Номер телефона

Последнее обновление:

Может ли вылиться бензин из автомобиля Нива при ДТП или резком повороте?

ДТП – это всегда нехорошо. Но, все-таки важно, чем такая ситуация заканчивается. Одно дело – если просто автомобиль слегка поцарапался. И совсем другое – когда повреждения серьезные, не говоря уже о гибели людей и повреждении иного имущества. Последствия ДТП могут стать еще серьезнее, если в результате часть горючего (или даже все горючее) выльется наружу из бензобака. Однако – возможно ли такое? Давайте посмотрим.

Отметим сразу, что ниже пойдут достаточно занудные гидравлические расчеты. Поэтому если у кого нет желания разбираться в них – Вы можете бегло просмотреть их и изучить итоговые результаты. Однако, мы будем весьма признательны, если вдруг Вы обнаружите ошибку в данных расчетах и сообщите о ней нам.

Допустим, что в правый бок автомобиля массы m1 ударяет другой автомобиль, имеющий массу m2 и движущийся со скоростью 50 км/ч. Считаем, что до момента удара ударяемый автомобиль не двигался в поперечном (боковом) направлении. Т.е. он мог или стоять или двигаться вперед, назад, но не в бок.

Или иная ситуация: автомобиль падает на правый бок, например, после переворота, падения высоты и т.д. В конце концов, если автомобиль в результате виража будет совершать резкий поворот налево – бензин в его бензобаке также получит определенное ускорение (вызванное центробежной силой).

В любом аналогичном случае, бензин, находящийся в бензобаке, получит ускорение вправо, по направлению к штуцеру, соединенному с сепаратором. И, следовательно, часть бензина может попасть внутрь сепаратора, а затем, при неудачном стечении обстоятельств, вылиться наружу через вентиляционную трубку, выходящую в лючок для наливной горловины.

Рассмотрим схему, чтобы было наглядно понятно, о чем идет речь.

Подпись вместо
 

Нужно иметь в виду, что данная схема слегка отличается от заводской.

Попытаемся определить количество бензина, которое попадет в сепаратор

При ударе в правый бок ударяемый автомобиль получает импульс

И = m2V,

где m2 – масса ударяющего автомобиля, кг.

v = 50 км/ч = 13,9 м/с – его скорость, м/с.

Положим, что удар является абсолютно упругим, т.е. весь импульс (и кинетическая энергия) передается тому автомобилю, который был ударен. В самом деле, если удар будет неупругим, то автомобиль-жертва получит импульс меньшей величины, т.к. при этом конечная (сразу после удара) кинетическая энергия ударяющего автомобиля будет больше нуля (а при упругом ударе она будет равна нулю). Т.е. ведем расчет «по максимуму».

Для простоты предположим, что массы обоих автомобилей равны, т.е. m1 = m2.

Очевидно, что

m1V = Ft

где F – средняя сила, действующая на ударяемый автомобиль, Н,

V – скорость ударяемого автомобиля после удара, м/с,

t – время, в течение которого действует эта сила.

Средняя сила F сообщает ударяемому автомобилю среднее ускорение а, равное

a = F/m1 = V/t

Замечание

Отметим, что опрокидывание автомобиля после ДТП произойдет уже ПОСЛЕ удара, т.е. после окончания действия силы F. Поэтому все то небольшое время t, в течение которого действует сила удара, автомобиль будет еще находиться в более-менее горизонтальном (не опрокинутом) состоянии. Соответственно, и ускорение а, действующее на бензин в бензобаке, будет отличаться от нуля только в течение указанного времени.

А уж что будет потом с автомобилем – опрокинется он или нет – это вопрос другой. Опрокидывание будет идти уже по инерции, в результате полученного автомобилем импульса И. Важно тут лишь одно: если автомобиль опрокинется, то успеет ли перетечь ДО момента опрокидывания часть бензина в сепаратор или нет? А если успеет, то сколько именно – много или мало? Вот ответ на этот вопрос мы и попытаемся выяснить ниже.

Принимаем среднее ускорение в момент удара

а = 15g,

где g = 9,8 м2/с – ускорение свободного падения.

Отметим, что это – очень ориентировочная оценка ускорения, которое может получить ударяемый в бок автомобиль после ДТП. Потом мы проведем расчеты для разных значений ускорения.

