Примеры бездарного руководства дипломными проектами
Перечислим только основные варианты требований, которыми научные руководители портили работы студентов. По понятным причинам, названий ВУЗов, фамилий и имен мы разглашать не будем. Ибо работаем строго конфиденциально. Причем, обращаем Ваше внимание, что это отнюдь не юмор... Это реальные, взятые из практики, примеры деятельности некоторых преподавателей. Отчасти - из нашего опыта, но, в основном - по свидетельствам самих заказчиков.

- Требования исключить из дипломной работы аналитические блоки, ссылаясь на то, что это, по мнению руководителя, "не нужно" или ему "не нравится" (хотя, на самом деле, помогало раскрыть тему);
- Требования сократить дипломную работу на заказ, не взирая на то, что она являлась логически связной и сокращение привело к снижению полноты раскрытия темы;
- Требования добавить аналитический материал, не соответствующий теме дипломной работы. Например, по теме "Анализ и повышение эффективности использования трудовых ресурсов ООО ..." руководитель потребовал выполнить анализ амортизации основных средств. И студент был поставлен перед фактом, что в случае невыполнений он не будет допущен к защите;
- Требование включить в состав аналитической части дипломной работы большой кусок теоретического материала (если точнее, просто перепечатку со статьи научного журнала, учебника). А чтобы аналитическая часть не получилась слишком большой по объему, попутное требование сократить ее, т.е. убрать часть выполненного анализа (как раз того, который выполнен самостоятельно, а не переписан из книг).
- Убрать почти все, даже небольшие, таблицы и/или рисунки из текста диплома в Приложения. Очевидно, это снижает наглядность работы и создает затруднения у читателя при ознакомлению с нею, ибо вызывает необходимость периодического перелистывания работы. Например, если в тексте встретились на одной странице 10 цифр, чтобы посмотреть их источник и убедиться, что цифры соответствуют табличному материалу, необходимо будет 10 раз перелистнуть работу и посмотреть в Приложение; а если бы таблица располагалась на той же странице, где и цифры из нее - такого не потребовалось бы;
- Убрать из дипломного проекта рассуждения о взаимосвязи его объекта с современностью. В качестве довода для такого требования указывалось примерно следующее: "Ваша тема диплома посвящена анализу того, что было 300 лет назад, поэтому современность здесь вообще ни причем" (речь идет, в частности, об одном дипломе на историческую тему);
- Убрать из текста работы ВСЕ ссылки на литературные источники, изданные ранее, чем пять лет назад (т.е., к примеру, на подлинники работ К. Маркса, И. Ньютона, К. Ушинского и т.д., не говоря уже о подлинниках таких изданий, как Библия, Коран, представляющих собой не только литературную, но и историческую ценность, ссылаться в данном случае запрещено под угрозой недопуска к защите (характерно, что подобные требования наблюдались даже для дипломов исторической тематики);
- Вообще не указывать в списке литературы диплома, выполненного на заказ, учебники, учебные пособия.
- Требование "цифры в текст". Например, исходно в тексте выполненной дипломной работы имеется таблица с цифрами, там посчитаны изменения, удельные веса, темпы роста и др. для соответствующих показателей. После таблицы идет небольшой анализ и выводы по проведенным расчетам. Руководитель достаточно эмоционально (по свидетельствам самих студентов) требует, чтобы цифры присутствовали не только в таблице, но и в тексте. Т.е. требуется писать что-то вроде: "...Как видно из таблицы 2, прибыль предприятия составляла в 2000 г. 4500 тыс. руб., в 2001 г. возросла на 500 тыс. руб. или на 11,11% и составила 5000 тыс. руб. В 2002 г. она возросла на 300 тыс. руб. или на 6% по сравнению с 2001 г. и стала равной 5300 тыс. руб. Общее увеличение прибыли за 2000-2002 гг. составило 800 тыс. руб. или 17,77%." И так- по каждому показателю, присутствующему в таблице. А их там - около 20... А еще рассчитаны удельные веса по некоторым показателям, примененным в дипломной работе, их тоже надо "анализировать"... В итоге этот, с позволения сказать, "анализ" занимает 2-3 страницы текста, а то и более. Хотя, любому здравомыслящему человеку не нужен весь этот текст: достаточно посмотреть в таблицу - ясно видно то же самое, только без слов. Поэтому достаточно, казалось бы, краткого анализа и выводов - в дополнение к цифрам в таблице. Но нет, руководитель требует "цифры в текст", причем почти во всех(!) таблицах, количество которых в серьезном дипломе бывает 25-30 и даже более, вне зависимости от того, кем он заказан и выполнен. А потом, когда увидит эти "цифры", заявляет, что аналитическая глава стала очень большой по объему, необходимо ее сократить.
