживание автомобиля ВАЗ-21213 сохранялась примерно одинаковой, начиная с 2005 г., т.е. в течение последних 10...11 лет эксплуатации.

Более интересны результаты зависимости стоимости затрат на обслуживание (детали + ремонт) от пробега (см. рис. 3). Видно, что при пробеге да 50 тыс. км зависимость достаточно слабая, почти горизонтальная. Т.е. в первые годы затраты на обслуживание были невелики - автомобиль просто ездил, да и все. Ну, и периодически (отчасти - по желанию владельца, а не по необходимости) проводились регламентные работы.

Тогда как после пробега 50 тыс. км (хотя, автомобиль-то, вроде бы, еще был, как говорится, в самом расцвете сил), обнаружился некоторый скачок - примерно на 20...23 тыс. руб. Дальше, до пробега, равного 90 тыс. км, стоимость затрат росла несколько быстрее.

Вообще, надо сказать, что пробег в 90 тыс. км является, судя по рисунку 3, своеобразным водоразделом, после которого стоимость ремонта в расчете на 1 км пройденного пути выросла. Дело в том, что при пробеге до 90 тыс. км, будь первоначальные вложения распредены равномерно в течение первых 20 тыс. км пробега, зависимость затрат на обслуживание автомобиля (включающих в себя затраты на ремонт + детали), в среднем, представляли бы собой прямую линию (ну, плюс-минус). А вот после пробега 90 тыс. км - наблюдается некоторый рост этих затрат. И, похоже, после 140 тыс. км обозначается тенденция их дальнейшего роста.

Надо сказать, что резкий скачок затрат при пробеге примерно 145 тыс. км вызван покраской автомобиля. Возможно, не за горами и другие, более серьезные ремонты.

Поговорим о трендах выявленной зависимости

В целом, тренд зависимости стоимости затрат на обслуживание автомобиля ВАЗ-21213 напоминает экспоненту или иную показательную функцию. Хотя, анализ показал, что это отнюдь не так: показательная функция является для выявленной зависимости слишком интенсивно возрастающей, слишком вогнутой, если так можно выразиться.

Оказалось, что даже парабола (т.е. функция вида у=х2) - и то оказалась слишком "сильной". Ибо фактическая зависимость имеет более слабый характер. Для наглядности, путем подбора параметров, на рисунке 3 построены два тренда, которые имеют следующие аналитические выражения

y2=45*S1,7 - черная кривая
y1=15+15,5*S1,9 - темнозеленая кривая

где у - стоимость обслуживания автомобиля, тыс. руб., S - пробег автомобиля, тыс. км.

Примечание: Данные на рисунке 3 приведены в рублях и километрах. Перевод в тысячи в уравнениях трендов осуществлялся исключительно в целях компактности.

Таким образом, показатель степени ни одной из кривых не превышает величины 2. Это говорит о том, что, в принципе, указанная зависимость не является слишком сильной. Кстати, в ряде учебников по организации транспортного хозяйства на предприятии имеются данные, что подобная зависимость должна, вроде бы, иметь показатель степени, равный 3. Так вот, как видно, эта цифра не подтвердилась.

Правда, надо вспомнить, что данный автомобиль эксплуатировался достаточно заботливо. И с умом. Многие операции по ремонту (нередко - профилактически, т.е., по сути, необязательные) выполнялись владельцем самостоятельно, без "помощи" сервисменов. Надеемся, не подлежит сомнению тот факт, что если бы автомобиль обслуживался исключительно на автосервисах, его бы на данный момент... уже попросту не было по причине полной неспособности к передвижению (или, как вариант - стоимость его обслуживания уже давно превысила бы фактическую раза в полтора-два, т.е. гораздо проще было бы приобрести новый автомобиль, что многие, конечно, и делают). Поэтому, в самом деле, отмеченная (в литературе) кубическая зависимость если и является справедливой, так, в основном, для тех автомобилей, которые обслуживаются НЕ их владельцами самостоятельно. Так что - "привет" автосервисам.

Почему тренды разные?

Мы видим, что темно-зеленая и черная кривые на рисунке 3 немного отличаются, особенно в начале. Дело в том, что эти тренды строились, исходя из разных гипотез.
Первая гипотеза (черный тренд) состояла в том, что в момент приобретения автомобиля и в течение небольшого (пару месяцев) срока его эксплуатации никаких затрат по обслуживанию (за исключением, как уже говорилось выше, затрат на мойку, бензин и т.п.) быть НЕ ДОЛЖНО. Т.е. предполагалось, что начальные затраты равны нулю, а потом они постепенно появляются и, быть может, увеличиваются.

Вторая гипотеза состояла в том, что в результате заводских недоделок, личных предпочтений владельца (ну, если НЕ НРАВИЛОСЬ ему штатное расположение некоторых переключателей, а также отсутствие амперметра, вольтметра и т.п. - что же поделать) он вынужден был нести определенные, пока небольшие, но все же - затраты на самом начальном этапе эксплуатации машины ВАЗ-21213.

