Научный консалтинг
Главная
Контакты
Номер телефона
Как мы работаем
Гарантии
Условия
Цены

Как вручную запустить скрипт на удаленном сервере (хостинге)

Запустить скрипт на локальном (например, на домашнем) компьютере – весьма просто. А вот как это сделать на удаленном компьютере, т.е. на сервере? Понятно, что в автоматическом режиме его можно запустить, используя автоматический планировщик Cron. А вот как быть, если требуется запустить вручную (например, для окончательной отладки программы)? Об этом пойдет речь в нашей статье. Статья написана, скорее, для новичков.

Что такое серверный скрипт, для чего он бывает необходим при работе сайта, объяснять не буду. В самом деле, любой мало-мальски функциональный сайт нуждается в автоматизированном выполнении тех или иных операций.

Подавляющее большинство серверных (т.е. таких, которые выполняются на стороне сервера) скриптов пишут, например, на PHP, на Perl (ну, и плюс та или иная СУБД, если, конечно, в ней есть необходимость). РНР используется, если скрипты выполняют относительно небольшой объем работы, т.е. их целесообразно использовать там, где производительность (быстродействие) не является критичным. По сути, имея синтаксис и особенности, во многом сходные с языком С (Си), PHP во многом напоминает не что иное, как VBA от Microsoft. Практически та же самая идеология и, соответственно, примерно аналогичное быстродействие. На наш взгляд, PHP может применяться в основном для создания вспомогательных, не слишком часто запускаемых скриптов, которые, в идеале, запускаются не при первой загрузке страницы сайта. Например, для организации интерфейса, передачи данных с открытой страницы на сервер, ну, или т.п.

Скрипты на Perl обладают более высоким быстродействием, но, в отличие от РНР, Perl заметно сложнее, его код менее читаем. Правда, и возможностей у него побольше, чем у PHP. Однако, если требуется быстрая загрузка сайта (а кто сомневается в актуальности этого), быстрое выполнение скриптов (например, производящие сложные математические вычисления, применяемые, в том числе, в онлайновых играх), то целесообразнее написать их на более производительном языке, например, на С (или С++), но не спутайте его с С#, который и по идеологии, и по быстродействию недалеко ушел от VBA. Да, на С++ (чистый С еще быстрее), а то и на Ассемблере.

Кому-то может показаться, что написание серверных скриптов на С является анахронизмом. Однако, это не так. На самом деле, язык С дает примерно те же возможности, да и синтаксис, в целом, схож с РНР. Правда, серверные скрипты, написанные на С, являются, конечно, более объемными по сравнению с теми, что выполнены на РНР. Потом, в С можно столкнуться с довольно серьезной проблемой, связанной с кириллической кодировкой. В PHP она решается, можно сказать, автоматически, а в С – придется все программировать вручную. Но, повторимся, выигрыш в быстродействии – того стоит.


Как запустить на сервере программу, написанную на С (Си)?

На локальном компьютере эта задача особых проблем, вроде бы, не вызывает. В Windows это делается путем нажатия кнопки Пуск, затем Выполнить (или ПускПрограммыВыполнить), и в появившемся окне ввести имя программы. В ряде случаев может понадобиться ввод пути.

В LINUX же немного по-другому. Например, для запуска программы, имеющей имя program, надо будет открыть консоль (или терминал, как его называют) и написать в командной строке:

./program

Опять же, если запускается программа, находящаяся не в том  каталоге, который открыт в терминале (консоли), необходимо либо ввести путь к программе, либо в терминале перейти в тот каталог, где она находится.

Надеемся, Вы в курсе об одном из основных отличиях систем Windows и LINUX? Windows, начиная с версии XP, дает пользователю графический интерфейс, а консоль там является, на самом деле, лишь настройкой над ним (т.е. запускается соответствующая виртуальная машина, эмулируюшая консоль). Тогда как в LINUX система, наоборот, загружается изначально в консольном режиме а уже над ней может быть загружена графическая оболочка.

