Научный консалтинг
Главная
Контакты
Номер телефона
Как мы работаем
Гарантии
Условия
Цены

Что учесть при поступлении в ВУЗ?

Поговорим о том, на что обратить внимание выпускнику школы при поступлении в ВУЗ, если он, конечно, желает продолжить обучение в высшей школе.

Конечно, здесь важны приоритеты для конкретного человека. Кому-то важна в большей степени - стоимость обучения. А другому - престиж получаемой квалификации. Третьему - ее конкурентоспособность на рынке труда. Вообще же, в списке приоритетов для выбора ВУЗа у абитуриентов фигурирует очень много разных факторов. Поэтому универсального совета здесь дать не получится. Единственное, надо определиться - для чего человек собирается поступать в высшее учебное заведение. И здесь возможны варианты.

Если ему самому ничего особенно не интересно, не нужно, если он учится благодаря настоянию родителей или просто - взял поступил, да и все - тогда можно дать один совет: выбирать ВУЗ престижнее, обучение в котором легче, комфортнее. Сообразуясь при этом со стоимостью (если она, конечно, имеет значение для абитуриента). Почему так? Дело в том, что обучение в ВУЗе займет от трех до пяти, а то и более - лет. Это годы - жизни. Естественно, ведь интереснее и приятнее они пройдут, если учиться будет легче, если больше свободного времени останется. При условии, конечно, что будущего студента вообще не интересует качество образования, которое он получит. Кстати, среди наших заказчиков встречается такая категория. Надо сказать, что взаимодействие с такими заказчиками - достаточно сложное (ибо они не всегда знают, что же им нужно) и мы, нередко, стараемся свести его к минимуму. Несмотря на, казалось бы, оплату с их стороны.

Хотя, к слову сказать, тут виноваты, конечно, не столько сами студенты. ВУЗы в современной России поставлены в такое положение, что попросту вынуждены, по крайней мере, частично, обучать студентов на коммерческой основе, ибо государственного финансирования явно недостаточно. При  этом, разумеется, ВУЗы начинают экономить на всем, чем можно. Как следствие - снижаются часы нагрузок, укрупняются дисциплины. Вот как Вам такой факт. Скажем, как  в одном из ВУЗов г. Уфы преподается так называемая "высшая математика" для студентов некоторых специальностей (студенты в обиходе называют ее "вышкой")?... Не смейтесь громко, но, за семестр студентам дают:

  • вариационное исчисление,
  • теорию вероятности,
  • тригонометрию,
  • логику,
  • дифференциальные уравнения,...
(далее я уже, простите, запамятовал).

На каждый РАЗДЕЛ(!!) математики полагается не по семестру, а то и двум (как надо бы), а по 2...3 пары занятий. Ясно, что это - не обучение. Даже будь студент продвинутым и способным, он не в состоянии все это освоить в столь короткие сроки (что греха-то таить... и преподаватели некоторые не намного лучше). Поэтому "изучается" все буквально по чуть-чуть. Думается, месяц-два спустя, как эти студенты сдадут экзамен (или зачет), они даже терминов-то помнить не будут. Не говоря уже о том, чтобы что-то там самостоятельно решить, вычислить. На наш взгляд, подобная ситуация вызвана банальным и очевидным фактом: неумением со стороны преподавательского коллектива расставлять приоритеты. Поэтому взяли - и просто механически сократили количество часов по каждому разделу. Это, примерно, похоже на следующее. Человеку необходимо перевести на машине имущество, но вот беда - не влезает оно полностью - слишком много его, а кузов у машины, наоборот, тесный. Тогда человек идет на компромисс: от каждой вещи отрезает по частичке - и укладывает в кузов. Понятно, что в итоге в кузове будет лишь груда мусора и наиболее целесообразный маршрут такой машины - в сторону свалки.Т.е. лучше уж вообще не изучать высшую математику, чем изучать так. В таком случае совет один: учиться заочно. Это наименее затратно по времени, наименее хлопотно и не отнимет слишком много от личной жизни. Правда, все работы (контрольные, курсовые, РГР и т.д., вплоть до диплома), скорее всего, придется списывать или заказывать.

Если же выпускника школы интересует качество образования, то подход должен быть немного иным. Здесь во главу угла следует поставить характер и особенности получаемой специальности, популярность диплома, выдаваемого данным ВУЗом, а также уровень образовательных технологий в ВУЗе. Последний, как уже сказано, вообще не измеряется уровнем развития интернет-технологий и, в особенности, наличием дистанционного образования.

И еще надо сказать, что тут есть некий компромисс. Например, несколько лет назад в БашГУ  имелась очень популярная специальность "юрист-экономист". В самом деле, она позволяла выпускнику работать как юристом, так и экономистом (т.е. от бухгалтера и менеджера - до судьи), т.е. рынок труда для него - весьма широк. Однако, неизбежным следствием этого являлась некая распыленность обучения. Студентов пытались обучать и тому, и другому, но в итоге, по ибоим направлениям - недостаточно подробно. Возможно, это и послужило стимулом последующего закрытия этой специальности. Т.е. чем шире специальность, тем, в большинстве случаев, менее качественным является обучение: нельзя объять необъятного. Это следует учесть абитуриенту.

В отношении характера будущей специальности - здесь все ясно. Надо проанализировать, насколько она интересна, оплачиваема, насколько соответствует индивидуальным особенностям абитуриента. Это - очевидные вещи, на этом останавливаться не будем.

