Номер телефона

Последнее обновление:

СССР и/или Россия?...

Ранее было принято "гордиться страной", т.е. Советским Союзом. И в самом деле, оправившись от революционных потрясений, затем гражданской войны, страна быстро набирала обороты, развивалась в техническом отношении. Широко шла электрификация, бурными темпами развивалась тяжелая промышленность. Однако, если задаться вопросом - за чей счет, кто был первопричиной такого развития? Разумеется, первопричиной было тогдашнее руководство страны и ее народ, но... только ли в них дело? Неужели же и в самом деле октябрьская/ноябрьская революция 1917 г. открыла перед страной невиданные, как писали раньше, перспективы, избавилась, вроде как, от мертвых оков царизма и... И что? А вот что:

О реалиях былого времени... без комментариев

Разумеется, хорошо хоть так. Что пусть даже за счет покупки иностранных технологий - так шло развитие тяжелой и иной промышленности. Тот же широкоизвестный пломбир - ведь даже он, увы, не был продуктом, произведенных на собственных производственных мощностях СССР. Потому как для этого оборудование тоже приобреталось в США. После того, как один из высокопоставленных тогдашних кремлевских постояльцев. будучи с визитом в США, заметил, как вкусен пломбир и что неплохо было бы такой же делать в СССР. Вспомним и пресловутые Жигули (ставшие в СССР классикой). На Западе их прообраз (Фиат) был лишь одним из автомобилей, причем, далеко не из самых лучших. Но, так как в СССР не желали делать даже и это, то, понятно, что на безрыбье, как говорится, и рак - рыба. Среди массовых легковых автоомбилей решено было делать, в том числе, те самые Жигули.Ну. а также Москвичи (для тех, кто победнее), Запорожцы (для совсем бедных), ну, и Волги (для богатых). И - всё. Ах, да, еще делались инвалидные коляски и мотоциклы (тоже очень ограниченный перечень).

При таком подходе, разумеется, не могла идти речь о многобразии товаров, тех же автомобилей или мороженного. Почему? Да, всего лишь потому, что для производства каждого нового вида товаров приходилось бы приобретать НОВЫЕ(!) технологии. А это было обременительно для страны. Которая своими технологиями не особенно-то баловала. И даже разорительным. Именно поэтому (это одна из важнейших причин!) в СССР производился довольно ограниченный перечень товаров народного потребления. 

Следует понимать, что причина ограниченного товарного ассортимента в СССР была обусловлена, в том числе, и тем, что для каждой более-менее серьезной товарной разновидности приходилось приобретать иностранные технологии. За редким исключением.

Понятно, что советских людей дурили пропагандой, что, мол, "на Западе только ерунду продают" и даже тем, что "западный стиль жизни - это мещанство". Причина таких пропагандистских заявлений была, в том числе, и в вышесказанном: чтобы основное население СССР не гонялось за разнообразием товаров, а покупало и пользовалось лишь тем, что продавались в советских магазинах. Чтобы государство не было вынуждено тратиться на приобретение других иностранных технологий.

Видимо, теперь станет понятным, почему в СССР слишком поздно, с большим запаздыванием выпускались холодильники, пылесосы, да и иная бытовая техника. И почему их уровень был, мягко говоря, невысоким для того времени. Да, потому что для заимствования необходимо было дождаться, чтобы подобные товары появились на рынках западных стран - это во-первых. А, во-вторых, чтобы сэкономить (на гражданах СССР), заимствовались далеко не самые лучшие и передовые технологии.

За исключением, быть может, некоторых производств тяжелой промышленности. И, конечно же, военной промышленности.

А почему военная промышленность, в отличие от гражданской, развивалась в СССР очень даже неплохо?

Это - банально и очевидно. Исключительно потому, что советское руководство крайне переживало за себя и за сохранение своей власти. В том числе, и потому, что фактически-то вместо "народной власти" и "диктатуры пролетариата" была власть и диктатура вначале партийной номенклатуры, а потом - ОГПУ/НКВД/МГБ/КГБ/..., который, постепенно разрастаясь и упрочняясь, захватил власть в стране, по сути, управляя ВСЕМИ ее ключевыми нюансами, в первую очередь, такими, как обороны, промышленность, наука, сельское хозяйство, культура. Окончательное оформление его власти произошло в 1991 г., в результате развала СССР. Если не принимать внимание короткое время существования СССР в качестве действительно демократического и свободного государства (несколько лет после 1917 г.), когда и в самом деле работали народные советы, партсобрания велись не для галочки и озвучивания уже заранее заготовленных решений, а именно - для серьезного обсуждения животрепещущих вопросов.