Итак, на локальном компьютере все просто. А вот как это сделать на сервере?

Для этого, естественно, вначале следует скопировать Вашу программу (исполняемый файл) в соответствующий каталог, из которого Вы хотите ее запустить. Понятно, что перед этим программа должна быть соответствующим образом скомпилирована и протестирована на локальном компьютере на предмет наличия ошибок, ибо исправлять ошибки у программы, загруженной на сервер, определенно сложнее.

Однако, просто так запустить программу на сервере не получится. Скажем, нажатие клавишей Enter или двойной щелчок мыши, скорее всего, вызовет попытку открыть ее код.

Чтобы запустить программу на сервере вручную, необходим или соответствующий клиент, который позволит это сделать или, что проще, консольный доступ на сервер.

Вы, наверное, слышали про доступ на серверы на основе таких протоколов прикладного уровня, как http, https, ftp? Как правило, клиенты, работающие на этих протоколах, не позволяют производить запуск программ вручную. Поэтому для реализации консольного доступа необходимо использование, например, протокола Telnet или, гораздо более безопасного и современного протокола – SSH версии 2. Это – также протоколы прикладного уровня.

Далее все зависит от того, в какой операционной системе работает сервер (хостинг), на котором Вы планируете запускать программу. Как правило, на серверах работает LINUX, например, Debian. Windows гораздо менее популярен. Понятно, что Ваша программа, которую Вы скопировали на сервер и хотите запустить, должна корректно запускаться в операционной системе сервера. Т.е. если, скажем, там установлен LINUX, то и программа должна быть написана и скомпилирована в Линуксе.

Затем, имеет большое значение, в какой операционной системе работает Ваш (домашний) компьютер.

Если он работает в Windows, в этом случае можно воспользоваться утилитой telnet от Microsoft. Она, к сожалению, не соответствует современным требованиям безопасности (в частности, аутенификационные данные – пароль – передаются в открытом виде). Поэтому целесообразно использовать соответствующий клиент для того, чтобы подключиться к серверу по SSH:

Возможно использование SSH-клиента PuTTy. Перейдя по указанной ссылке, Вы можете ознакомиться с подробным описанием технологии консольного подключения, т.е. по протоколу SSH. Клиент необходим для того, чтобы, в частности, эмулировать LUNUX на Вашем компьютере.

Если же Ваш компьютер работает в LINUX, то задача упрощается: необходимо лишь открыть терминал и ввести команду

ssh u123456789@123.123.123.123

где

u123456789 — логин учётной записи хостинга
123.123.123.123 — IP-адрес сервера

Далее, если параметры введены правильно, система запросит пароль и, после корректного его ввода и проверки системой Вы попадете в консоль НА СЕРВЕР. И, в общем-то, можете делать там все, что потребуется. Ну, в рамках Ваших прав доступа, конечно.

Заметим, что примерно такая же методология может быть использована, скажем, чтобы в режиме удаленного доступа попасть не только на сервер, но и на (частный) компьютер какого-нибудь пользователя - такого же, как Вы. Правда, для этого необходимо знать пароль (который некоторые установить забывают). Но, даже если и неизвестен пароль, возможен доступ в так называемые общие (share) папки. Поэтому некоторые пользователи компьютеров, если они используются для выхода в интернет, иногда вообще отключают эти общие папки или, что проще, останавливают службу server, которая по умолчанию, после установки Windows, является работающей.

Например, чтобы попасть в коренной каталог (на примере нашего сайта), нужно будет набрать команду

cd ~/www/dissertacii-diplom-ufa.ru/

Вам нужно будет указать, соответственно, адрес своего сайта.

Далее, используя команду

cd пробел имя каталога

Можно перейти в нужный каталог, т.е. в тот, в котором находится программа. А дальше действуем так, как будто находимся на локальном компьютере, т.е. вводим

./program

Если ошибок в Вашей программе нет, то она запустится и начнет выполняться.

