Научный консалтинг
Главная
Контакты
Номер телефона
Как мы работаем
Гарантии
Условия
Цены

Бизнес-план по стандарту TACIS

TACIS (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States) - это форма, стандарт для бизнес-плана, разработанная Европейским Союзом для стран СНГ. Она выглядит следующим образом:

  • Резюме (введение, суть проекта)
  • Общее описание бизнеса
  • Маркетинговый анализ
  • Производство
  • Стратегия развития
  • Приобретение оборудования, технологий
  • Производственный план
  • Факторы производства
  • Контроль качества
  • Управление и принятие решений
  • Финансовый план
  • Риски
  • Приложения

Можно сказать, что структура бизнес-плана по метдике TACIS является схожей, например, с методикой UNIDO

Резюме

Этот раздел предназначен для того, чтобы увлечь инвестора, чтобы он проникся идеей проекта и понял для себя его выгодность. Во введении должны присутствовать перечень целей бизнеса, ресурсы, необходимые для его реализации, особенности и характер контроля, список сильных и слабых сторон. 

Общее описание бизнеса

Здесь приводятся данные об уже имеющемся бизнесе, на базе которого предполагается реализовывать бизнес-план. В частности, кратко излагается история, миссия и вытекающие из нее стратегии, предпосылки создания нового проекта, который предлагается инвестору. Затрагиваются также такие вопросы, как особенности продукции (работ или услуг), общая характеристика рынка ее сбыта, человеческие ресурсы (персонал), а также финансовая часть. Данные целесообразно привести за 3...5 лет. Освещаются ответы на такие вопросы, как

  • Управление, форма ведения бизнеса, выгоды от реализации проекта
  • Характер стадии развития текущего бизнеса (начало, развития, зрелось и т.д.)
  • Важнейшие виды товаров, работ, услуг, производимые текущим бизнесом, их стоимость, особенности
  • Характер рынка (будет ли в планах проникновения в новые рыночные ниши)
  • Конкуренты
  • Потребители (в целом)

Маркетинговый анализ

В данном разделе излагается более подробный, чем ранее, анализ потребителей, конкурентов, рыночной конъюнктуры и условий производства. Производится SWOT-анализ (сильные и слабые стороны, угрозы и возможности).

Так, при анализе рынка исследуются объем продаж, прибыли от предлагаемого проекта, сегменты, степень опасностией от конкурентов. Анализ потребителей предусматривает их сегментацию (по возрасту, уровню дохода, предпочтениям, хараткеру занятости и т.д.). Каким образом они могут реагировать на стоимость продукции (работ, услуг), важно ли им качество, нуждаются ли они в дополнительном (сервисном) обслуживании, довольны ли продукцией?

В целях анализа конкурентов нужно, в первую очередь, указать их масштабы, занимаемые сегменты, степень доверия к ним со стороны потребителей, финансовую устойчивость, каналы распределения их продукции, качество их товаров, работ или услуг.

Исследуются также факторы успеха обосновываемого бизнес-планом проекта (от трех до пяти...семи).

Анализируются ресурсы, т.е. то, чем обладает огранизация, предлагаюшщая бизнес-проект. Это, в частности, деньги или иные финансы, технологии (в том числе те, на которые имеются патенты), товарные знаки, материалы и иное сырье, возможности продвижения продукции.

И вот исходя уже из ответов на эти вопросы, составляется матрица SWOT-анализа. Каждому из факторов присваивается рейтинговый балл, в итоге составляется сумма по каждому из четырех компонентов этой матрицы.

Стратегия развития

На основе результатов - предлагается стратегия маркетинга. Т.е. каковы будут особенности и имидж продукции, чем конкретно она будет отличаться от аналогичной продукции конкурентов (т.е. ее уникальность); стоимость, ассортимент, гарантии. Будет ли выпускаться она под соответствующим отварным знаком? Известен ли он потребителям? Как продукция получит известность (особенности рекламы и иного продвижения)? Кроме того, указываются способы передачи (перевозки) продукции потребителю или посреднику.

Некоторые вопросы можно раскрыть подробнее, например, отметить ценовую политику в сравнении с конкурентами, описать, как будет формироваться цена, провести расчет ценовой эластичности спроса и предложения продукции. Используются ли скидки, бонусы и прочие факторы поощрения потребителей.

Производственный план

1. Развитие проекта

Вначале описывается, как будет проходить освоение инвестиций (средств инвестора), что, для чего и когда будет приобретаться. Если что-то впоследствии будет продано (на сторону), опять же, это необходимо отразить в производственном плане.

