Научный консалтинг
Главная
Контакты
Номер телефона
Как мы работаем
Гарантии
Условия
Цены

Введение к дипломной работе

Что такое введение к дипломной работе, наверное, известно всем, кто отчасти слышал, что представляет из себя диплом. Вообще говоря, введение имеет определенные общие признаки и практически одинаковую структуру не только для дипломной, но и для выпускной квалификационной работы (ВКР), бакалаврской работы, реферата.
Некоторые студенты (хотя, собственно, и не только они, ряд научных руководителей – тоже) ошибочно полагают, что введение – это, мол, вводная часть к тексту дипломной (или ВКР), которая может содержать в себе повествование на темы, близкие к теме дипломной работы. Т.е., мол, пишется больше для вида, для формы. Однако, это совсем не так.

Во-первых, введение – это не предисловие. Вы, наверное, обратили внимание, что в некоторых книгах имеется как введение, так и предисловие?…
Во-вторых, введение имеет свое четкое предназначение: обосновать актуальность темы, разрабатываемой в дипломной работе, ознакомить читателя с ее целью, а также перечислить еще ряд важных, ключевых моментов.

Тот факт, что во введении затронута тема дипломной работы и, быть может, указаны ее основные аспекты, совсем не говорит о том, что введение – это краткое ее описание. Для этой цели, повторимся, служит предисловие. Правда, в целях экономии печатного места и по формальным, традиционным соображениям в студенческих (да и в аспирантских – тоже) работах предисловие не делается. В некоторых случаях его заменяет первый пункт первой главы (п. 1.1).

Основное предназначение введения – это обоснование актуальности диплома

Т.е. обоснование актуальности тематики, анализируемой (раскрываемой, разрабатываемой) в основной части текста дипломной работы; 70…90% объема введения, как правило, посвящается решению именно этой задачи. Надо сказать, что фразы вроде
«поэтому тема настоящей дипломной работы является актуальной»
или
«в связи с чем указанная тема является важной для исследования»
являются обязательным атрибутом введения. Однако, они должны быть сформулированы не просто так, а логически вытекать из проведенного обзора, который как раз и призван демонстрировать такую актуальность. Можно констатировать, что термин «актуальность» в том или ином падеже и склонении – в настоящее время уже как бы дань профессиональной моде, его присутствие просто необходимо во введении в дипломной работе.

В некоторых дипломных работах встречается прием, что называется, от обратного: вначале озвучивается, что тема является актуальной, и только потом обосновывается, почему. На наш взгляд, это не слишком удобно для читателя.

Наоборот, когда он приступает к прочтению введения, его повествование мягко и ненавязчиво указывает ему на имеющиеся достижения, проблемы, нерешенные задачи в соответствующей области, которые как раз и призвана разрешить (и/или усовершенствовать уже имеющиеся решения) тема дипломной работы.

Итак, основной текст введения к диплому, которым, можно сказать, и начинается дипломная работа, должен предназначаться для того, чтобы:

  • пробудить у читателя научный (да-да, научный, а не обывательский, не банальное любопытство) интерес к исследуемой теме (той самой, которая фигурирует на титульном листе)
  • кратко осветить имеющиеся достижения в области, касающейся темы исследования
  • и (это главное) четко обозначить проблемы, требующие своего разрешения, осмысления. Крайне желательно, чтобы среди них фигурировали лишь те, которые анализируются в основной части дипломной работы. Иначе, повторимся, это будет не введение, а, максимум, предисловие, т.е. ввод в тему.

Тем самым введение должно доказать, ни много, ни мало – актуальность, научную ценность дипломной работы для читателей. Понятно, что если работа не представляет научной ценности (т.е. не является актуальной), она не может называться научной, в частности, дипломной работой. При этом ее можно причислить к другому жанру, например, к художественной, публицистической или иной литературе. Вы, вероятно, обращали внимание, что во введении к художественным изданиям зачастую актуальность не обосновывается?

Т.е. начальная часть введения – это обоснование, своего рода, права на существование дипломной или иной научной работы.