При этом хочется обратить Ваше внимание на некоторые, для новичков неочевидные, вещи. Иногда требуется запустить программу в фоновом режиме, т.е. чтобы ее выполнение не мешало другим программам, в том числе и самой оболочке (например, bash). Когда это актуально?

Например, Вы написали программу, которая ждет некоторого события, скажем – поступления сообщения от другой программы. При этом, она, будучи в режиме ожидания, не даст возможности использовать командную строку.

Поэтому программу подобного рода целесообразнее запустить (при ручном запуске) в фоновом режиме, что делается путем добавления символа &:

./program &

Однако, это может повлечь за собой новую проблему. Дело в том, что, работая в фоновом режиме, программа никак себя не проявит (до тех пор, пока не произойдет событие, которого она ожидает). Поэтому, естественно, продолжит выполняться (точнее, ожидать событие) и после того, как Вы прекратите сеанс взаимодействия (связи) с сервером.

Вот с домашним компьютером – все проще: выключили его или начали перезагружать – и все, оперативная память чистая, все программы, даже зависшие и те, что работали в фоновом режиме, прекращают выполняться. А ведь здесь мы имеем дело – с СЕРВЕРОМ. Который выключается весьма редко (а если это будет часто, люди не станут размещать там свои сайты). Поэтому… Ваша программа, не будучи выгруженной, так и будет оставаться в оперативной памяти сервера. Во-первых, создавая ему бесполезную нагрузку.


Поэтому после того, как Вы решите закончить работу с ней, все же необходимо убедиться, выгружена ли она из памяти, не работает ли в фоновом режиме.

Для сервера, работающего в LINUX, для этой цели может быть использована команда

ps

Она выведет перечень всех процессов, запущенных Вами в системе (с учетом самой оболочки bash и служба аутенификации, конечно же). И, что немаловажно, укажет индентификаторы каждой из запущенных программ (столбец с заголовком PID).

Кстати, вот список основных команд, которые здесь могут пригодиться:

  1. ps - выводить список запущенных процессов
  2. jobs - альтернативный путь для просмотра процессов запущенных Вами
  3. ls – просмотр текущего каталога
  4. bg - ставит выполнение процесса в фоновый режим
  5. fg - выводит выполнение процесса из фонового режима
  6. kill - отправляет сигнал на один или несколько процессов (в основном, чтобы "убить" их)

Вот, к примеру, результат, который выводит команда ps:

PID     TTY  TIME   CMD
7318   pts/2  00:00:00   bash
20543 pts/2  00:00:00   ps
28314 pts/2  00:00:00   bash
28315 pts/2  00:00:00  logger

Кстати, команда kill имеет опции, выражаемые целым числом. Среди них имеют значение 1, 2, 15, 9. Последняя – вызывает принудительное, наиболее сильное (или грубое) завершение программы, причем игнорировать его она не сможет. Так, если Вы наберете

kill -9 28314

то должна выгрузиться оболочка bash (правда, скорее всего, она будет тут же автоматически загружена вновь, но уже с другим идентификатором).

Загрузим имеющуюся на сервере программу, написанную нами на С. Например, это будет program. Так как она предназначена для прослушивания определенного логического порта (под номером, к примеру, 5425, с использованием технологии сокетов), то, пока на этот порт не придет сообщение, она ничего выполнять не будет, просто находясь в состоянии ошижидания. Поэтому загрузим ее в фоновом режиме, чтобы она не мешала работать с оболочкой дальше. При этом:

-bash-4.1$ ./program & [1] 21015

Видим, что программе присвоен идентификатор со значением 21015.

Набираем ps, и вот что видим:

 PID   TTY      TIME    CMD
10292 pts/2    00:00:00 bash
10293 pts/2    00:00:00 logger
21015 pts/2    00:00:00 program
21016 pts/2    00:00:00 bash
21017 pts/2    00:00:00 logger
21022 pts/2    00:00:00 ps
28478 pts/2    00:00:00 bash

Так и есть, в третьей строчке находится наша программа с тем самым идентификатором.

