Номер телефона

Последнее обновление:

ВАЗ-21213 Нива: насколько дорог в обслуживании этот автомобиль?

В статье продолжаем описывать анализ стоимости обслуживания автомобиля ВАЗ-21213 на основе конкретного примера. Начало статьи - здесь.

Отметим сразу, что нынче (и уж давненько) этот автомобиль называется как Lada 4x4. Однако, именно этот автомобиль, тот, который будет анализироваться в этой статье, называется "ВАЗ-21213 Нива" - в этом можно легко убедиться, посмотрев документы на этот автомобиль, а также, к примеру, заводские пластмассовые вставки на крышке багажника и т.д., где белым по черному написано, что это - именно Нива, а не Lada. Поэтому ниже мы будем придерживаться именно фактического названия этого автомобиля.

Итак. Ранее мы уже обсуждали ремонт этого автомобиля в течение многих (более двух десятков) лет. Однако, математический анализ в предыдущей статье ограничивался лишь периодом 2000-2016 гг. (первый этап эксплуатации, пробег до 170 тыс. км). Так было сделано для того, чтобы, во-первых, (пока) не принимать во внимание полный капитальный ремонт двигателя. Который, по словам владельца, в итоге не был насущной необходимостью, ибо вполне можно было ограничиться гораздо менее масштабным ремонтом.

Во-вторых, капитальный ремонт двигателя - это, все-таки, определенная веха в "жизни" автомобиля. Которая происходит нередко по недосмотру владельца или по причине некачественных запчастей и ремонта. Поэтому вначале был сделан анализ динамики стоимости ремонта указанной Нивы ДО капремонта двигателя. Теперь же мы проанализируем ВЕСЬ период эксплуатации этого автомобиля, начиная со времени его выпуска (осень 2000 г.) и вплоть до последнего известного нам времени технического воздействия (2020 г. и позднее). Как оказалось, стоимость ремонта продолжает расти, причем все более сильно... Впрочем, обо всем по порядку.

Исходные данные

Исходные данные для анализа используем из предыдущей статьи (там есть большая таблица). Как и ранее, будем исследовать зависимость общей стоимости ремонта (которая складывается из стоимости соответствующих работ и запчастей) от пробега автомобиля. Для дальнейшего анализа были использованы тренды, которые наиболее часто употребляются научными исследователями в практике. Это:

  1. Степенная функция вида Y = a0Xa1
  2. Полиномиальная кубическая: Y = a0 + a1X1 + a2X2 + a3X3
  3. Экспоненциальная: a0ea1*X

Здесь X - пробег автомобиля, Y - стоимость ремонта; а0, а1, ... - это некоторые постоянные (числа), которые определяются компьютерным расчетом на основе исходных данных зависимости стоимости ремонта (в тыс. руб.) автомобиля от его пробега (тыс. км).

Выбор конкретного вида тренда будем выбирать, исходя из минимальной суммы квадратов отклонений рассчитанных на основе тренда значений от фактических значений. Т.е. чем ниже эта сумма, тем, конечно же, лучше тренд будет характеризовать фактические данные.

Примечание. Иными словами, будет применяться метод наименьших квадратов. Если Вы незнакомы с этим методом, рекомендуем вначале хотя бы поверхностно ознакомиться (в интернете масса информации на этот счет), тогда Вам будет гораздо понятнее то, что написано ниже.

Так что же, как говаривал древнегреческий мыслитель и философ Сократ. Приступим к расчетам!

Степенная функция

Расчетное выражение получилось следующим (для степенной функции):

Y=31,017*X0,733

Сумма квадратов отклонений фактических значений (т.е. исходных данных о стоимости) от расчетных значений на основе этой функции составляет МНК=371492,4 тыс. руб.2

Экспоненциальная функция

Расчетное выражение получилось следующим (для экспоненциальной функции):

Y=17595,8*e1,8E-5X

Сумма квадратов отклонений фактических значений (т.е. исходных данных о стоимости) от расчетных значений на основе экспоненциальной функции составляет МНК=23939,5 тыс. руб.2

Т.е. экспоненциальная функция характеризует исходные данные лучше, так как для нее сумма квадратов отклонений ниже.

Полиномиальная функция (кубическая парабола)

Расчетное выражение получилось следующим (для кубической параболы):

Y=6726+1,284X-1,105*10-5X2+8,539*10-11X3

Сумма квадратов отклонений фактических значений (т.е. исходных данных о стоимости) от расчетных значений на основе данной полиномиальной (кубической) функции составляет МНК=8831,4 тыс. руб.2

Итак, можно сделать вывод, что именно кубическая функция характеризует исходные данные лучше всего, так как для нее сумма квадратов отклонений минимальная среди трех проанализированных функций (трендов).

Теперь отобразим оптимальный тренд (который имеет минимальную сумму квадратов отклонений) на рисунке

Итак, на рисунке 1 представлен оптимальный тренд (среди трех использованных функций):


Рис. 1. Зависимость затрат на ремонт автомобиля от пробега

Фактические затраты
Тренд

Как видно, этот тренд достаточно хорошо аппроксимирует фактическую зависимость затрат на ремонт автомобиля ВАЗ-21213 от пробега.

Обсуждение

Таким образом, анализ зависимости стоимости ремонта автомобиля «Нива» от пробега в течение 180 тыс. км с лишним показал, увы, более сильную зависимость, чем та, что наблюдалась раньше (до капитального ремонта двигателя, пробег 150…170 тыс. км). Раньше наблюдалась степенная зависимость с показателем степени не выше 2 (т.е. зависимость была даже слабее, чем обычная парабола).

