Последнее обновление:
Введение к дипломной работе по педагогике, психологии и подобным специальностям
Как писать введение к научной работе, в
частности, к дипломной по педагогике, психологии,
а также родственных с ними специальностей? Вы можете ознакомиться с
общими особенностями и предназначением введения к дипломным, выпускным
квалификационным работам (ВКР), бакалаврским работам.
Дело в том, что дипломные работы по педагогике, психологии и смежных с ними направлениям стоят отдельно, как бы особняком от всех. Там обязательно должна присутствовать, помимо все прочего, еще и гипотеза исследования. Т.е. допущение, предположение, которое выдвигает автор
диплома во введении и доказыванию чего
(или, наоборот, опровержению) посвящается вся работа. Изредка гипотеза
бывает не одна, а несколько, хотя, надо сказать, что научные
руководители почему-то не любят подобной множественности.
Например, во введении к дипломной работе,
посвященной исследованию гендерной обусловленности памяти дошкольников
может присутствовать гипотеза о том, что память дошкольников
различается существенно в зависимости от гендерной принадлежности. В
дальнейшем, в процессе теоретического и связанного с ним эмпирического
исследования выдвинутая во введени гипотеза может быть подтверждена
(полностью или в части) или же отпровергнута.
Разумеется, гипотезы следует составлять так, чтобы они подтверждались.
Например, если в ходе эмпирического исследования выявились существенные
различия между уровнем эмпатии детей дошкольного и подросткового
возрастов, то гипотеза может быть сформулирована в следующем виде:
«уровень
эмпатических проявлений детей существенно подвержен возрастным
изменениям». Если же, напротив, никакого
различия не было выявлено, то гипотеза во введении изменится и будет
звучать так: «уровень
эмпатии детей не зависит от возраста в пределах от … до
… лет». Аналогично формулируются
гипотезы в во введении к дипломной работе
по педагогической специальности.
Понятно, что гипотеза при этом – своего рода искусственная
формулировка. Ибо она формулируется уже после того, как проделана вся
основная работа. Т.е. практически всегда – «задним
числом». Но – таковы требования. Потом, как мы уже
писали, ведь и само введение к дипломной
работе, как показывает практика, тоже часто пишется «задним
числом», исходя из проделанной результатов работы по теме
дипломного исследования.
Почему наличие гипотезы во введении характерно только для работ по психологии, педагогике и аналогичных специальностей?
Для ответа на этот вопрос надо понимать, как пишутся такие работы,
например, диссертации, дипломные, выпускные квалификационные (ВКР),
бакалаврские, курсовые. Если не принимать во внимание чисто
теоретические работы, которые в последнее время по вполне понятным
причинам не слишком приветствуются среди исследователей (если это,
конечно, не работы уровня Л.С. Выготского), в отличие, скажем, от
теоретических работ по экономике, физике, не говоря уже о математике,
то общий принцип написания психологических, педагогических работ таков.
Вначале осуществляется теоретическая проработка темы, исходя из цели,
поставленной во введении и обоснованной
актуальности (надо сказать, что, на самом деле, самый первый вариант введения к дипломной работе по психологии, педагогике состоит, как правило, из одной лишь цели плюс кратко обоснованная актуальность. Впоследствии к ней добавляются задачи и все прочее). На базе этого выявляются некие спорные (интересные для
исследователя, в том числе и для студента-дипломника), требующие своего
разрешения аспекты, вопросы. Если теоретическим (по книгам, научным статьям, а также путем логических рассуждений автора дипломной работы) исследованием эти
вопросы разрешить невозможно, то необходим эксперимент, т.е.
эмпирическое исследование. А перед тем, как проводить эксперимент,
необходимо вначале четко выяснить – ЧТО именно будем
исследовать, КАКИЕ
результаты ожидаем получить. Для этого, очевидно, и необходимо
выдвинуть во введении соответствующую гипотезу. Которая затем
проверяется. Для чего, в свою очередь, подбирается соответствующий
инструментарий: методики исследования, тестирования, методология
проведения формирующего, контрольного экспериментов, стимульный
материал и др.
Если же, грубо говоря, проводить теоретизирование без привязки к
эксперименту, то или надо быть гением, вроде упомянутого выше Л.С.
Выготского, или… лучше вообще этим не заниматься. В
противоположном случае есть немалая вероятность ухода в пустые,
бессмысленные рассуждения, в, своего рода, теологию. Которая не будет
иметь никакого практического и, тем более, научного, смысла.
Думаете, это пустые слова? Вовсе нет. А вот посмотрите - сколько сейчас разного рода психологических школ, тренингов, а также различных психолого-педагогических теорий, точек зрения. И каждый автор пишет, что называется, "кто во что горазд". И, самое печальное, вся эта ерунда нередко именуется "наукой психологией", а народ в нее еще и верит, думая, что раз, мол, ученые разработали, значит, все должно быть правильно. Один из примеров подобного рода разобран в нашей статье "О вреде психологического воспитания".
Именно поэтому введение к дипломной работе по психологии, педагогике, в соответствии с современными требованиями высшей школы, должно содержать в себе гипотезу исследования. Доказать или опровергнуть которую дипломник должен, используя соответствующие эмпирические исследования, т.е. эксперимент. Тогда как, скажем, в технической работе гипотеза будет излишней: техническая дипломная работа, за редким исключением, представляет собой пояснительную записку, содержащую в себе результаты разработки (проектирования) той или иной конструкции, устройства, метода и т.п. Вместо доказательства (или опровержения) гипотезы здесь выступает необходимость грамотно реализовать соответствующий проект.
С уважением к Вам всем.