Тогда

t = 13,9/ (15*9,8) = 0,094 сек.

Допустим, что непосредственно перед ударом бензобак ударяемого автомобиля был практически полон (ибо ведем расчет «по максимуму»). При этом максимальная ширина (по горизонтали) слоя бензина равна максимальной внутренней ширине пространства бензобака. Примем ее равной (с учетом габаритов бензобака Нивы)

L1 = 0,92 м

Для других автомобилей нужно будет взять, конечно, иные цифры.

Расстояние по горизонтали от правого края внутренней поверхности бензобака до внутренней поверхности штуцера сепаратора примем равным

L2 = 0,2 м

Следовательно, среднее гидравлическое давление, оказываемое бензином, находящимся в бензобаке, под действием ускорения, равного а, вызванного ударом и направленного вправо, составит

Р(1) = ρ a(L1+L2)

где ρ = 750 кг/м3 – плотность бензина.

Это будет давление, присутствующее в бензине на уровне штуцера бензобака, на который прикреплен шланг вентиляции, идущий к сепаратору.

Определяем гидравлические сопротивления.

Имеем шланг внутренним диаметром 8 мм и длиной 0,3 м. Также имеем штуцер сепаратора внутренним диаметром 2 мм и длиной 2 см. Расчеты будем вести только для этих двух элементов. Гидравлическими сопротивлениями остальных элементов (например, непосредственно бензобака, а также самого сепаратора) пренебрегаем. Кроме того, пренебрегаем аэродинамическими сопротивлениями сепаратора, бензобака и атмосферного шланга – считаем их много меньше, чем соответствующие гидравлические сопротивления. Кроме того, если сепаратор является пластиковым – то он может быть достаточно легко увеличиться в объеме (раздуться в стороны).

Гидравлическое сопротивление трубопровода (потери напора на трение по трубе):




Запишем формулу также в строчном виде:

hтр = λlv2/(2gd)

где v – скорость движения бензина в трубе, м/с,

l – длина трубы, м,

g - ускорение свободного падения, 9,8 м2/с,

d – внутренний диаметр трубы, м.

Формула для расчета параметра λ зависит от того, в какой зоне происходит течение жидкости (ламинарной, турбулентной, с учетом степени турбулентности).

I зона   II зона

λ(Re) = 64 / Re

III зона IV зона V зона




где Δ – размер шероховатости внутренней поверхности трубы.

Для шлангов ПВХ, пластмассовых штуцеров принимаем Δ = 0,1 мм.

Число Рейнольдса

Re = vd/τ

Вязкость бензина при температуре 20-40оС:

τбензина|t=20-40 oC = 0,009 Ст = 0,009/10000 = 9*10-7 м2

Максимальная скорость движения бензина будет наблюдаться в штуцере сепаратора, как имеющем наименьший диаметр. Предположим предварительно, что максимальная скорость в штуцере не будет превышать величину

vшт max = 1,8 м/с.

Скорость бензина в шланге, с учетом условия неразрывности бензина,

vшл = vшт*dшт2/dшл2 = vшт* 0,0022/0,0082 = 0,063vшт

Тогда максимальное число Рейнольдса (предварительно)

Remax = 1,8*2*10-3/9*10-7 = 4000

Имеем II зону. При этом

λ = 64/Re

Определяем гидравлические сопротивления шланга (dшл = 8 мм, lшл = 0,3 м) и штуцера сепаратора (dшт = 2 мм, lшт = 2 см):

hшл = λ * 0,3/0,008 * vшл2/2g = 18,8*(0,063vшт)2/ g =

= 7,5*10-4 vшт2/ g

hшт = λ * 0,02/0,002 * vшт2/2g = 5λvшт2 / g

Очевидно, что hшт >> hшл, поэтому гидравлическим сопротивлением шланга можно пренебречь с хорошей точностью по сравнению с гидравлическим сопротивлением штуцера сепаратора.

Определяем местные потери напора

Внутренний диаметр штуцера бензобака считаем равным внутреннему диаметру шланга, т.е. 8 мм.

