Последнее обновление:
Как выбрать методику для разработки бизнес-плана?
В настоящее время имеется множество методик составления и разработки бизнес-планов. Укажем сразу, что выбор методики – это дело ИНВЕСТОРА (а не разработчика бизнес-плана). Ведь бизнес-план пишется для инвестора, т.е. для того, кто будет его изучать, анализировать и принимать решение о финансировании. Но как быть, если инвестор не предъявляет таких требований или пожеланий?
Зарубежные методики:
UNIDO (United Nations Industrial Development Organization)
ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития)
BFM Group (Bureau of Financial Modeling)
KPMG (КПНГ)
TACIS (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent
States), Европейским Союзом для стран СНГ
Отечественные методики:
МЭРТ РФ (Министерство Экономического Развития и Торговли Российской
Федерации)
банки:
ОАО "СБЕРБАНК"
ГК "Внешэкономбанк"
ОАО "РОССЕЛЬХОЗБАНК"
и другие.
Надо сказать, что в
России никаких стандартов по составлению бизнес-планов не существует.
Все без исключения «стандарты» (реализованные в
виде инструкций, рекомендаций, информационных материалов) носят
рекомендательный характер. Т.е., строго говоря, применение
«стандартов» не является обязательным. Правильнее
было бы вместо термина «стандарты» использовать
термин «рекомендации».
А вот за рубежом дело обстоит немного иначе. В ряде стран существуют
стандарты бизнес-планирования. Это, скажем, как DIN 69901, V-Modell
(Германия), CEPM (Индия), C-PMBOK (Китай), PROMAT (Южная Корея), AFITEP
(Франция), NASA Project Management (США), BSI BS 6079, APM Body of
Knowledge, OSCEng (Великобритания), VZPM, Hermes method (Швейцария),
CAN/CSA-ISO 10006-98 (Канада), P2M (Япония), South African NQF4 (ЮАР),
ANCSPM (Австралия) и др. Есть также и группа международных стандартов,
например, - PMI, IPMA.
Кроме того, основное содержание бизнес-плана, вне зависимости от
методики, будет являться тем же самым. Дело лишь в том, что конкретная методика
бизнес-планирования делает больший упор на тех или иных
показателях. А так, типичный бизнес-план должен содержать следующие
основные разделы:
- Резюме (аннотация, краткая характеристика идеи бизнес-плана)
- Цели и задачи проекта
- Описание предприятия
- Характеристика продукта (услуги, иной идеи)
- Анализ рынка и отрасли
- Маркетинговый план
- План персонала
- План производства
- Организационный план
- Финансовый план
- Анализ рисков
Какую методику выбрать
Но сразу возникает вопрос: а для чего же
тогда существуют многочисленные методики бизнес-планирования,
рекомендующие конкретную форму бизнес-плана, а также перечень
отражаемых в нем аспектов?
Во-первых, имеет большое значение, резидентом какой страны
является инвестор. Так, если инвестор из России, то, зачастую, нет
смысла предоставлять ему бизнес-план, выполненный на базе зарубежных
методик. Тогда как зарубежному инвестору, конечно, необходим бизнес-план
в соответствии с той методикой, которая используется в
его стране.
Кроме того, имеет значение – какому инвестору Вы будете
предоставлять бизнес-план: крупному или мелкому.
Крупный инвестор
На самом деле, та или иная методика
бизнес-планирования выбирается лишь с той целью, чтобы
подходить под конкретного инвестора. Нет, не потому, чтобы
«угодить» ему или соблюсти формальность. На самом
деле все проще. Дело в том, что крупные инвесторы, как правило,
вкладывают деньги не в один или два бизнес - проекта, а во многие. При
этом им, разумеется, гораздо удобнее анализировать бизнес-план каждого
проекта, если он разработан в соответствии с той или иной формой
(методикой) – с той, к которой они наиболее привыкли
– с одной стороны, а также которая, по их мнению, наиболее
полно и адекватно дает представление о бизнес идее, разрабатываемой в
бизнес-плане.
Поэтому перед тем, как разрабатывать бизнес-план,
крайне желательно выяснить у инвестора, в соответствии с какой именно методикой
ему наиболее удобно было бы анализировать пригодность Вашей бизнес-идеи
к реализации на практике (хотя, как правило, крупные инвесторы,
например, банки, сами выставляют требования к форме и, соответственно,
методике, на основе которой должен быть выполнен бизнес-план). И уже
исходя из пожеланий инвестора следует произвести выбор методики.
Мелкий инвестор
Заметим, что вышесказанное имеет свою
специфику в отношении мелких инвесторов. Это, как правило, граждане
(один или несколько), которые имеют в своем распоряжении приличные
суммы свободных денег, но затрудняются с выбором – куда, во
что их вложить так, чтобы они принесли максимум дохода (как процент от
вложенных средств), и, плюс к тому, были бы, по возможности, хорошо
застрахованными от потерь. Для таких инвесторов целесообразнее всего
разрабатывать бизнес-план по одной из наиболее популярных методик,
таких, как UNIDO или МЭРТ РФ. Кроме того, в большинстве регионов России
существуют свои, региональные рекомендации по разработке бизнес-планов.
Поэтому перед тем, как создавать бизнес-план, правильным будет, что
называется, «в упор» спросить инвестора: написанным
по какой конкретно методике (т.е. по какой форме) он хотел бы видеть
бизнес-план? Если это – пусть мелкий, но опытный инвестор,
он, скорее всего, сам назовет такую методику. Если же нет, то тогда,
опять же, не стесняясь (а как же иначе? Ведь бизнес – это
продуктивная, согласованная работа, а не излишняя
«задумчивость»), следует предложить ему выбранную
Вами методику. Как правило, в таких случаях используют одну из
популярных, ту же UNIDO
(ЮНИДО), ЕБРР
или KPMG
– это наиболее часто применяемые стандарты (перечисление идет
в порядке убывания популярности). Если ЕББР в основном применяется
банками и иными организациями, имевших дело с ЕБРР в 90-е годы или
продолжающих такое сотрудничество сейчас, то UNIDO в большей степени
является более подходящей, например, для частного инвестора. Хотя, по
сути, ЮНИДО является универсальной.
Если Вы затрудняетесь
с выбором методики, мы поможем Вам в этом!
Разработать самостоятельно или заказать бизнес-план?
Нередко люди, решившие заняться бизнесом
(или расширить уже имеющийся) справляются с написанием бизнес-плана
самостоятельно. Но, однако, не у всех есть для этого свободное время и
возможности. Многие бизнесмены очень ценят свое время, поэтому не
желают вдаваться в технические, отчасти даже
«канцелярские» аспекты. В таком случае будет
оптимальным заказать бизнес-план у нас. Стоимость будет зависеть от
того, для чего конкретно он Вам нужен, а также от специфики Вашей
бизнес-отрасли, масштабов будущей реализации Вашей идеи и др. Перейдя
по ссылке, Вы можете ознакомиться с основными видами
бизнес-планов – в зависимости от целей, для которых
они разрабатываются.
Для того, чтобы отправить нам заявку на бизнес-план,
перейдите в начало страницы.