Цель дипломной работы – неотъемлемая часть ее введения

Далее во введении сразу же следует формулировка цели дипломной работы. Цель – это то, ради чего, собственно, эта работа создавалась. Ради чего проводились изыскания, расчеты, обзор мнений и точек зрения ученых и т.д. Как правило, цель дипломной работы, фигурирующая во введении, в той или иной мере перефразирует формулировку ее темы, а то и попросту повторяет ее (такое тоже допустимо, если у автора не хватает способностей выразить ее другими словами или он не желает себя утруждать, выдумывать разные словесные оформления одной и той же цели).
Цель дипломной работы, естественно, должна непосредственно вытекать, следовать из обоснованной во введении актуальности темы. Иначе говоря, во введении специально концентрируется обсуждение озвученной темы таким образом, чтобы выявить ряд спорных, дискуссионных, малоисследованных ее аспектов. И как раз на них и перенести обсуждение, акцентировать внимание для того, чтобы в дальнейшем они стали главным фокусом исследования.

Введение содержит задачи дипломной работы

Сразу же после озвучивания цели во введении должен присутствовать перечень (список) задач, служащих для достижения поставленной цели. Да, примерно так и формулируется:

«для достижения поставленной цели в настоящей работе решены следующие задачи: ...»

или

«в соответствии со сформулированной целью, в работе решается следующая совокупность задач, непосредственно вытекающих из темы дипломной работы: ...»

Как правило, дипломная работа состоит из двух-трех глав. Соответственно, во введении необходимо затронуть задачи, для решения которых и были написаны эти самые две-три главы.

Некоторые научные руководители (преподаватели ВУЗов), а вместе с ними – и их студенты, допускают грубейшую ошибку. Если студент перечисляет во введении задачи, относящиеся к первой главе, руководитель указывает: «это не нужно, это теория, уберите эти задачи».

В таких ситуациях явно обозначается непонимание научным руководителем предназначения первой главы дипломной работы (как правило, теоретической, которая пишется в основном по готовому материалу – учебникам, научным статьям, монографиям, диссертациям и др.). А предназначение ее состоит в том, чтобы подготовить читателя к восприятию того, что реализовано в практической части – в рамках тех задач, которые, соответственно, отражены во введении. Все рассуждения о том, что, мол, «это и так известно, зачем об этом писать в дипломной работе и, тем более, во введении») характеризуют лишь научное невежество и невысокий уровень квалификации преподавателя, как педагога.

В самом деле, если так, то зачем же вообще писать первую главу дипломной работы? Ведь нельзя же требовать от дипломника в первой главе отражать такую степень новизны, которую способен выявить диссертант, а то и академик.

Первая глава дипломной работы (как, впрочем, и диссертационной, да любой другой научной работы) служит одной основной цели - провести теоретический обзор темы, обсудить наиболее важные понятия и, тем самым, подготовить, как уже отмечалось, читателя к восприятию практической части и, тем самым, облегчить ему понимание; чтобы ему не пришлось ради каждой формулы, свойства, категории или ключевого понятия рыться в справочниках. Следовательно, во введении к диплому в обязательном порядке должны фигурировать задачи, для решения которых как раз и была написана первая глава.

Итак, главные составляющие части введения к дипломной работе:

Текст, обосновывающий актуальность ее темы
Предложение (или фраза), указывающее на то, что тема является актуальной
Цель дипломной работы
Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели

Это – основа, которая должна присутствовать во введениях всех дипломных работ без исключения. А вот дальнейшие компоненты введения (составные части) могут присутствовать в нем исключительно по воле автора дипломной работы (его научного руководителя), требований ВУЗа, а также, как ни парадоксально, тематики, разработке в плоскости которой посвящена исследуемая тема.

Объект и предмет исследования во введении

Например, иногда требуют, чтобы во введении отражались содержания предмета и объекта исследования. А иногда – не требуют.
Что такое объект исследования? Это то, что дипломник исследует, анализирует, изучает, работая над темой своей дипломной работы. А предметом исследования является та или иная сторона, часть, грань, характеристика или соответствующий аспект объекта исследования.

Например, при разработке темы Анализ основных средств ООО «Икс» объектом исследования является ООО «Икс». А вот предметом дипломного исследования являются основные средства. При разработке темы Моделирование статической характеристики синхронного генератора объектом исследования, фигурируемым во введении, является синхронный генератор. Предметом же, в данном случае, будет то свойство (методология, качество), которое моделируется, т.е. его статическая характеристика.

