Номер телефона

Последнее обновление:

Олигофрены

Олигофрения – это психическое заболевание, заключающееся в поражении нервной системы, головного мозга, ведущее к не очень хорошим последствиям для его обладателя. В первую очередь, что с возрастом становится все более и более видимым, заметным со стороны, являются некие «странности» в поведении человека, страдающего олигофренией.

Наличие тех или иных странностей в поведении – очевидно и закономерно, так как поражен главный центр человеческой психики, человеческого существа – головной мозг. Если поражение сильное, существенное, если поражено много отделов мозга – соответственно, человек проявляет «нечеловеческое» поведение во многих ипостасях, формах. Могут быть и затронуты физиологические функции, тогда человек испытывает, помимо всего прочего, и проблемы со здоровьем, а не только с психикой.

Вообще, в последние годы вместо терминов «олигофрения» (например, идиотия, имбецильность, дебильность) предпочитают использовать термин «особые потребности». Но, в нашей этой статье мы будем пользоваться именно термином «олигофрения». Как минимум, чтобы не вводить в заблуждение читателя.

Примечание. Если поражение мозга очень существенное, то человек, зачастую, умирает еще во младенчестве или вскоре после родов. Тут, понятное дело, сложно говорить о его психических особенностях.

Об олигофренах написано немало научной и иной литературы, мы здесь в статье не будем ставить целью проводить ее исследование или анализ. Отметим лишь, что существует такое педагогическое направление, как олигофренопедагогика, которое предназначено развитию личностных. профессиональных навыков, навыков социализации у людей, страдающих олигофренией.

Характерной особенностью (любого) олигофрена является некая слабость, недостаточность мозговой деятельности. Это закономерно: ведь часть мозга и такого человека поражена. Вопрос лишь в том – какая. Однако, так или иначе эта слабость ведет, как минимум, к некоторым (зачастую – существенным) отличиям в поведении, внутреннем мировосприятии. кругозора, интересов таких людей.

Как пример: мощный автомобиль или «слабый» автомобиль. Мощному во многих ситуациях да дороге будет «море по колено». Ему легче будет проехать, скажем, сложные участки по пересеченной местности, некоторые из которых он даже «не заметит». А вот со «слабым» автомобилем будут возникать проблемы то там, то там. Примерно то же самое можно сказать и по поводу человеческой психики.

Или, другой пример: уровень обеспеченности конкретного человека денежными средствами. Богач может себе позволить много, иногда – очень-очень много. Ему неведомы многие трудности, которые испытывает малообеспеченный человек. Который чисто в силу недостатка денег неспособен приобрести, бывает, даже самое необходимое. Тогда как богач даже не обратит на это внимание, так как его возможности позволяют приобретать это необходимое в 1000-кратном и большем размере.

Пожалуй, слабость мозговых процессов – это ключевое в особенностях олигофренов, что и является следствием их отличия от «обычных» (т.е. нормальных) людей. Логично, что чем слабее и менее обширно работает мозг человека, тем меньше у него возможностей к познанию себя, мира, окружающих людей, их привычек, традиций, негласных общественных договоренностей и др. Причем, чем старше делается человек, имеющий олигофрению, тем сильнее, зачастую, становится заметным разрыв между ним и обычным человеком.

Поэтому для него крайне важно, чтобы ВОВРЕМЯ (пока не упущено время) наладить работу по умственному, психическому, социальному развитию.

Детство

В детстве отличить олигофрена от «обычного» человека не столь легко, если степень поражения мозга не слишком существенна. Ведь многим детям свойственно дурачиться, вести себя неадекватно, странно и т.д. С возрастом, по мере взросления, ребенок больше понимает суть социального общения и корректирует (так или иначе) свои поведенческие навыки так, чтобы быть более эффективным в общении, чтобы получить хорошее место в системе социальных связей и т.д. Однако, для того, чтобы такая корректировка действительно произошла, человек (ребенок) должен, во-первых, понимать, ЧТО ИМЕННО в нем не так, ЧЕМ КОНКРЕТНО он не соответствует окружающему его социуму. Во-вторых, ребенок должен уяснить себе, ЧТО и КАК он должен изменить в себе, в своем поведении и мыслях, чтобы наладить с социумом более-менее нормальное (в идеале – гармоничное) взаимодействие. И вот здесь как раз и проявляет свою роль степень развития мозговой деятельности. Если мозг «нормальный» (т.е. не поражен), то, как правило, у его владельца имеется больше возможностей для понимания перечисленного выше. Если же мозг имеет поражения, часть психических процессов будет затруднена, нарушена (а то и будет полностью отсутствовать). И вот это приведет к невозможности (или к недостаточной возможности) правильно понять, узнать окружающий мир, найти и выбрать правильное решение и определить свой путь в этом мире.