Определяем местные потери напора:

hm = Σξm * v2/2g

  1. Штуцер бензобака, на который надет шланг (вход бензина из емкости бензобака в штуцер):

ξвход = 0,5;

  1. Штуцер сепаратора, на который надет шланг:

ξсуж = 0,5·(1 - (Sшт / Sшл)) = 0,5(1 – dшт2/dшл2) = 0,5*(1-0,0022/0,0082) = 0,47

3. Выход из штуцера сепаратора в емкость сепаратора:

ξвыход = 1

Тогда

hm = (0,5*vшл2 + 0,47vшт2 + 1*vшт2)/2g = (0,5*0,0632 + 0,47 + 1)* vшт/2g =

= 0,74vшт2/g

Общее гидравлическое сопротивление участка «выходной штуцер из бензобака – шланг – штуцер сепаратора» равно

h = hшт + hm =

=  5λvшт2 / g + 0,74vшт2/g, м


Количество бензина, попавшее в сепаратор:

М = πvштtρ dшт2/4, кг


Уравнение Бернулли:

ρ gZ1 + P(1) + α1v12/2 = ρ gZ2 + P(2) + α2v22/2 + ПР

Давление бензина в сепараторе полагаем равным 0 (ибо пренебрегаем аэродинамическим сопротивлением), т.е.

Р(2) = 0.

Z1 = 0 – уровень бензина в бензобаке

Z2 = Н = 0,3 м – уровень бензина в сепараторе относительно уровня бензина в баке (ориентировочно)

Потери давления

ПР = ρ аh = (5λρ vшт2 + 0,74ρ vшт2)a/g, Па


Коэффициенты Кориолиса (скоростного напора) примем движении бензина в трубах (шланг и штуцер), принимая его движение турбулентным, принимаем  равными α1 = α2 =1*ρ .

Скорость бензина в бензобаке перед входом в штуцер бензобака принимаем равной нулю, т.е. v1 = 0.

Скорость бензина в сепараторе сразу после выхода из штуцера сепаратора принимаем равной v2 = vшт

Тогда

ρ a(L1+L2) = ρ gH + (5λρ vшт2 + 0,74ρ vшт2)a/g + ρ vшт2/2

или

a(L1+L2) = gH + vшт2(5λa/g + 0,74a/g + 0,5).

Отсюда

vшт = [(a(L1+L2) – gH)/(5λa/g + 0,74a/g + 0,5)]1/2 

Это - основная расчетная формула для скорости затекания бензина из бензобака в штуцер сепаратора при условиях, когда бензин испытывает ускорение, направленное вправо (относительно автомобиля). Подставив цифровые значения, получим:

vшт = [(15*9,8*(0,92+0,2) – 9,8*0,3)/(5λ*15 + 0,74*15 + 0,5)]1/2 =

= [161,7/(75λ + 11,6)]1/2


Принимаем предварительно Re = 4000. Тогда

vшт =  [161,7/(75*64/4000 + 11,6)]1/2 = 3,6 м/с

Уточняем число Рейнольдса:

Re = 3,6*0,002/9*10-7 = 8000

Это – III зона турбулентности. При этом величину λ определяем по вышеприведенной формуле для III зоны.

Принимаем высоту неровностей внутренних поверхностей шланга и штуцера равной Δ = 0,1 мм.

λ = 0,11*[0,1/2 + 68/8000]0,25 = 0,054

Тогда

hшт = 0,054 * 0,02/0,002 * vшт2/2g = 0,27vшт2 / g

Уточняем скорость бензина в штуцере сепаратора:

vшт =  [161,7/(75*0,054 + 0,74*15 + 0,5)]1/2 = 3,2 м/с

Отклонение составило 3,6 – 3,2 = 0,4 м/с или 10,1%. Считаем это приемлемым приближением, поэтому далее процесс итераций расчета скорости останавливаем.

Объем бензина, попавшего в сепаратор, составит

М = πvштtdшт2/4 =

= 3,14*3,2*0,094*0,0022/4 = 9,4*10-7 м3 = 0,9 см3

Таким образом, при получении удара в правый бок от автомобиля такой же массы, движущегося со скоростью 50 км/ч или при ударе автомобиля о препятствие (например, при падении с высоты) правым боком с той же скоростью, если автомобиль (и бензин, находящийся в бензобаке) получит ускорение, равное 15g, в сепаратор может попасть примерно 0,9 см3 бензина из бензобака, что менее 1 грамма. Что, конечно, существенно ниже, чем внутренний объем сепаратора, поэтому особой роли не играет.