Некоторые ВУЗы (как правило, это относится к гуманитарным специальностям) требуют, чтобы во введениях к дипломным работам содержалась теоретическая база исследования. Это, в частности, перечень наиболее известных ученых в данной области с указанием конкретных аспектов, областей, которым посвящены их труды.

Методология исследования

Далее, иногда требуется определить методологию (методы) исследования. Стандартными методами исследования являются: справочно-библиографический (т.е. работа с научной литературой), анализа и синтеза, диалектический, статистический, эмпирический, научного поиска, экономико-математический, анкетирования, тестирования и многие другие. Отметим, что в состав перечня, указываемого во введении, входят лишь наиболее общие методы (кстати, для понимания методологии научного исследования и существует обязанность для аспирантов сдавать экзамен, писать реферат по философии - вне зависимости от их специальностей).

Например, если в дипломной работе по психологии используется тестирование по методу Г. Шмишека, то во введении должен фигурировать метод «тестирование». А вот в практической части работы уже будет ссылка на автора теста, его текст, методику, результаты исследования и т.д. Хотя, нам попадались научные руководители, которые требовали включить во введение конкретные названия методов, методик, тестов, способов и др. Мы, конечно, выполняли такие просьбы, но, надо сказать, что они не являются корректными. Ибо, повторимся, введение к дипломной работе – это не предисловие. Ведь дипломная (ВКР, бакалаврская) работа – это не диссертация. Вот в диссертации введение, отчасти, выполняет роль предисловия.

Научная новизна

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция, когда научные руководители выдвигают к студентам требования - указать научную новизну, теоретическую и практическую значимость, т.е. то, что в обязательном порядке должно присутствовать во введении к диссертации. Хотя, очевидно, далеко не все дипломные работы «тянут» на уровень диссертации, даже магистерской, не говоря уже о кандидатской или докторской. Строго говоря, в дипломе должны фигурировать не столько новизна, сколько конкретные (актуальные) результаты, достигнутые дипломником при решении поставленных задач. Например, если тема диплома посвящена оптимизации оборотного капитала на предприятии «Икс», то новизна будет выражаться, прежде всего, в том, что дипломник предложил соответствующие пути оптимизации и рассчитал их экономическую эффективность – но только для предприятия «Икс». А не для всех предприятий (отрасли) в целом. Следовательно, понятие новизны тут очень и очень относительное, даже, можно сказать, спорное. Тем не менее, со студентов в последнее время стали такое требовать, поэтому приходится, конечно, что-то формулировать.

Введение может иметь краткое содержание дипломной работы

Кроме того, во введении к дипломной работе иногда требуется кратко сформулировать основное ее содержание, т.е. то, о чем идет речь в каждой из глав. Подобное требование обязательно во введении к диссертационной работе, но в отношении дипломной – это уже по желанию ее автора (и/или научного руководителя). Т.е. здесь в свободной форме говорится о том, что в первой главе обсуждаются те или иные теоретические аспекты такой-то темы. Во второй главе, соответственно, проводится эмпирическое исследование (или расчеты таких-то показателей, или анализ финансового состояния такого-то предприятия и т.п.). И так далее.

На каком этапе подготовки дипломной работы следует писать введение?

Наша практика закономерно показывает, что в 90%…95% случаев оно пишется ПОСЛЕ того, как создан текст диплома, решена цель дипломной работы. Почему так вот – «задним числом»?

Дело в том, что в процессе дипломного исследования (здесь мы не берем во внимание скачивание готовых студенческих работ и последующую их распечатку и демонстрацию научному руководителю) нередко возникают определенные нюансы, о которых в начале работы было неизвестно; эти вопросы могут требовать своего дополнительного исследования, обсуждения. В итоге – соответствующим образом корректируются как теоретические, так и практические (эмпирические) главы диплома. Можно сказать, что это – закономерность при написании качественных, творческих работ. Поэтому ряд задач дипломного исследования возникает в САМОМ ЕГО ПРОЦЕССЕ. Их, естественно, необходимо отразить во введении – в составе решаемых задач. И, возможно, кратко обсудить при обосновании актуальности темы. Т.е. текст, содержащийся во введении, может измениться. Именно поэтому оно и создается уже после того, как написан основной текст дипломной работы.

С уважением к Вам.


Вот что мы можем сделать для Вас:
Интересная и полезная
информация
Изменить размер шрифта:
?