Попытаемся (для эксперимента) вновь запустить ту же самую программу, путем набора

./program

Система тут же сообщит:

bind: Address already in use

Примечание 1. В программе, по сути, представляющей собой мини-сервер, использована функция bind, привязывающая прослушивающий сокет к номеру порта, равному 5425. Кстати, выбор номера порта достаточно произволен, главное, чтобы он не был ниже 1024 (для самостоятельно разработанных программ), ибо область значений, меньших 1024 отведена под стандартные порты.

Примечание 2. Не спутайте данную программу (написанную нами), представляющую собой мини-сервер, с программой-сервером хостинга. Наша программа работает под управлением сервера, который, в свою очередь, управляет хостингом. Надеемся, Вы в курсе, что понятие "сервер" включает в себя два смысла (значения): во-первых, это программа, которая управляет работой хостинга, позволяет пользователям открывать страницы сайтов, расположенных на нем. Во-вторых, сервер - это компьютер, на котором расположена и работает программа-сервер. Для сервера наша программа (program) представляет собой лишь одну из программ, которая может быть запущена пользователем (нами, к примеру), не более того.

Примечание 3. Программа названа мини-сервером, так как, после ее запуска, она открывает для прослушивания определенный порт и может взаимодействовать с любым соответствующим клиентом, посылающим запрос на хостинг на этот порт.

Так как порт под номером 5425 занят, то, соответственно, команда bind во второй раз сработать не может, вызывая указанную ошибку.

Так вот, кстати, если теперь прекратить сеанс работы, то program останется загруженной в оперативную память сервера. А если еще ее спроектировать так, чтобы она каждый раз генерировала все новые и новые значения портов – то в итоге можно запустить сколько угодно копий указанной программы… и потом получить замечание от хостера. Что нам, конечно, совсем ни к чему.

Поэтому – выгрузим программу из оперативной памяти:

kill 21015

Система даст сообщение:

[1]+  Killed   ./program

Проверка при помощи команды ps показывает, что все, процесса с названием программ больше нет:

 PID TTY          TIME CMD
2382 pts/2    00:00:00 bash
2383 pts/2    00:00:00 logger
5848 pts/2    00:00:00 ps
28478 pts/2    00:00:00 bash

Но, может статься, что порт (под номером 5425) все же не освободится. Вообще, при передаче данных на основе сокетов (используется протокол TCP) система резервирует порт даже в случае, если программа прекратила выполняться. Это делается для того, чтобы при неожиданных обрывах связи (что может создавать - для компьютера, который посылает сообщения нашей программе - видимость прекращения ее выполнения) сохранить на некоторое время работоспособным используемый порт – в расчете, если связь восстановится и/или программа опять заработает. Т.е. таким образом, предусмотрена как бы подстраховка от некорректного завершения работы программы.

Кроме того, порт, скорее всего, не освободится в том случае, если работа программы будет завершена некорректно.

Это означает, что вновь, до момента освобождения порта, программа может не заработать – порт-то занят.

Поэтому после окончания работы с нею желательно проверить, каким сервисом открыты соединения на данному порту, при помощи следующей команды:

netstat -tnlp | grep 5425

Вот что сообщит система:

tcp   0    0 0.0.0.0:5425    0.0.0.0:*    LISTEN    21015/./program

Так вот, в данном случае указанный порт действительно занят нашей программой, повторимся, даже несмотря на то, что она, вроде бы, выгружена из памяти.

Для очистки порта (т.е. для удаления его из системы) можно набрать

kill -9 21015

Произойдет «жесткое» удаление программы из оперативной памяти, в том числе и всех созданных ею объектов, т.е. логических портов.

Вот теперь, как закончили работу, можно закрыть сеанс соединения. Для этого набираем команду

exit

Сеанс должен закрыться:

logout Connection to <IP-адрес> closed.

Таким образом, как видите, ручной запуск скрипта на удаленном сервере не представляет особого труда.

С уважением к Вам.

Вот что мы можем сделать для Вас:
Интересная и полезная
информация
Изменить размер шрифта:
?