Научный консалтинг
Главная
Контакты
Номер телефона
Как мы работаем
Гарантии
Условия
Цены

Последнее обновление: 06.09.2016

Как выбрать методику для разработки бизнес-плана?

В настоящее время имеется множество методик составления и разработки бизнес-планов. Укажем сразу, что выбор методики – это дело ИНВЕСТОРА (а не разработчика бизнес-плана). Ведь бизнес-план пишется для инвестора, т.е. для того, кто будет его изучать, анализировать и принимать решение о финансировании. Но как быть, если инвестор не предъявляет таких требований или пожеланий?

Зарубежные методики:

UNIDO (United Nations Industrial Development Organization)
ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития)
BFM Group (Bureau of Financial Modeling)
KPMG (КПНГ)
TACIS (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States), Европейским Союзом для стран СНГ

Отечественные методики:

МЭРТ РФ (Министерство Экономического Развития и Торговли Российской Федерации)
банки:
ОАО "СБЕРБАНК"
ГК "Внешэкономбанк"
ОАО "РОССЕЛЬХОЗБАНК"
и другие.

Надо сказать, что в России никаких стандартов по составлению бизнес-планов не существует. Все без исключения «стандарты» (реализованные в виде инструкций, рекомендаций, информационных материалов) носят рекомендательный характер. Т.е., строго говоря, применение «стандартов» не является обязательным. Правильнее было бы вместо термина «стандарты» использовать термин «рекомендации».

А вот за рубежом дело обстоит немного иначе. В ряде стран существуют стандарты бизнес-планирования. Это, скажем, как DIN 69901, V-Modell (Германия), CEPM (Индия), C-PMBOK (Китай), PROMAT (Южная Корея), AFITEP (Франция), NASA Project Management (США), BSI BS 6079, APM Body of Knowledge, OSCEng (Великобритания), VZPM, Hermes method (Швейцария), CAN/CSA-ISO 10006-98 (Канада), P2M (Япония), South African NQF4 (ЮАР), ANCSPM (Австралия) и др. Есть также и группа международных стандартов, например, - PMI, IPMA.

Кроме того, основное содержание бизнес-плана, вне зависимости от методики, будет являться тем же самым. Дело лишь в том, что конкретная методика бизнес-планирования делает больший упор на тех или иных показателях. А так, типичный бизнес-план должен содержать следующие основные разделы:

  1. Резюме (аннотация, краткая характеристика идеи бизнес-плана)
  2. Цели и задачи проекта
  3. Описание предприятия
  4. Характеристика продукта (услуги, иной идеи)
  5. Анализ рынка и отрасли
  6. Маркетинговый план
  7. План персонала
  8. План производства
  9. Организационный план
  10. Финансовый план
  11. Анализ рисков

Какую методику выбрать

Но сразу возникает вопрос: а для чего же тогда существуют многочисленные методики бизнес-планирования, рекомендующие конкретную форму бизнес-плана, а также перечень отражаемых в нем аспектов?
Во-первых, имеет большое значение, резидентом какой страны является инвестор. Так, если инвестор из России, то, зачастую, нет смысла предоставлять ему бизнес-план, выполненный на базе зарубежных методик. Тогда как зарубежному инвестору, конечно, необходим бизнес-план в соответствии с той методикой, которая используется в его стране.
Кроме того, имеет значение – какому инвестору Вы будете предоставлять бизнес-план: крупному или мелкому.

Крупный инвестор

На самом деле, та или иная методика бизнес-планирования выбирается лишь с той целью, чтобы подходить под конкретного инвестора. Нет, не потому, чтобы «угодить» ему или соблюсти формальность. На самом деле все проще. Дело в том, что крупные инвесторы, как правило, вкладывают деньги не в один или два бизнес - проекта, а во многие. При этом им, разумеется, гораздо удобнее анализировать бизнес-план каждого проекта, если он разработан в соответствии с той или иной формой (методикой) – с той, к которой они наиболее привыкли – с одной стороны, а также которая, по их мнению, наиболее полно и адекватно дает представление о бизнес идее, разрабатываемой в бизнес-плане.
Поэтому перед тем, как разрабатывать бизнес-план, крайне желательно выяснить у инвестора, в соответствии с какой именно методикой ему наиболее удобно было бы анализировать пригодность Вашей бизнес-идеи к реализации на практике (хотя, как правило, крупные инвесторы, например, банки, сами выставляют требования к форме и, соответственно, методике, на основе которой должен быть выполнен бизнес-план). И уже исходя из пожеланий инвестора следует произвести выбор методики.

Мелкий инвестор

Заметим, что вышесказанное имеет свою специфику в отношении мелких инвесторов. Это, как правило, граждане (один или несколько), которые имеют в своем распоряжении приличные суммы свободных денег, но затрудняются с выбором – куда, во что их вложить так, чтобы они принесли максимум дохода (как процент от вложенных средств), и, плюс к тому, были бы, по возможности, хорошо застрахованными от потерь. Для таких инвесторов целесообразнее всего разрабатывать бизнес-план по одной из наиболее популярных методик, таких, как UNIDO или МЭРТ РФ. Кроме того, в большинстве регионов России существуют свои, региональные рекомендации по разработке бизнес-планов. Поэтому перед тем, как создавать бизнес-план, правильным будет, что называется, «в упор» спросить инвестора: написанным по какой конкретно методике (т.е. по какой форме) он хотел бы видеть бизнес-план? Если это – пусть мелкий, но опытный инвестор, он, скорее всего, сам назовет такую методику. Если же нет, то тогда, опять же, не стесняясь (а как же иначе? Ведь бизнес – это продуктивная, согласованная работа, а не излишняя «задумчивость»), следует предложить ему выбранную Вами методику. Как правило, в таких случаях используют одну из популярных, ту же UNIDO (ЮНИДО), ЕБРР или KPMG – это наиболее часто применяемые стандарты (перечисление идет в порядке убывания популярности). Если ЕББР в основном применяется банками и иными организациями, имевших дело с ЕБРР в 90-е годы или продолжающих такое сотрудничество сейчас, то UNIDO в большей степени является более подходящей, например, для частного инвестора. Хотя, по сути, ЮНИДО является универсальной.
Если Вы затрудняетесь с выбором методики, мы поможем Вам в этом!

Разработать самостоятельно или заказать бизнес-план?

Нередко люди, решившие заняться бизнесом (или расширить уже имеющийся) справляются с написанием бизнес-плана самостоятельно. Но, однако, не у всех есть для этого свободное время и возможности. Многие бизнесмены очень ценят свое время, поэтому не желают вдаваться в технические, отчасти даже «канцелярские» аспекты. В таком случае будет оптимальным заказать бизнес-план у нас. Стоимость будет зависеть от того, для чего конкретно он Вам нужен, а также от специфики Вашей бизнес-отрасли, масштабов будущей реализации Вашей идеи и др. Перейдя по ссылке, Вы можете ознакомиться с основными видами бизнес-планов – в зависимости от целей, для которых они разрабатываются.

Для того, чтобы отправить нам заявку на бизнес-план, перейдите в начало страницы.

Вот что мы можем сделать для Вас:
Интересная и полезная
информация
Изменить размер шрифта:
?