Фактам соответствует, конечно, вторая гипотеза (которая описывается темно-зеленым, по рисунку 3, трендом). Тем более, что и тренд, построенный в соответствии с нею, в целом, лучше соответствует фактической зависимости. Вместе с тем, другой автовладелец, возможно, поступил бы в рамках первой (черный тренд на рисунке 3) гипотезы: ничего не стал бы переделывать, доделывать и т.п., а просто бы сел и поехал. Правда... думается, что вот тогда как раз показатель степени указанной зависимости превысил бы обнаруженные нами значения. Может, и достиг бы в итоге обсуждавшейся выше величины, равной 3. Ибо, все просто, на самом деле. Можно потратить немного, но сейчас, хотя, вроде бы, еще и необязательно. А можно вообще ничего не тратить до тех пор, пока уж совсем конец не придет, грубо говоря. В последнем случае, конечно, кривая затрат более интенсивно загибалась бы кверху.

Обсудим удельные показатели

Имеется в виде - стоимость обслуживания автомобиля в расчете на 1 км пробега. Разные тренды дают немного разные величины. Для определения удельных показателей следует взять первые производные функций - уравнений трендов и посчитать их для разных периодов (так как функции не являются линейными, удельные показатели будут зависеть от времени. Итак, вот что получается:

S, км 0 20063 40125 60188 80250 100313 120375 140438 160500 200000*
y'2=45*1,7S0,7 - производная черной кривой 0 0,6 1,0 1,3 1,6 1,9 2,2 2,4 2,7 3,1
y'1=15,5*1,9S0,9 - производная темнозеленой кривой 0 0,4 0,8 1,2 1,5 1,9 2,2 2,5 2,8 3,5

Расчетные данные в таблице соответствуют удельным затратам, измеряемым в руб./км
* - прогноз на пробег 200 тыс. км.

Можно видеть, что удельные затраты, как и ожидалось, монотонно возрастают в течение 2000-2016 гг. Если поначалу они были совсем небольшие и составляли не более 1 руб./км (при пробеге около 40 тыс. км), то потом они стали достаточно интесивно расти. Так, при пробеге примерно 100 тыс. км удельные затраты составляли около 2 руб./км, т.е. выросли в два раза.

Прогнозные значения затрат на пробег 200 тыс. км составляют 3,1...3,5 руб./км.

Сопоставим затраты на обслуживание с другими расходами

Интересно, каков удельный вес затрат на обслуживание в общей стоимости владения автомобилем? Конечно, точную цифру тут сложно посчитать даже на основе имеющихся подробных данных по ремонтам. Дело в том, что имеется ряд затрат, которые незначительны по своему уровню, но, зато их - немало. Поэтому ниже ограничимся основным видом затрат, помимо обслуживания, т.е. расходами на бензин.

Как уже говорилось, средний расход бензина на данном автомобиле составлял 11 л/100 км, т.е. 0,11 л/км, что, при стоимости бензина на конец 2016 г., равной 33 руб., составляет 0,11*33 = 3,6 руб./км. С одной стороны, автомобиль был достаточно исправным, поэтому не тратил больше (за исключением первого периода эксплуатации, когда был перетянут стояночный тормоз). С другой стороны, в силу специфики его эксплуатации, иногда производилась езда на пониженной передаче; нередко автомобиль буксовал, перезжал через препятствия и т.п.

Итак, примерно к пробегу 200 тыс. км удельные расходы на обслуживание могут сравняться с удельными расходами на бензин. На данный же момент их величина - ниже.

Кстати, в последнее время ходят упорные слухи (распускаемые СМИ) о том, что с ростом пробега автомобиль начинает, якобы, потреблять больше топлива. Возможно это и так - для других автомобилей. Но, это видится неверным, как минимум, применительно к обсуждающемуся ВАЗ-21213 "Нива". Хотя, если его пробег составит 200...300 тыс. км БЕЗ капитального ремонта двигателя, а также при наличии иных неисправностей, то вполне возможен, конечно, и рост потребления топлива. Однако, видится, что при грамотном и своевременном ремонте такого быть не должно.

Выводы

Таким образом, сказки о "неубиваемости" "Нивы" - не то, чтобы не получилось. Как и практически все автомобили, она периодически требует ремонта, ухода. Возможно, некоторые другие автомобили от такой эксплуатации (как описано выше) давно бы развалились. А другим, наоборот, было бы, возможно, нипочем, даже если бы условия использования были еще жестче. Вместе с тем, автомобиль до сих пор находится в хорошем техническом состоянии.

Даже в условиях отнюдь не мягкой эксплуатации ему все же не требовался ремонт постоянно. И уж тем более нельзя сказать, что он "замучил" ремонтами или неисправностями. Хотя, судя по их динамике - они возникали, что называется, равномерно непрерывно. В последние годы - ежегодно требовался не один десяток технических вмешательств (под этим понимаются и такие мелочи, как замена колес, бачка гидропривода сцепления и т.п.). Конечно, по современным меркам это, видимо, многовато (если сравнивать, скажем, с Мерседесом и иными качественными автомобилями). Но, еще раз, не будем забывать об условиях эксплуатации. Многие другие автомобили при этом, наверное, рассыпались бы.

Что же, посмотрим, что будет дальше.

Изменить размер шрифта:
?