Допустим, ускорение будет выше и составит а = 30g

Если предположить, что удар будет менее продолжительным, например, а = 30g, то

t = 13,9/ (30*9,8) = 0,047 сек.

vшт = [(30*9,8*(0,92+0,2) – 9,8*0,3)/(5*0,054*30 + 0,74*30 + 0,5)]1/2 = 3,3 м/с

При этом

Re = 3,3*0,002/9*10-7 = 7333

Уточняем

λ = 0,11*[0,1/2 + 68/7333]0,25 = 0,054 т.е. равно уже ранее принятому значению, т.е. значение скорости можно не уточнять.

М = 3,14*3,3*0,047*0,0022/4 = 0,49*10-6 м3 = 0,5 см3

Теперь предположим а = 5g

Теперь предположим а = 5g, тогда

t = 13,9/ (5*9,8) = 0,28 сек.

vшт = [(5*9,8*(0,92+0,2) – 9,8*0,3)/(5*0,054*5 + 0,74*5 + 0,5)]1/2 = 3,1 м/с

При этом

Re = 6,0*0,002/9*10-7 = 13333

Уточняем

λ = 0,11*[0,1/2 + 68/13333]0,25 = 0,0533, т.е. примерно 0,053.

М = 3,14*3,1*0,28 *0,0022/4 = 2,7*10-6 м3 = 2,7 см3

Наконец, допустим, что ускорение составит всего a = g

Тогда

t = 13,9/ (1*9,8) = 1,42 сек.

vшт = [(1*9,8*(0,92+0,2) – 9,8*0,3)/(5*0,054*1 + 0,74*1 + 0,5)]1/2 = 2,3 м/с

При этом

Re = 2,3*0,002/9*10-7 = 5111

Уточняем

λ = 0,11*[0,1/2 + 68/5111]0,25 = 0,055

Уточняем скорость:

vшт = [(1*9,8*(0,92+0,2) – 9,8*0,3)/(5*0,055*1 + 0,74*1 + 0,5)]1/2 = 2,3 м/с

М = 3,14*2,3*1,42 *0,0022/4 = 10,0*10-6 м3 = 10 см3

Т.е. чем меньше (до определенного предела) ускорение при ударе, тем больше может попасть бензина в сепаратор. Потому что при этом увеличивается время удара t. Однако, при еще более существенном снижении ускорения объем бензина, попадающего в сепаратор, будет снижаться вплоть до нуля.

Определим максимальное безопасное ускорение, при котором бензин в сепаратор вообще не попадет

Очевидно, это будет при vшт = 0, т.е. при

a(L1+L2) – gH = 0

При этом давление, обусловленное боковым ускорением бензина, будет уравновешиваться давлением, создаваемым высотой бензина в шланге, соединяющем бензобак с сепаратором. Поэтому критическое безопасное ускорение аmax, при котором бензин не попадет в сепаратор вообще, составит

amax = gH / (L1 + L2) = 9,8*0,3 / (0,92 + 0,2) = 2,6 м2/с.

Это ускорение почти в 4 раза меньше, чем g – ускорение свободного падения. Оно вполне может быть достигнуто даже не при ДТП, а при просто поворотах автомобиля налево с невысокой скоростью. Чем меньше радиус поворота, тем выше ускорение. Оно при этом будет равно центростремительному ускорению, т.е.

aц = V2 / R

где V – скорость автомобиля, м/с,

R – радиус поворота, м.

Для Нив (ВАЗ-21213, ВАЗ-21214) наименьший радиус поворота по следу наружного переднего колеса равен 5,5 м. Отнимая отсюда половину ширины передней колеи автомобиля, получим приблизительный радиус поворота центра масс автомобиля равным

R = 5,5 – 1,43 / 2 = 4,2 м.