Поэтому и важно для олигофрена – вовремя подсказать, объяснить ему, показать одно правильных направлений в жизни, в поведении. Дело в том, что зачастую олигофрены попросту не понимают, не осознают ошибок в своем поведении.

Конечно, и «обычные» люди тоже нередко не понимают чего-то. В конце концов, не зря ведь придумана пословица: «в своем глазу человек бревно не замечает». Но, «обычному» человеку проще обнаружить свои ошибки и проще их исправить, чем олигофрену.

Взрослая жизнь

По мере взросления каждый человек приобретает свой жизненный опыт. Чем мощнее работает мозг, тем больше у человека возможностей для реализации более эффективного, правильного опыта. Поэтому, разумеется, в целом олигофрен будет отставать в развитии от «обычного» человека.

Дело в том, что слабость мозговой деятельности приводит к слабости психических процессов человека. А это, в свою очередь, ограничивает их диапазон. Что, впрочем, понятно: чем слабее работает мозг, тем на большем он вынужден «экономить». Поэтому ряд «несущественных» (с точки зрения мозга) процессов жизнедеятельности олигофрена попросту блокируются, не развиваются; мозг не «заморачивается». Внешне это проявляется в слабости жизненных интересов олигофрена.

Т.е. для таких людей, в отличие от «обычных» гораздо в большей степени характерно явление: то, что их не интересует, они игнорируют совершенно и полностью. «Обычный» человек может проявить некое любопытство к тому или иному явлению жизни, мира, тогда как олигофрен в этом плане гораздо более «экономичен». Причина, как мы с Вами понимаем, состоит в слабости мозговой деятельности. Мозга олигофрена (в силу поражения) попросту не хватает на «мелочи». Грубо говоря, олигофрену в некоторой степени НЕЧЕМ думать.

А вот те области, которые олигофренам интересны – в них они способны добиться очень даже неплохих результатов, иной раз – даже выдающихся. Общеизвестно, к примеру, что некоторые художники, написавшие картины – мировые шедевры, в жизни отличались, мягко говоря, странным поведением. Причина тут состоит в том, что, КАК НИ ПАРАДОКСАЛЬНО, их психика не распылялась на те самые «мелочи» (например, такие, как выработка адекватного поведения, понимания людей и их традиций, повадок), сосредоточившись, в силу скудности ее развития, лишь на главном (для олигофрена). И если это главное (например, написание картин) способно развиваться, совершенствоваться, в итоге из олигофрена получается человек – высококлассный специалист в интересующем его деле. При этом он, зачастую, совершенно недоразвит в ряде других жизненных аспектов, направлений.

И задача для олигофренопедагога состоит лишь в том, чтобы:

  1. Найти ту самую область (сферу), которая заинтересует олигофрена по максимуму,
  2. Обеспечить олигофрену возможность ее развития, помочь ему в этом.

Вообще-то, людей, в той или иной степени напоминающих олигофренов, очень немало

Если под олигофренией понимать, еще раз, ту или иную степень поражения головного мозга и, соответственно, ту или иную степень поражения, недоразвития, угнетения психических процессов. Бытует мнение, что человек бывает талантлив, как правило, лишь в чем-то а не в целом. Кто-то, мол, хороший математик, а кто-то – слесарь или специалист (а то и гений) еще в чем-то. Так вот, это «что-то» - и есть та самая область (сфера жизни), которая по тем или иным причинам в детстве сильно заинтересовала человека, имеющего ту или иную степень поражения головного мозга. Мозг, отбросив многие другие направления, стал развиваться именно в этом, интересующем его аспекте. И в итоге, да, человек, будучи олигофреном, способен достичь определенных высот в своем деле.

Проблемы людей, НЕ страдающих поражением головного мозга

Повторимся, в настоящее время очень много людей, которые имеют ту или иную степень поражения мозга. Если она существенная и человек начинает отставать в развитии – его именуют олигофреном. А если поражение «в норме» - то никакого диагноза, как правило, не ставят.

Причины поражений – очень многочисленные. Как самые банальные (например, неправильные роды, если у женщины – узкий таз… что, кстати, считается модным у современных мужчин…), так и более сложные – например, генетические сбои. Конечно, свой вклад вносит и экология, разные техногенные факторы.

