Последнее обновление:
В республике Татарстан могут перестать отвергать войны и насилие
Речь, конечно, идет не о населении – многонациональном народе Татарстана, а о его Конституции. Ныне, в декабре 2022 г., действующая конституция Татарстана отвергает войну, если судить по формулировке ее ст.15:
Статья 15
1. Республика Татарстан отвергает насилие и войну как средство разрешения споров между государствами и народами.
2. В Республике Татарстан пропаганда войны запрещается.
Таким образом, ныне (пока еще) действующая формулировка основного закона республики отвергает войну и насилие, в частности, как средство решения конфликтов. Также, Конституция отвергает и пропаганду войны. Что является, разумеется, адекватным и очевидным, соответствующим соблюдению прав человека.
Однако, по всей видимости, кое-кого в Татарстане переслали устраивать данные адекватные формулировки. Как сообщается, в новой Конституции республики указанные формулировки будут отсутствовать. А это означает, что на уровне основного закона война и насилие, если новая конституция будет принята, уже НЕ БУДУТ отвергаться. Да, скорее всего, на бытовом уровне (среди нормальных людей) отвержение войн, насилия (не говоря уж о фашизме и геноциде, клевете на соседние народы и т.д.) останется. Ну, возможно, некоторые подзаконные нормативно-правовые акты (из серии уголовного кодекса России) пока еще (но, не факт!) также будут отвергать агрессивные войны и насилие (например, на основании ст.353) и даже подразумевать определенное наказание за это. Но, уголовный кодекс – это федеральный, а не региональный документ.
Иными словами, если основной закон республики Татарстан перестанет отвергать войны и насилие (как средство разрешения споров между государствами и народами), то жителям республики придется руководствоваться, разве что, уголовным кодексом российской федерации. Ну, и старыми-добрыми традициями, обычаями, которые пока еще(?...), вроде бы, не содержат ни призывов к войнам и насилиям, ни, тем более, практических привычек к тому.
Но, кто его знает… если будут отменены указанные нормы на региональном уровне (в республике Татарстан, в частности), то, вполне возможно, что следующая очередь аналогичной отмены произойдет уже и на федеральном уровне. Ибо в федеральных СМИ (в частности, на телевидении) делаются, пожалуй, всё, чтобы российский народ «полюбил» войну; оттуда периодически раздаются призывы – то сжигать и топить детей, то бомбить те или иные государства, то «стереть Украину с лица земли», то уничтожать объекты гражданской(!) инфраструктуры другого государства, то еще что-то подобное. Понятно, что эти и им подобные призывы делаются разной нечистью, подонками, - будущими фигурантами уголовных дел в (международных) судах и, надеемся, с последующими существенными уголовными наказаниями. И если эти призывы будут оформлены виде нормативно-правовых актов – то… это будет страна даже не беспредела-терроризма, а, если можно так выразиться – «страна законом разрешенного беспредела». Будет ли это реализовано в практике «законодательной деятельности» в России – ну, посмотрим…
А это означает, что основной закон республики Татарстан в скором времени (начиная с 2023 г.) может ПОТЕРЯТЬ возможность НЕ применять войны и насилие. Зачем, для чего делается попытка такой «зачистки» татарстанского законодательства? На наш взгляд, конечно, тут очевидно влияние так называемого «федерального центра». В самом деле, ведь войну с Украиной начинал не Татарстан. А определенная, широко известная группировка федеральных лиц, т.е. решение о начале боевых действий на территории соседнего с Россией государства принималось на федеральном, а не на региональном уровне. Что делал конкретно Татарстан – так это, максимум, подготовка, обучение и отправка личного состава или числа контрактников, мобилизованных в места дислокаций – по указанию федерального центра. Ну, и, наверное, выплата (части) военнослужащих тех или иных так называемых «компенсационных выплат». Впрочем, автору статьи достоверно неизвестно ни об одной подобной выплате.
Кто-то может сказать, мол, да какая разница, что там в этих разных конституциях и прочей законодательной белиберде написано. С одной стороны, такое мнение вполне имеет право на существование, если вспомнить отношение так называемых «правоохранителей» к этим самым конституциям, да и к некоторым другим нормативно-правовым актам. Ну, из недавнего – достаточно вспомнить муниципального депутата Горинова, которого посадили в тюрьму на 7 (СЕМЬ) лет исключительно за то, что он выразил свое мнение, состоявшее в отказе от проведения неких праздников – по причине того, что идет война. Собственно, хотя бы один этот случай способен дать однозначную характеристику как российской правовой системе в целом, так и российской правоприменительной практике. Хотя, можно вспоминать и вспоминать дальше – одно только перечисление подобных ситуаций беспредела займет, наверное, не один день.
Но, с другой стороны, все же имеет значение, какие нормативно-правовые акты приняты в том или ином государстве. Потому что это – своего рода его официальный фасад. Даже с учетом того, что в ряде случаев эти акты либо трактуются по-разному, либо искажаются. Этот официальный фасад (даже если он лицемерный, т.е. для вида) виден гражданам страны (населению), виден из-за рубежа. И по нему, в том числе, люди составляют свое мнение о населении России и, в частности, Татарстана. Кроме того, даже эти (иной раз, не работающие) формулировки нормативно-правовых актов все же имеют своим результатом определенный настрой в обществе, так или иначе регулируют отношения между членами социума. Соответственно, чем менее людоедским является законодательство, регулирующее отношения в социуме, чем больше в нем будет запретов к людоедским и иным аналогичным действиям/призывам, тем более человечным будет он, этот социум. Тем более человечным он будет и выглядеть снаружи, т.е. из-за рубежа. И, наоборот.
Поэтому, по мнению автора статьи, следует констатировать тот факт, Татарстан может, начиная с 2023 г., встать на скользкую дорожку, лишив свой основной закон столь важной нормы, особенно в нынешнее, мягко говоря, непростое время. На наш взгляд, правительству Татарстана и руководству республики следовало бы проявить выдержку и мужество, но все же пытаться отстоять (пока еще) действующую статью Конституции РТ, запрещающую как войны и насилие, так и призывы к ним, их пропаганду.
Кроме того
Другие поправки в конституцию Татарстана предусматривают изъятие из ряда статей упоминания о суверенитете Татарстана, исключение статьи 21, согласно которой "Татарстан имеет свое гражданство", а живущие в республике люди - граждане одновременно России и Татарстана. Упоминание суверенитета останется в 1-й статье конституции, в которой сказано: "Суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения РФ" (изменить эту статью можно только по итогам референдума). Урезаются полномочия Госсовета Татарстана, с 1 января 2023 года будет ликвидирован Конституционный суд Республики Татарстан. Из конституции республики исключается статья 15, согласно которой Татарстан "отвергает насилие и войну как средство разрешения споров между государствами и народами" и запрещает "пропаганду войны". Из конституции убирается положение, согласно которому кандидат в главы Татарстана обязан владеть государственными языками республики - русским и татарским. При этом в соседней статье указано, что глава обязан использовать госязыки при исполнении обязанностей. Также много копий было сломано по поводу того, как же называть главу республики. То ли президентом, то ли главой правительства, то ли еще как.
Авторами поправок в конституцию выступили 37 депутатов ГС Татарстана из фракции "Единая Россия" и депутатской группы "Татарстан - Новый век", в том числе вице-спикеры Госсовета Юрий Камалтынов и Марат Ахметов. Когда их отклонил профильный комитет, новые поправки внес президиум Госсовета.