Последнее обновление:
Профессия - психолог. Стоит ли ей обучаться?...
Одно
время казалось (в 90-х годах прошлого столетия), что за психологией,
как и за компьютерными науками -
будущее. Предприятия разного профиля стали было нанимать на работу
психологов - для работы с персоналом, для отбора и тестирования личных
качеств работников. Психологи стали проникать и в детские сады, средние
школы, ВУЗы, не говоря уже о больницах. И вот потихоньку приоткрывается
завеса над всем
этим... на поверку оказавшимся, рекламным
действом. Все оказалось проще и даже как-то скучнее (впрочем, см. ниже...).
На
практике стало выясняться, что психология, на самом деле, вовсе не
такая, как ее "малюют", ибо
- Результаты, скажем, психологического тестирования практически ВСЕГДА оказываются субъективными - т.е. такими, какими их трактовал бы автор - составитель таких методик, тестов, анкет.
- Разного рода техники, типа НЛП или гипноза (не говоря уже о процедуре одитинга, принятой в дианетике) дают, скажем так, далеко не всегда явный и, главное, нужный эффект.
- Нередко психологические техники дают в результате сбой, а то и обратный эффект, противоположный ожидаемому.
- В науке "психология" наблюдается существенный разнобой, даже эклектическое противоречие мнений, какого, пожалуй, нет больше ни в одной науке (здесь мы не принимаем во внимание такие отрасли знания, как астрология, хиромантия, оккультизм, теософия и пр., а также алхимия, физика позапрошлого столетия).
Тот
же детектор лжи, принцип работы которого основан на, казалось бы,
объективных физиологических параметрах, а не на кем-то придуманных
субъективных тестовых вопросах - и то используется лишь как косвенное,
предварительное средство. А что говорить о, скажем, результатах
словесных бесед психолога с работниками предприятия или т.п. Понятно,
что тут ВСЁ(!) будет зависеть от личности психолога, от его
умственных концепций, которыми он руководствуется в данный момент, а
также от принадлежности его к той или иной психологической школе. Плюс
еще, что немаловажно, его корыстная заинтересованность. Плюс искажение
психологических теорий в соответствии с рекомендациями известной группы
людей. Поэтому закономерно, что энтузиазм работодателей к привлечению
психологов в качестве управляющих звеньев по работе с персоналом как-то
начал снижаться.
А что там, на улице, когда
человек вышел с работы?... Вот лишь один короткий пример. Одна женщина,
вследствие периодических сильных ссор с мужем, решила
обратиться к психологу (точнее, это было их совместное с мужем решение,
потому как мужу тоже поднадоели эти ссоры, но оба ничего не могли
поделать и не знали, куда идти и как быть дальше). И вот, женщина
набрала в интернете соответствующую поисковую фразу и помощник Google
тут же, как и положено, оперативно выдал результаты. В частные конторы
женщина решила не обращаться, а позвонила не куда-нибудь, а в городской государственный
центр психологической помощи, изложила проблему (город
неважен). Через пару дней пошла туда. И вот что там увидела...
Там
было сборище (иначе, по ее словам, трудно назвать) одиноких женщин и
несколько, тоже одиноких, мужчин. Все они были такие веселые,
оптимистичные и уверенные в себе. И в чем-то неотразимые. Каждая из
них, по очереди, выходила на сцену и рассказывала, чего она добилась в
жизни за недавно прошедшее время. Например, одна из них горячо
обсуждала тот факт, что на ней трусы стоимостью (на 2010 г), равной
5000 рублей (да, а ведь дело было не в Москве и не в
Санкт-Петербурге; это, все-таки, были тогда деньги немалые - для
жителей обычного российского города...). Другая обстоятельно
докладывала о каком-то своем новом платье и об оценках этого платья со
стороны коллег по работе. Ну, и т.д.
Та
женщина подумала: м-да, а зачем я сюда пришла-то? Выслушивать эту, в
общем-то, дешевую похвальбу - каждый себе и друг другу?... Все бы
ничего, но вот - и окончание действа, тут появился муж организаторши,
т.е. психолога, которая заправляла всем этим делом. Так вот, каждая
присутствующая должна была его поцеловать. Та женщина, по ее словам,
естественно, отказалась (зачем мне, мол, чужой мужчина-то нужен; ведь
поцелуй - это признак ОСОБОГО доверия, почета; не стоит целовать
кого-попало). На что психолог с улыбкой сказала: ну, ясно, это у тебя
комплекс. На первый раз пойдет, но в следующий раз мы ЕГО ПРЕОДОЛЕЕМ.
Понятно, что более та женщина, конечно же, в том центре не появлялась.
Кстати, насмотревшись на (...), даже с мужем вроде меньше ссориться
стала. Всем бы так, как говорится...
Это только
один пример, тут можно на эту тему писать много. Есть и более
интересные примеры.
Но разговор - к тому, что в качестве профессии выбирать психологию...