А по происшествии времени оказалось, что зависимость затрат от пробега усилилась и представляет собой как раз кубическую функцию. Любопытно, что в научных исследованиях, монографиях, учебниках по транспортному делу отмечается КАК РАЗ кубическая зависимость. Конечно, ее конкретные числовые коэффициенты могут варьироваться даже для одного автомобиля по мере эксплуатации, и тем более они будут, скорее всего, иными для других автомобилей. Но, сам факт интересен: все-таки, теоретическую (кубическую) зависимость, выявленную ранее исследователями, «обмануть» не получилось.

А как же тогда предыдущие наши результаты анализа, в которых отмечалась более слабые зависимости затрат?

Во-первых, более слабые зависимости были наиболее характерны для начального этапа эксплуатации автомобиля, пока не возникла необходимость капитального ремонта двигателя. К тому же, как отмечалось в нашей предыдущей статье, по сути, капитальный ремонт был проделан преждевременно (т.е. на дату его проведения – зря). Т.е. владелец автомобиля допустил излишний перерасход средств, а вполне мог бы сэкономить и обойтись гораздо более дешевым вариантом ремонта. Конечно, при этом необходимость его все равно бы возникла рано или поздно, однако, возможно, прошли бы еще многие годы…

Впрочем, в автосервисах (как коммерческих, так и тех, в которые ремонтируют машины «для себя», т.е. только для своих нужд) тоже нередко допускается перерасход – в частности, в России. Где распил средств – дело достаточно привычное, фактов тому - немало. Поэтому, если бы автомобиль ремонтировался в автосервисе, то часть затрат «на ремонт» на самом деле были бы или украдены, или еще что. Условно говоря, та часть, которую преждевременно израсходовал владелец автомобиля на капитальный ремонт двигателя.

Впрочем, вполне возможно, что заблаговременно проведенный капитальный ремонт, напротив, избавил владельца автомобиля от гораздо более серьезных последствий, которые могли бы ожидать двигатель в противоположном случае.

Во-вторых, если вспомнить математику и присмотреться внимательнее к полученному выражению, то можно сказать, что кубическая зависимость содержит в себе квадратичный и линейный члены. Вот только коэффициенты при этих членах – разные. И, как уже отмечалось, они могут несколько варьироваться со временем.

А что же будет дальше?...

А дальше, по всей видимости, подавляющее большинство (российских) владельцев автомобилей сказали бы примерно следующее: «нужно как можно быстрее избавиться от этого автомобиля, продать его за такую цену, за какую купят; и – забыть о нем».

Что же, судя по довольно внушительному списку ремонтных работ, возможно, эти слова будут близки к истине. Но, еще раз, не забудем, что автомобиль эксплуатировался и продолжает эксплуатироваться в довольно жестких условиях. Что только на нем не возили и продолжают возить.

Более того, например, зададимся вопросом: а сколько стоил бы капитальный ремонт не этого автомобиля (т.е. не Нивы), а, скажем, какой-нибудь полноприводной(!) иномарки (ну, не самой уж дешевой). Видится, что после ответа на такой вопрос рассуждения об избавлении от него (от автомобиля, т.е.) как-то… начнут улетучиваться.

Ну, нынешнее время-то (лето 2022 г.) – это понятно, санкции и все такое, поэтому ремонт многих иномарок вырос по стоимости чуть ли не в разы. Какую-нибудь несчастную топливную трубку заменить – так и то за эту сумму на Ниве можно проделать серьезный ремонт. А вот раньше? Но, и раньше тоже это было недешевое «удовольствие», если говорить об иномарках.

Конечно, для иномарок можно рассматривать разного рода контрафактные двигатели… Но, во-первых, честно говоря, даже не хочется думать об этом, потому как сие – очень сомнительная деятельность. Во-вторых, качество, надежность таких двигателей – это вопрос, вообще-то, открытый.

Что может ожидать этот автомобиль в будущем. если продолжать эксплуатацию?

Ну, насчет двигателя, по всей видимости, в ближайшие годы беспокоиться не стоит особо, если только не какое-нибудь непредвиденное ЧП, конечно. Вроде бы, ремонт был сделан хорошо, по крайней мере, автомобилю хуже от этого не стало, а это – уже большой плюс.

Насчет покраски – тоже пока можно особо не беспокоиться, так как покраска (полностью снаружи) была уже сделана несколько лет назад, кроме того, отдельные ржавые места тоже более-менее исправлены.

Какие могут быть серьезные проблемы еще? Это, в частности:

  1. Проблемы с кузовом – лонжероны, крепления тяг и прочие крупные проблемы;
  2. Проблемы с мостами (а в Ниве их еще и два),
  3. Масса мелких проблем, вызванная «старостью», как то: нарушение контактов в электропроводах; износ того, что «обычно долго не изнашивается», например, замков дверей, сидений, руля, выключателей и т.д.

Пункт 3 особенно важен, так как, повторимся еще раз, автомобиль эксплуатируется вовсе не на зеркальной дороге (хотя и не слишком с высокими скоростями; конечно, 150 км/ч на нем не ездили и не стоит даже пытаться). В тяжелых условиях появляется постоянная вибрация, а в результате постепенно происходит износ даже, казалось бы, «невинных» узлов и агрегатов.

Любопытно, как оно будет дальше.


Комментарии:
Всего комментариев:0
Пожалуйста, не забудьте ознакомиться с правилами оставления комментариев.



Подписаться на комментарии на этой странице

Мы можем выполнить

Другие услуги
Интересная и полезная
информация
НАПИШИТЕ НАМ
Яндекс.Метрика
Номер телефона
© Copyright Все права защищены 2013-2024 Научный консалтинг