В заключение указанной части производственного плана целесообразно привести календарный план-график производства, который должен охватывать ВСЕ фазы, начиная с анализа ситуации и кончая выходом проекта на номинальную мощность.

2. Прибретение имущества (оборудование, машины и т.д.)


В первую очередь, необходимо дать оценку возможности использования оборудования в конкретном (предполагаемом) месте. Например, земельный участок, на котором предполагается реализация бизнес-проекта, может не быть предназначен для этой цели. Или помещение, в котором будет осуществляться производство (торговля) является на данный момент непригодным для этих целей.

Затем следует перечислить поставщиков оборудования, указать его стоимость, в сумме с доставкой и установкой (эти цифры нужно указать в соответствующей расшифровке).

3. Выпуск продукции, оказание услуг

Здесь в нагдядной форме иллюстрируется объем выпуска продукции, оказания услуг или производства работ, обычно за 3...5...7 лет. Следует выделить факторы, зависящие от объема производства (переменные) и независящие (постоянные) - для целей так называемого маржинального анализа. Это даст понять, насколько сильно проект чувствителен к изменению объем производства.

Также приводятся данные о рабочем времени, графики ремонта оборудования, наличие отходов и какая есть возможность их использования.

4. Местная инфраструктура

Это - местоположение предприятия, доступность путей сообщения и связи, наличие коммунальных услуг (вода, тепло, канализация, электричество). Нужно конкретно описать - кто является поставщиком услуг, на каких условиях, имеются ли заключенные договора на обслуживание.

Следует описать окружающую среду, в частности, экологию. Насколько сильна заинтересованность проектом в органах власти (или, наоборот, его могут притормозить, а то и прикрыть).

Факторы производства

Здесь перечисляются постоянные и переменные факторы (в виде калькуляции затрат по соответствующим статьям). Определяются издержки  на оплату труда (в виде расчетных таблиц), амортизация, материалы, налоги (отметим, что в соответствии с правилами бухгалтерского и налогового учета ряд налогов не входят в состав затрат и, соответственно, расходов) и все прочие затраты по проекту.
 

Контроль качества

Указать, как будет контролироваться каечство выпускаемой продукции, оказываемых услуг или производимых работ. Имется ли такая система контроля, сертифицирована ли она. Причем проверяться могут как сырье, так то, что получается на выходе - продукция и т.п.

Управление и принятие решений

Кто будет управлять проектом (в целом - и конкретно по ванейшим вопросам). Будут ли привлекаться консультанты, сторонние маркетологи, а также иные специалисты? Является ли система управления проектом совершенной или в будущем потребует доработок (каких конкретно)? Как происходит управление?

Кроме того, целесообразно приложить ксерокопии Устава и иных важнейших учредительных документов (сами ксерокопии лучше привести в приложениях, здесь же достаточно дать пару фраз об основных их особенностях).

Финансовый план

1. В укрупненной форме приводятся: бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о финансовых результатах (форма №2), отчет о движении денежных средств (форма №3).
2. Продолжительность (временной горизонт) плана.

3. Финансовое обоснование бизнес-проекта.
Здесь следует привести сводный перечень всех затрат по проекту, включив их в одну большую таблицу - в динамике за 3...5 лет. Итогом этой таблицы должна быть прибыль (в том числе дисконтированная), как разница между общими доходами и расходами проекта.

4. Опеределяются: запас финансовой прочности, рентабельность, сроки окупаемости проекта (в том числе дисконтированный), а также ряд иных финансовых показателей.

5. Рассчитывается себестоимость единицы продукции.

Риски

В первую очередь определяется финансовый риск, т.е. в какой степени проект является чувствительным к изменению основных его параметров - цены, объема продаж, повышения заработной платы, налогов (обычно предполагают 20...30% изменения). Затем строится график, определяется точка безубыточности.

Приложения


В приложениях приводится вся та инфомация, которой не нашлось места в основной части бизнес-плана по методике TACIS, но которая также может заинтересовать инвестора. Т.е. назначение приложений - разгрузить основную часть проекта от доскональной, могущей показаться занудной, информации. Важно понимать, что не все инвесторы будут вникать в подробности расчетов, многим проще положиться на честность и объективность разработчика бизнес-плана.

Содержимое приложений - это, скажем, подробная калькуляция себестоимости продукции, ассортиментный перечень, налоговые расчеты, расчет заработной платы и многое другое. Кроме того, сюда же могут быть включены результаты анкетирования потребителей, анализ цен и ассортимента продукции конкурентов.

С уважением к Вам.


Вот что мы можем сделать для Вас:
Интересная и полезная
информация
Изменить размер шрифта:
?