Однако, к чему, к какой ситуации приводит наличие того или иного поражения? Как минимум, к тому, что такие люди, как правило, НЕ обладают цельностью, жизненной полнотой. Все логично: если части мозга недоразвиты или атрофированы – ЧЕМ человек будет думать, ЧЕМ чувствовать и т.д.? Конечно, НИЧЕМ. Поэтому, повторимся, некоторые функции у такого человека будут отсутствовать или они будут недостаточно выражены, развиты.

Если у колесного автомобиля нет колес, он, естественно, не сможет ехать, сможет либо быть перевозимым/переносимым на другом автомобиле, либо… стоять на одном месте. Если в нем не работает печка, соответственно, зимой там будет холодно. Ну, и т.д.

На практике это приводит к тому, что достаточно многие люди, выбрав для себя определенную функциональность (если можно так выразиться), не желают узнавать новое, не желают обучаться еще чему-то. Условно говоря, кто-то становится математиком, кто-то – слесарем, а кто-то – министром.

В итоге – получается общество из самых разных индивидов. Внешне различия между людьми проявляются не столь заметно, если поражения головного мозга не особенно существенны. А вот как быть с теми, у кого мозг (практически) БЕЗ поражений?

Совсем необязательно, что такой человек будет гением во всем. Ибо, если он не будет развиваться, если это будет типичный лодырь, то никакого чуда не случится и  он будет даже хуже, чем олигофрен, который работал над собой.

Однако, проблема тут в том, что олигофрены, как правило, осознают свою ограниченность. И они четко понимают – что вот тут, скажем, они смогут что-то сделать, добиться, а вот там – нет, не стоит и соваться даже. Тогда как человек, НЕ имеющий поражения мозга и более-менее развивавшийся в процессе своей жизни, может считать совершенно иначе. Если он развивался, то, скорее всего, достиг успехов во многих областях. А раз так, то он ясно понимает, что ему не составит труда получить хорошие результаты и на каком-то другом, новом для него поприще. Поэтому, естественно, он с некоторым недоразумением будет смотреть на олигофренов (из серии: ну, почему они не делают то-то и то-то, ведь это несложно). А те – будут также недоумением смотреть на него: ну, чего, мол, ему все неймется; сидел бы, мол, спокойно себе, да и всё.

Т.е. на этой почве между людьми (которые, в самом деле, являются РАЗНЫМИ) будут возникать даже не то, что конфликты. А – глубинное непонимание. И, кстати, олигофрены могут относиться к «полноценному» человеку, как к «белой вороне». Что, кстати, мы вполне можем наблюдать на практике. История дает нам немало примеров, когда полноценный, развитый человек становился… изгоем. Чисто потому, что не мог получить понимания, взаимности среди окружавших его людей, социума. Вот потому не зря говорят «горе от ума».

Правда, горе от ума может быть и не (с)только по этой причине, а и по более банальной: по причине конфликта между сознанием и подсознанием.

А также потому, что человек считает себя более умным (по сравнению с окружающими) вследствие наличия у него некоей кучки разрозненных (и, зачастую, противоречивых) знаний. Однако, такой человек, в отличие от «полноценного», скорее всего, будет неспособен эффективно развиваться. У таких обычно практически все начинания заканчиваются на полпути. То ли потому, что «стало неинтересно», то ли по причине невозможности довершить начатое до конца.

К теме этой статьи близка проблема отцов и детей

Проблема отцов и детей, что называется, стара как мир, мы уже писали об этом.

И в этом смысле достаточно многие условные «отцы» обладают той или иной степенью поражения головного мозга (в силу так сказать «возраста», неправильной жизни или т.п.). По сравнению с условными «детьми», имеющими пусть пока и не столь развитый, но, главное, БОЛЕЕ ПОЛНОЦЕННЫЙ головной мозг по сравнению с мозгом «отцов». И это как раз и является основным ментальным барьером между поколениями. Конечно, мы здесь вовсе не хотим принизить условных «отцов». Всего-навсего констатируем одну из причин наличия непонимания между ними и «детьми» - более высокую степень поражения головного мозга.


Комментарии:
Олег10.05.2021 11:24РедактироватьУдалить
Олигофрения это очень нехорошее заболевание. Там социализируй их не социализируй, а с возрастом проблем все больше. Хорошо хоть, если такой человек бандитом не становится а живет себе мирно.
Всего комментариев: 1
Пожалуйста, не забудьте ознакомиться с правилами оставления комментариев.



Подписаться на комментарии на этой странице

Мы можем выполнить

Другие услуги
Интересная и полезная
информация
НАПИШИТЕ НАМ
Яндекс.Метрика
Номер телефона
© Copyright Все права защищены 2013-