Под речи и лозунги о "коммунистическом строительстве" тогдашнее советское руководство всего-навсего заботилось о себе родимых. Ну, а уже после этого, ПОПУТНО, и о своей стране, если последнее не пересекалось с их личными и внутри-корпоративными (КГБ-шными) интересами.

Именно поэтому, конечно, советское руководство просто было ВЫНУЖДЕНО как-то поворачиваться, крутиться, вставать из насиженных в кремле кресел и делать хоть что-то полезное для своей страны. В итоге, мы знаем таких людей, как Королев, Глушко, ну, и ряд других блистательных советских ученых. Деятельность которых была полезна в основном для военной сферы. А тот же Королев - так и вообще вначале сидел в тюрьме; это уж потом И. Сталин понял, что кроме Королева-то и некому толком разрабатывать современное оружие (ракеты). И, в итоге, именно поэтому он был ВЫНУЖДЕН не только выпустить Королева из тюрьмы, но и оказать ему все виды помощи. Результат - известен. СССР стал запускать космические ракеты, искусственные спутники. 

Но, это касается именно военной сферы, которая, повторимся, была призвана охранять жизнь и покой власть советской номенклатуры, в первую очередь. А вот все остальное напрямую тогдашнюю власть не затрагивало. Именно потому и находилась советская промышленность и сельское хозяйство в вечно "догоняющем" (а, нередко - в упадочном) состоянии. Даже несмотря на наличие просто массы полезных изобретений и научных разработок. И это, увы, касалось даже тяжелой промышленности. Потому-то и в самом деле очень многие промышленные технологии были заимствованы с Запада (нередко - из США). Либо честно приобретены, либо - попросту украдены при помощи "специалистов" из КГБ и иже с ним. Если уж даже проект атомной бомбы был украден в США, то что говорить об остальном...

А почему гражданская промышленность СССР развивалась с каким-то проблемами и вечными передрягами?...

Нет, разумеется, не только потому, что "работать некому было". Все-таки, страна Королева, Ломоносова, Попова, Ландау, Капицы была богата талантами. Умных, квалифицированных людей, желающих применить свои знания и умения на благо своей родины, была МАССА. Но, вот только ход давали, разрешали собственно работать лишь крохотной части их них. Лишь тем, кто был лоялен советской власти (точнее, КГБ). Да и то, не всем даже тем, кто был лоялен. Все остальные либо были репрессированы, либо уехали на Запад, либо влачили жалкое существование где-нибудь на заводах-фабриках-НИИ на низкооплачиваемых ставках инженеров (да, тех самых, которые были 150 рублей в месяц) без каких-либо серьезных жизненных перспектив. Ну, а часть специалистов попросту спились и/или ушли из своей профессии. 

Именно потому собственные технические разработки в СССР были крайней редкостью. Среди автомобилей следует назвать, например, широко известную Ниву. Кстати, следует заметить, что Нива - это плод конструкторской работы, в основном, ОДНОГО ЭНТУЗИАСТА. Который загорелся желанием - создать первый российский джип именно для гражданского населения. И ему это успешно удалось. Почему? Да потому, что ни КГБ, ни кто иной ему в этом почему-то не помешали (даже любопытно, почему). В итоге - в 70-80-х годах прошлого столетия Советский Союз увидел тот самый автомобиль. Однако, это - вовсе не правило, а, к сожалению, исключение из правил. 

А вот правилом было следующее:

  1. Своих специалистов - загнобить, не дать им возможность мало-мальски серьезного развития, сосредоточив их внимание на постоянном решении массы мелких вопросов и проблем, без которых серьезная работа невозможна,
  2. Патенты, научные разработки, если они не касаются военной сферы, положить "в долгий  ящик" (а если касаются - то засекретить),
  3. Потом задаться целью, мол, надо как-то что-то сделать, чтобы советский народ увидел некую заботу о нем и чтобы меньше смотрел в сторону развитых стран,
  4. Как очевидный вывод из п.1-3: позаимствовать (приобрести или украсть) западные разработки, дот которых получится дотянуться.

В подобных условиях, вне всякого сомнения, у советских инженеров не было никакой возможности мало-мальски полноценно проектировать и внедрять в жизнь что-то новое и современное. Поэтому и ограничивалась советская промышленность, в основном, либо полукустарными разработками (вспомним советские радиоприемники, к примеру), либо заимствованными.

И вот, распался СССР, отделилась Россия...