- Бессмысленная перестановка частей работы. Руководитель требует поменять местами таблицы, фрагменты текста диплома. Несмотря на то, что все логически взаимосвязано и студент пытается доказать это руководителю. Когда подобное требование удовлетворяется, дальше, нередко можно услышать следующее: "Ваша дипломная какая-то нечитаемая. Добавьте вот в этих местах пару абзацев для логической связи. А это вообще удалите - у Вас же здесь идет речь совсем о другом". И т.д. ...
Бесполезные требования к дипломным работам
Отдельного разговора стоят требования, не снижающие качества дипломной работы (на заказ), но бесполезные, лишь создающие для студента дополнительный объем труда; причем труда не научного, не творческого, а совершенно банального. Такой труд лишь отупляет студента, не является стимулом к развитию по выбранной им специальности (в соответствии с которой ему предстоит защитить диплом об окончании ВУЗа). Как бы это ни показалось забавным, все же приведем здесь кое-что. Это, в например, стилистические замечания следующего рода:

- Замены слов. Например, нам нередко попадались дипломные, выполненные на заказ, а также курсовые работы, научные руководители которых требовали заменить слова, словосочетания. Приведем несколько примеров подобных замен. Так, руководители требовали заменить по всему тексту (!): "увеличились" на "возросли";
"монотонно" на "непрерывно" (или вообще убрать слово "монотонно");
"вообще говоря" на "в целом" (а кое-кто из преподавателей в г. Уфа, оказывается, считает данное словосочетание за лишний и ненужный речевой оборот; даже не имеет понятия, что словосочетание "вообще говоря" означает разговор об общем случае чего-либо; это стандартный оборот, в чем можно убедиться, открыв, к примеру, учебник по математическому анализу); "коррелированы" на "взаимосвязаны"; "автомобили, принадлежащие предприятию" на "автопарк предприятия",... и многое, многое другое. Причем, в особо тяжелых случаях было требование - подобным образом переделать до 40%(!) текста работы; - Преобразования таблицы, содержащейся в дипломной работе, в текст и/или, наоборот. Например, в тексте работы имеется перечисление терминов с их подробным объяснением ниже. Все это занимает приблизительно 0,5-1 страницы. Но руководитель требует перенести это в таблицу, якобы с целью экономии места, несмотря на доводы студента, что это будет неудобно для восприятия. В итоге таблицу приходится делать мелким шрифтом, чтобы она могла помещаться на одной странице. Следующим требованием руководителей, в таком случае, бывает - сократить описания терминов или убрать их в Приложение.
- Запрет на использование сканированных рисунков, формул, несмотря на их хорошее печатное качество и наличие ссылок на литературные источники, откуда они (эти формулы, рисунки) взяты.
Все эти примеры, повторимся, взятые из относительно недавней практики, причем весьма распространенной, свидетельствуют о том, что в настоящее время подготовить дипломную работу на заказ далеко не всегда является простым делом.
Так что можно констатировать факт, что подготовка дипломной работы в городе Уфа в настоящее время иногда сопряжена с такими вот проблемами, тратой нервов, времени. Поэтому выбор руководителя имеет, можно сказать, решающее значение. Мы не занимаемся подбором научных руководителей, но можем дать хороший совет. В процессе обучение (оно ведь длится не один год) присматривайтесь к тем, кто в будущем может стать Вашим потенциальным руководителем.