Популярность диплома - имеет огромное значение. При поступлении на работу, особенно, если нет стажа, это - ВАЖНЕЙШИЙ фактор. Работодатели нередко даже как-то по-другому разговаривают, если увидят у соискателя диплом, допустим, МГУ. Но, конечно, не все смогут, да и захотят туда поступать. Но здесь есть ряд нюансов, о которых приемная комиссия ВУЗа или умолчит, или скажет невнятно. А выпускнику школы - новоявленному абитуриенту, далеко не всегда бывает известны, казалось бы, очевидные факты. Для нас, да, они очевидны, ибо без знания этих моментов - невозможно качественно помочь в выполнении курсовых, дипломных работ нашим уважаемым заказчикам. А вот для новичка, возможно, все обстоит иначе.

Например, взять Башкирский Государственный Университет - один из крупнейших ВУЗов Башкортостана. Он дает в большей степени фундаментальное образование, нежели практическое (что, впрочем, не касается ряда специальностей, таких, как программирование, право, иностранные языки - как раз по этим специальностям, особенно по иностранным языкам, образование вполне соответствует достойным, скажем так, показателям качества). Тогда как после, скажем, окончания физического факультета выпускник оказывается не очень подготовленным к работе где-нибудь в КБ (конструкторском бюро), на заводе в качестве инженера, в проектной фирме или т.п. - в противовес УГАТУ (Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет) или УГНТУ. Т.е. уже на рабочем месте бывшему студенту придется осваивать, например, как чертить чертежи, что такое допуски и чем они отличаются от квалитетов, чем медь отличается от железа или пластмассы, и много чего еще. Понятно, что все это можно освоить в течение года-двух, уже в процессе работы. Но - захочет ли работодатель ждать такой срок?... Поэтому, кстати, ряд работодателей имеет некоторые претензии к этому ВУЗу. Что, мол, выпускники обладают лишь общими познаниями, а вот конкретике, нюансам профессии их приходится доучивать.

С другой стороны - УГАТУ. Этот ВУЗ, скорее, имеет прикладной характер. На технических специальностях (да, там еще и экономику изучают, несмотря на то, что университет именуется техническим) там изучаются (и иной раз, неплохо) такие дисциплины, как материаловедение, основы сварки металлов, обработка материалов резанием, автоматизированные системы управления и многие другие вещи, которые могут пригодиться будущему инженеру. Естественно, что такое углубление в конкретность сказывается на фундаментальности. Поэтому такие дисциплины, как математика, физика, теория поля (в противовес электротехнике) там изучаются, конечно, существенно меньше. А теоретическую физику (уравнение Шрёдингера, волновые функции и т.д.) практически не изучают вообще, разве что самые-самые основы. Впрочем, обычному инженеру она и не нужна. Потом, в УГАТУ гораздо меньше уделяется внимание гуманитарным специальностям.

Несколько похож на УГАТУ и УГНТУ. Да, это тоже технический университет, но основная его специфика - нефть + газ и еще раз нефть + газ. Надо сказать, что на нефтяных месторождениях, на заводах соответствующего профиля этот ВУЗ весьма хорошо известен. Ведь в России таких специфических ВУЗов не так уж много. В том же Новом Уренгое, к примеру, работает немало его выпускников.

Башкирский государственный педагогический университет им. Акмуллы. Судя по названию этого ВУЗа, ясно, что он в большей мере ориентирован на развитие педагогических знаний, умений, навыков (ЗУНов) у обучающихся. Образование там можно охарактеризовать, как в большой степени фундаментальное, но с уклоном в педагогику. В том же БашГУ в той или иной мере также студенты изучают педагогические дисциплины, но, естественно, в меньшем объеме (количество часов занятий ведь не резиновое).

Характер и квалификация преподавательского состава. Несомненно, это - важный фактор в выборе ВУЗа. Хотя бы потому, что он, при грамотном его учете, позволит сэкономить студенту нервы и, к тому же, получить более качественное образование. Что имеется в виду? Взять, к примеру, один ВУЗ. Студенты которого, кстати, отнюдь не являются бездельниками или т.п. Напратив, там нередко получают второе высшее образование и профессионалы своего дела. Но, знали бы Вы, СКОЛЬКО нам довелось от них выслушать претензий и нареканий на его преподавателей. Да, в том числе и от таких людей, которые, отчасти, "собаку съели", допустим, работая бухгалтерами, менеджерами и т.п. Именно такие преподаватели и являются, с дозволения сказать, "авторами" таких вот требований по исправлению курсовых, дипломных работ (ну, это когда уж совсем не к чему более придраться или когда преподаватель попросту не желает серьезно вникать в содержание работы своего подопечного, откладывая доскональное ее прочтение поближе к сроку защиты). Подобные случаи - нельзя сказать, что встречаются часто, но все-таки, нередки.

Однако, следует иметь в виду и тот факт, что в настоящее время очень многие преподаватели ВУЗов работают в нескольких местах, т.е. в настоящее время понятие "квалификация профессорско-преподавательского состава" немного неточно характеризует конкретный ВУЗ. Ведь те же самые преподаватели, возможно, обучают студентов и в каком-либо другом учебном заведении.

С уважением к Вам.


Мы можем выполнить

Другие услуги
Интересная и полезная
информация