Что-то изменилось? По сути - нет. КГБ переформатировался в ФСБ и иные спецслужбы, уже окончательно укрепив свою власть и влияние везде, где только можно, на территории страны. И, как результат, страна получила, собственно, то, что мы имеем сейчас. Со всеми имеющимися ныне нюансами и последствиями. Как и во времена СССР, стоит лишь выйти за пределы Москвы - и действительность будет, мягко говоря, совсем иной.

Да, вроде бы, стали производить и некие свои автомобили и даже немало. Но, если посмотреть, из чего они, эти "свои автомобили" состоят, то станет видно, что большинство серьезных комплектующих в них - как были, так и есть иностранного производства. С одной, ОДНАКО, оговоркой. Если во времена СССР все (наверное) комплектующие производились, все-таки, на советских заводах, пусть и иностранным технологиям. Ну, а нынче с этим уже давно не заморачиваются и напрямую приобретают комплектующие на том же Западе. Ну, или в Китае. 

Причем, так обстоит дело не только с автомобилями, но и, скажем, с самолетами. Если кто уже забыл, то напомним, что в 90-е - 2000-е годы в российских СМИ вовсю звучали примерно такие слова: "зачем нам тратить время на собственные разработки самолетов, когда проще, удобнее и выгоднее купить готовый самолет иностранного производства, тот же Боинг". За точность цитирования не ручаемся, но смысл - именно такой. Причем, это были не просто мнения журналистов, высказываемые вслух и письменно. Это были ОФИЦИАЛЬНЫЕ заявления, например, небезызвестного Лифшица. Т.е. правительство страны официально отказывалось от производства своих самолетов для гражданского применения. А это, как можно догадаться, даже еще хуже, чем было в СССР.

Ибо как СССР, так и Россия жили на иностранных технологиях. Но СССР хотя бы, надо отдать ему должное, осваивал производство на СОБСТВЕННЫХ площадях - заводах и фабриках. Ну, а Россия толком не занимается даже этим, предпочитая мало-мальски серьезные товары/комплектующие приобретать за рубежом.

А в итоге - получается примерно так. И это, кстати, за последний год уже вовсе не единичный случай.

Судя по видео, самолет из Сочи в Москву не смог вылететь просто из-за технических неполадок. А человека, который знает, как воткнуть в такое-то место такой-то болт... нет. А почему нет? Да потому, что тому человеку, по всей видимости, создали ТАКИЕ условия работы, что он был вынужден уволиться, перейдя в другую авиакомпанию, а то и вовсе уйти из своей профессии. Может, ему снизили зарплату или просто-напросто стали издеваться, придираясь за посты в соцсетях.

То, что ныне действуют "санкции" - это ерунда. Так как, несмотря на эти "санкции", Россия вполне себе приобретает на Западе практически все те товары, которые нужно. В том числе, даже военного(!) назначения. Эти пресловутые "санкции" если и бьют по кому реально, то, разве что, по мало-защищенным слоям населения. Например, по онкобольным, которым очень не хватает лекарств. Или по инсулинозависимым. По стоматологии (и то, повторимся, лишь по стоматологии для обычных граждан России).

А что касается производства практически всего остального, то там "санкции" не только не препятствуют, а, скорее, даже помогают стране наращивать ВВП.

Т.е. речь о том, что дело тут отнюдь не в "санкциях" (в противовес тому, как оно нынче принято писать в СМИ). Дело всего-навсего в том, что людям в этой стране (под названием Россия) оставляют лишь два выбора: либо быть лояльными с действующей властью (ныне - с ее властной военной повесткой, в частности), либо даже не пытаться делать что-то серьезное. Если обобщенно, то есть три основных направления на данный момент:

  1. Нефть-газ,
  2. Власть, паразитирующая на п.1,
  3. Очень многочисленные охранники (полиция, ФСБ, нацгвардия, суды, т.д., т.п.), защищающие п.2.

Ну, а все остальное - это уже по принципу "вы там попробуйте как-то подешевле, а там уж - как получится". И это касается даже военной сферы. Скажем, танк "Армата", коим так хвалились на парадах, кто-то так и не появился на полях сражений. И, судя по вышеизложенному, совершенно понятно, почему.





Комментарии:
Всего комментариев:0
Пожалуйста, не забудьте ознакомиться с правилами оставления комментариев.



Подписаться на комментарии на этой странице

Мы можем выполнить

Другие услуги
Интересная и полезная
информация
НАПИШИТЕ НАМ
Яндекс.Метрика
Номер телефона
© Copyright Все права защищены 2013-2024 Научный консалтинг