Тогда при повороте на скорости 50 км/ч (13,9 м/с) бензин в бензобаке получит горизонтальное ускорение

ац = 13,92 / 4,2 = 46 м2/с = 4,6g

Конечно, это – довольно крутой и резкий поворот, по крайней мере, для Нивы. Как говорится, что хорошо для переднего привода, не очень хорошо для полного. Если поворачивать с меньшей скоростью, например, 20 км/ч (5,6 м/с), то

ац = 5,62 / 4,2 = 7,5 м2/с, что равно 0,77g, т.е. чуть меньше g, но, однако, больше, чем amax. Следовательно, даже при подобных поворотах, которые никак нельзя назвать резкими, бензин будет попадать в сепаратор. Важно, что поворот, в отличие от удара при ДТП, длится не доли секунды, а несколько секунд. Т.е. время действия ускорения будет довольно большим. Поэтому количество бензина, попавшего в сепаратор, будет достаточно высоком. При развороте время будет, разумеется, в 2 раза выше.

Так, для совершения разворота на минимальном радиусе со скоростью 20 км/ч потребуется время

tр 20 км/ч = πR/V = 3,14*4,2/5,6 = 2,4 сек.

При этом скорость протекания бензина через штуцер сепаратора составит приблизительно

vшт = [(7,5*(0,92+0,2) – 9,8*0,3)/(5*0,055*0,77 + 0,74*0,77+ 0,5)]1/2 = 2,1 м/с

В сепаратор попадет бензин в количестве

М = 3,14*2,1*2,4 *0,0022/4 = 15,8*10-6 м3 = 15,8 см3

В общем-то, при исправном сепараторе, соединениях штуцеров это количество – безопасно, оно вскоре стечет обратно в бензобак (тем более, что этому будет способствовать бензонасос, качающий бензин и создающий разрежение в бензобаке и, соответственно, в сепараторе). Однако, если автомобиль будет злоупотреблять поворотами/разворотами налево, а также если он будет часто испытывать резкие перемещения влево/вправо, то в итоге может создаться ситуация, когда бензина в сепараторе будет много.

Именно поэтому ВАЖНО(!), чтобы объем сепаратора был достаточно большим. Например, стандартный заводской сепаратор в Нивах (ВАЗ-21213, ВАЗ-21214) имеет внутренний объем, ориентировочно, несколько литров. Чтобы его переполнить, придется выполнить очень много резких поворотов налево подряд. Ну, или непрерывно ехать влево по кругу. Однако, такое если и возможно, то, разве что, специально, от нечего делать. Ибо даже на соревнованиях (на скорость или по пересеченной местности) в таких движениях обычно не бывает необходимости.

Немного о ВАЗ-2121

А вот что касается автомобилей совсем старой модификации – ВАЗ-2121, то там сепаратор имеет небольшой объем. Да, он выполнен надежнее (из металла), но вот объем – мал. По памяти, вроде бы, всего 100 мл. Чтобы его переполнить при движении в указанных условиях и в рамках приведенной выше схемы, достаточно сделать подряд около 6 разворотов налево. При этом автомобиль должен будет кружиться кругами. двигаясь влево. Конечно, это - достаточно искусственная ситуация.

Примечание. На самом деле, конструкция того автомобиля защищена от разлива бензина тем, что на бензобаке у него – довольно тонкие патрубки, не 8 мм диаметром, а всего 3-4 мм – это и повышает гидравлическое сопротивление. Кроме того, шланги, соединяющие бензобак с сепаратором, в несколько раз длиннее по сравнению с тем шлангом, который принят в наших расчетах.

То же, кстати, касается и разного рода самодельных сепараторов (из небольших корпусов масляных фильтров, консервных банок и др.). Как правило, люди их изготовляют небольшими. Так еще и УВЕЛИЧИВАЮТ(!) внутренние диаметры их штуцеров. Мол, зато удобнее и быстрее будет заправлять бензин в бензобак.

В самом деле, владельцы Нив в курсе, что для того, чтобы там наполнить полный бензобак, приходится ждать немало времени. Это – специфика Нив. Ибо бак расположен горизонтально, поэтому последние литры он принимает в себя очень неохотно. В том числе, и по причине малых диаметров штуцеров в сепараторе. Этим, собственно, конструкция Нив страхуется от разливов бензина при резких ускорениях влево. Однако, если эти диаметры увеличить – может быть нехорошо…

Т.е. самое интересное, что такие сепараторы отлично будут работать – вплоть до возникновения указанных выше условий движения. да, они позволят быстро заправлять бензин. Но, достаточно будет сделать несколько резких поворотов/разворотов налево, и… в салоне (или снаружи автомобиля) запахнет бензином. И добро, если бензин не польется ручьем.

