Последнее обновление:
Как отремонтировать блокировку дверцы стиральной машины
Неисправность блокировки дверцы стиральной машины – одна из наиболее частых причин, по которой машина не включается, т.е. не работает. По той причине, что пока дверца не заблокируется, не происходит включение электрической цепи, подающей питание. Это сделано для того, чтобы исключить ситуацию, когда машина вдруг начнет работать при незаблокированной дверце. Понятно, что при этом дверца может быть случайно открыта, в итоге – вода из стирального бака польется наружу и т.д.
На примере стиральной машины «Вятка-автомат»
Со временем этот выключатель-блокиратор может перестать работать. Но, происходит это не сразу, а постепенно. В итоге, внутри него, в результате возникающего плохого контакта, происходит перегрев металлических частей и, как следствие, может даже повредиться корпус.
Как устроен такой выключатель
Внутреннее устройство блокировки дверцы (люка) стиральной машины «Вятка-автомат» приведено на рисунке. Как видно, ничего сложного. Кстати, аналогичные детали от ряда других стиральных машин, по-видимому, устроены схожим образом, хотя, возможен, конечно, и определенный перечень отличий.

Как видно, в процессе использования случилось непоправимое – практически сгорели две стойки, которые служили упорами для биметаллического устройства включения/отключения блокировки. Да и две оставшиеся тоже, честно говоря, что называется, на ладан дышат. Поэтому тут может быть два выбора: либо покупаем новый выключатель, либо ремонтируем тот, который есть.
К сожалению, для данной стиральной машины новый выключатель купить практически невозможно – ведь выпуск таких машин прекращен много лет назад. А если покупать б/у (это еще если удастся его найти), то, скорее всего, через небольшое время он разделит судьбу этого выключателя.
Итак, если новый найти не удалось – будем ремонтировать.
Как отремонтировать?
Вообще, наверное, способов ремонта может быть немало. Рассмотрим один из них, кажущийся наиболее простым. Кстати, при этом второй электрический контакт (расположенный посередине) уже не будет рабочим.

Видимо, принцип ремонта понятен из рисунка. Используем металлическую (например, медную или латунную, так как с этими металлами проще работать, при этом они достаточно прочные) пластинку, делаем в центре углубление. В него впоследствии будет упираться шток. Нажимая на который, будут замыкаться контакты (левый и правый, судя по рисунку) и питание будет поступать механизмам стиральной машины.
Для того, чтобы при прекращении нажатия на шток контакты сами надежно размыкались, установим под пластинку соответствующую пружину.
Также есть один нюанс. Дело в том, что если все оставить так, как есть, то стиральная машина начнет включаться ВСЕГДА при нажатии на шток (т.е. на латунную пластинку), вне зависимости, закрыта дверца (люк) или нет. чтобы исключить такую ситуацию и обеспечить включение электрической цепи (т.е. замыкание контактов) ТОЛЬКО в том случае, когда дверца закрыта, существует специальный штифт (см. первый рисунок). Этот штифт, при попытке замыкания контактов, входит в соответствующее гнездо. Если дверца люка открыта, то ограничительная пластина будет препятствовать выходу штифта из корпуса выключателя. А это, в свою очередь, не позволит замкнуть контакты. Т.е. машина работать не будет.
И, напротив, если дверца закрыта, то при этом ее защелка сдвинет ограничительную пластину. Перед штифтом появится окно этой пластины (прямоугольная вырезанная область). Поэтому штифт сможет частично выйти наружу из пластины и уже не будет препятствовать замыканию контактов.
Важно, что при этом, если попытаться открыть дверцу, ограничительная пластина НЕ СМОЖЕТ вернуться обратно. А это, в свою очередь, не позволит защелке дверцы вернуться в исходное положение. Поэтому защелка останется закрытой и, соответственно, дверца не откроется. Для того, чтобы таки открыть дверцу, вначале придется как-то вернуть штифт в исходное положение, а это возможно только если контакты разомкнутся, что приведет к остановке работы машины.
Так что, такая вот нехитрая автоматика. Просто, но работает безотказно – при исправности всех деталей.
В штатной конструкции, биметаллический механизм обеспечивает замыкание контактов (при протекании через него управляющего электрического тока) или размыкание их (после прекращения протекания тока). Однако, так как стойки (см. выше) испорчены, штатным механизмом уже воспользоваться не получится. Вместо него можно использовать обычный толкатель – шток.
Итак, после того, как все сделано, нужно собрать это устройство, не забыв просверлить в его крышке (см. первый рисунок) отверстие для толкателя, который будет нажимать на латунную пластинку.
Таким образом, если нажать на толкатель, при условии, что дверца стиральной машины закрыта – контакты замкнутся. Осталось только поставить отремонтированный (точнее, доработанный) выключатель-блокиратор на место. И, конечно, для толкателя следует просверлить отверстие в корпусе стиральной машины. Ну, и – придумать то или иное устройство для того, чтобы толкатель удерживался в нажатом состоянии. Например, можно купить для этой цели электрический выключатель-кнопку с функцией фиксации в нажатом состоянии. Или – использовать гайку с большим шагом резьбы и болт, поворачивающийся в ней. Ну, или что-то иное – тут уж кому что покажется более удобным.
Правда, следует заметить, что при запуске машины на стирку добавится одно дополнительное действие: придется не только закрыть дверцу, но и обеспечить фиксацию штока толкателя в нажатом положении (нажав выключатель-кнопку, повернув болт в гайке или т.п. – в зависимости от конкретной конструкции фиксатора толкателя). Но, видится, что это – не слишком хлопотно. Зато продолжит работать и дальше без особых проблем.