можно, конечно. Кстати, совершенно нетрудно сделать диплом
или диссертацию
на соответствующую тему, причем необязательно с нашей помощью, а
самостоятельно. Но, надо понимать, по крайней мере, что направление это
- очень противоречивое, где каждый, кто захочет, может действовать "кто
во что горазд". И добро, если такая деятельность хотя бы не принесет
вреда.
В научном плане, да, оно, это
направление, очень даже интересное. Но вот с профессиональной точки
зрения - смотрите сами. На наш взгляд, судя по результатам работы с
нашими заказчиками, психология вполне подходит, как второе высшее
образование. Т.е. человек начале приобретает нормальную профессию, а
уже потом, больше для себя, получает определенные знания и понимание о
взаимоотношениях между людьми.
Но, выбирать ли психологию в качестве... основной профессии?... Это, знаете, вопрос очень и очень дискуссионный. Ибо, как уже говорилось, польза от психологов зачастую весьма сомнительна. Соответственно, с последующим трудоустройством, скорее всего, возникнут проблемы. Но, самое главное еще - вот что. Ведь в годы обучения в ВУЗе или ином учебном заведении молодой человек или девушка должны (а точнее, даже не должны, а ОБЯЗАНЫ - самим себе, в первую очередь) набирать интеллектуальную мощь и кругозор знаний (все-таки, В.И. Ленин был полностью прав, когда говорил, что следует учиться, учиться и учиться...). Это уже потом, когда человек отучится, вот тогда можно будет откинуть "лишнее" и полностью сосредоточиться на том, что реально будет необходимо на профессиональном поприще. И развиваться в этом направлении и не следует слушать многочисленных современных педагогов, толкующих о необходимости "оптимизации" образования таким образом, чтобы студент изучал то и только то, что ему потом пригодится по выбранной профессии. Подобные рекомендации, строго говоря, способствуют не развитию обучающегося и не повышению его профессионализма, а становлению в нем узконаправленного раба, который, к тому же будет очень зависим от внешних обстоятельств, например, от рынка труда. И - неспособным потом, при необходимости, переквалифицироваться. Помимо воспитания рабской психологии в личности обучающегося, подобные рекомендации способствуют, естественно, экономии государственных расходов на образование; правда, это уже попутный, не имеющий важности в контексте нашего рассуждения, вопрос).
На наш взгляд, изучение только одной психологии (в разных ее вариантах) не слишком расширяет умственный кругозор. Поэтому, повторимся, если кому необходимо или просто интересно, лучше оставить ее изучение на потом. А в качестве исходной (базовой) учебной специальности целесообразнее подумать о чем-то более серьезном и актуальном.
Психология в органах
Впрочем, не столь давно (несколько лет назад) психология стала очень даже популярна... где бы Вы думали? В органах. Имеются в виду, конечно, не органы пищеварения или т.п., а такие, как ФСБ, МВД, разные ФСКН, ГРУ и др. В частности, чтобы попасть на хорошую должность, кандидат должен пройти многоэтапное психологическое тестирование, в том числе тестирование на основе СМИЛ (многофакторный опросник - один из профессиональных инструментов врачей-психиатров, если кто не в курсе), а также проверку, иногда неоднократную, на детекторе лжи (точнее, на полиграфе). Ряд сотрудников - полицейских немало обеспокоен этим фактом. Вероятно, зачастую, не потому, что эти сотрудники таят в себе нечто нехорошее или вынашивают какие-то коварные, злодейские планы, а то и непригодны для службы. Все проще: дело в необъективности психологической проверки... а ведь ее результаты существенно влияют на карьеру сотрудника. Которому в итоге вполне могут выставить не очень лицеприятную "группу".
В этой связи можно вспомнить о том, что раньше в качестве одного из методов допроса применялись пытки. Однако, впоследствии сформировалось ясное понимание не только неэффективности, а даже вредности их применения - для общества. Ибо, с одной стороны, кто очень не хочет, все равно ничего не выдаст. С другой стороны, люди, неустойчивые в личностном плане (например, пессимисты или оптимисты) нередко способны оговорить не только себя, но и других невинных. В итоге - преступники (злодеи) оставались на свободе, а невинные люди получали незаслуженное наказание. Поэтому указанную практику стали отменять, по крайней мере, официально (хотя, на данный момент - не во всех странах).
Так вот, практика применения психологии в целях тестирования кандидатов на службу в органах несколько аналогична - по своей эффективности. Ибо она, повторимся, основана на весьма субъективных критериях. Даже пресловутый полиграф, вроде бы, является относительно объективным методом - и то, существуют люди, которые (за оплату, конечно) охотно делятся секретами его успешного прохождения. Ну, а что говорить о тестах, кем-то придуманных и апробированных на очень малой части общества. Тем не менее, на данный момент следует констатировать, что психологические методики (и, соответственно, психологи) применяются в отборе кадров указанных специфических профессий. Это, пожалуй, является одним из "перспективных" направлений работы для будущего студента-психолога. Правда, надо сказать, специфическое оно, это направление.
С уважением к Вам.