Примечание

Все проведенные расчеты верны для бензобака конструкции А202 и более свежей, если судить по каталогу запчастей Автоваз. Это - бензобак для инжекторной Нивы ВАЗ-21214. А вот что касается бензобаков более старых конструкций, то там внутренние диаметры штуцеров для вентиляционных шлангов бензобака малы, они равны не 8 мм, а всего 3-4 мм. К тому же эти шланги - длинные. Поэтому там, даже если и использовать сепаратор с более высоким диаметром штуцеров, все равно будет существенное гидравлическое сопротивление для выхода бензина при поворотах (или ДТП).

Однако, некоторые люди, в целях «модернизации» конструкции, переделывают эти штуцера на большие, с повышенным внутренним диаметром… И затем еще и делают самодельные сепараторы с увеличенными штуцерами. При том, что "для простоты" исключают из конструкции гравитационный и предохранительный клапана - в интернете немало подобных "советов". С одной стороны, это можно понять, так как, скажем, гравитационный клапан вполне может взять, да и заклинить, что вызовет в итоге или перебои с поступлением топлива в двигатель (если клапан заклинит в закрытом положении), или - возможность вытекания бензина из бензобака при опрокидываниях автомобиля на правый бок или при резких ускорениях влево (если клапан заклинит в открытом положении). При том, что эта деталь присутствует далеко не во всех магазинах автозапчастей. Поэтому, по идее, можно понять тех автовладельцев, которые вообще удаляют эти клапана и дальше "все хорошо".

Да, повторимся, это практически полностью решает проблему медленного наполнения бензобака на заправке – теперь бензин заливается быстро, как и на многих других автомобилях. Также снимается возможная проблема с перебоями топлива. Но на таких «модернизированных» автомобилях лучше и в самом деле вообще не совершать никаких резких виражей. И надеяться, что резких опрокидываний автомобиля не случится НИКОГДА. А иначе разлив бензина в сепаратор и оттуда наружу – очень даже может быть.

Можно ли сверлить отверстие в крышке бензобака?

Ну, а совсем "особенные" (это уже из области психиатрии) случаи - когда владелец авто, отчаявшись восстановить нормальную подачу топлива (которая нарушилась вследствие неисправности системы дренажа бензобака), берет и СВЕРЛИТ в крышке бензобаке небольшое отверстие. Мол, вот теперь-то "все хорошо" и в баке не создается разрежение. Отметим, что так поступают владельцы не только отечественных, но и иностранных автомобилей. Понятно, что тем самым они лишь окончательно усугубляют положение и создают себе новые проблемы. Потому что, во-первых, в случае нештатной ситуации бензин пойдет прямотоком прямо из этого отверстия. Скажем, при резком продолжительном повороте налево (особенно на переднем приводе, при резком повороте с подгазовкой) бензин вполне может пойти просто ручьем из лючка бензобака. Видимо, этот "аттракцион" - от слова не очень, ибо и до возгорания недалеко. Да и лишний разлив бензина просто на улицу, согласитесь, тоже ни к чему.

Кроме того, через отверстие в крышке бака вполне неплохо попадает придорожная пыль, которая затем качественно, слоем оседает на дне бензобака, засоряет сетку топливного насоса, что влечет за собой, в свою очередь, уже снятие и очистку - как насоса, так и бака. Простой заливкой неких присадок для топлива тут уже не отделаешься. Поэтому никаких отверстий в крышке бензобака сверлить не стоит! Если, конечно, такие отверстия не были предусмотрены заводом-изготовителем.

Тем более, строго говоря, возможна такая модернизация укладки шлангов сепаратора, что топливо, скорее всего (с высокой степенью вероятности), не будет вытекать даже и при указанных нештатных ситуациях в отсутствие гравитационного и предохранительного клапанов. Что исключает необходимость сверления отверстий или иных ухищрений. Об этом поговорим в следующих статьях.



Комментарии:
Всего комментариев:0
Пожалуйста, не забудьте ознакомиться с правилами оставления комментариев.



Подписаться на комментарии на этой странице

Мы можем выполнить

Другие услуги
Интересная и полезная
информация
НАПИШИТЕ НАМ
Яндекс.Метрика
Номер телефона
© Copyright Все права защищены 2013-2024 Научный консалтинг