Последнее обновление:
Правовые возможности получения права собственности на землю
(Часть 4)
6. п. 4 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» - приобретение гражданином в собственность участка, предоставленного садоводческому объединению. /Утратил силу, см. новую редакцию./
Согласно п. 3 ст. 28, граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
Согласно п. 4 ст. 28 в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
П. 6 ст. 28: основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Таким образом, садовые, дачные участки оформить в собственность по-прежнему несложно. Надо лишь подать соответствующее заявление в местную администрацию. А потом, получив разрешение на приватизацию, идти с ним в Росреестр (орган государственного учета прав на недвижимость), который на его основании выдаст Выписку о праве собственности. Конечно, необходимо будет еще захватить с собой описание местоположения (например, межевой план, подготовленный кадастровым инженером) и заключение правления. Здесь, как ни странно, пока закручивания гаек не наблюдается; новая редакция указанного закона осталась практически в том же самом виде, по крайней мере, в отношении заявителей – частных лиц, желающих узаконить садовые земельные участки. В частности, в очередной раз отодвинут последний срок оформления прав собственности.
7. п.2.7 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (введен Федеральным "законом" от 23.06.2014 N 171-ФЗ) - приобретение в собственность земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства (действует до 1 марта 2022 г.) / Читать старую редакцию/.
Кстати, теперь этот срок увеличен - ранее окончательная дата была установлена 31 декабря 2020 г. До этой даты члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим требованиям, указанным в п.2.7 ст.3 137-ФЗ:
- Земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в предыдущем абзаце, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
- По решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
- Земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд
- Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.
Таким образом, данная норма является, в своем роде, вариантом "дачной амнистии". До 1 марта 2022 г. у граждан есть возможность оформить в собственность свои дачные участки, если, конечно, они были выделены им до 25.10.2001 г. Т.е. надо понимать, что речь здесь идет, конечно, о вступлении в силу закона 137-ФЗ, а не 171-ФЗ, которым был введен п.2.7 в обсуждаемую статью (ст.3).
Итак, для того, чтобы приобрести в собственность садовый земельный участок, необходимо лишь, чтобы он был образован и, кроме того, садовод пользуется и владеет им по решению правления (председателя) садоводческого товарищества и разрешен к приобретению в собственность, т.е. не зарезервирован и т.п. Это означает, что если у садовода имеется надлежащим образом (как это принято в конкретном садоводческом товариществе) садовая книжка или иной аналогичный документ, выданный правлением и этот документ является действительным, он имеет право оформить свой участок себе в собственность (до 1 марта 2022 г.).
В качестве решения о распределении (выделении) земли может фигурировать, например, решение общего собрания членов садоводческого объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, а также и иной правоустанавливающий документ, на основании которого видно, что земельный участок распределен данному члену указанного объединения.
Земельный участок должен быть образован из земли, предоставленной до дня вступления в силу Федерального закона №137-ФЗ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства соответствующему садоводческому товариществу либо иной организации, при которой было, в свою очередь, оно было создано. Т.е. к вновь созданным садовым участкам эта норма не подойдет. Под нее подпадают, в частности, те земельные садовые участки, которые выдавались еще в советское время, но на которые право собственности не приобретено в силу разных причин. По сути, здесь достаточно членской садовой книжки и согласия правления (председателя) садоводческого товарищества.
А если садоводческое товарищество или иная некоммерческая организация, в которой садовод имеет садовый участок... ликвидирована? Этот случай - не такая уж редкость. И в таком случае также возможно оформление прав собственности на земельный (садовый) участок. Подробнее - здесь. Стоит сказать сразу, что потребуется заявлять иск в суд.
Что же касается запрета на это в случае резервирования, ограничения в обороте и т.п., то здесь все как обычно: такие земельные участки приобретению в собственность не подлежат. Если уж администрация провела резервирование, причем сделала это законно, без нарушения чьих-либо прав (что, кстати, бывает далеко не всегда), то подобный участок может лишь предоставляться в аренду, причем по довольно низкой ставке арендной платы, не превышающей размера соответствующего земельного налога.
Но, следует иметь в виду, что обращаться с просьбой об оформлении права собственности на такой земельный участок следует вначале не в Росреестр, а в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (п.2.8...2.10 ст. 3 закона 137-ФЗ). Причем, если земля относится к имуществу общего пользования, то обращаться с заявлением должен не гражданин лично, а лицо, действующее от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан.
Тем самым, вначале необходимо получить у администрации разрешение на предоставление земельного участка в собственность, а потом уже, после его получения, идти с ним в Росреестр. Если администрация отказывает, гражданин может обжаловать такой отказ в судебном порядке (хотя, прямо в ст. 3 это не оговорено, но подразумевается неявно, так как следует из общих принципов гражданского и земельного законодательства). Причиной отказа может быть, в соответствии с п.2.10 ст. 3, установленный федеральным законом запрет на предоставление испрашиваемого земельного участка в частную собственность.
Например, если он зарезервирован в пределах границ красных линий. Правда, в свою очередь, можно также оспаривать законность нанесения красных линий в отношении конкретного земельного участка (или всего садоводческого товарищества, но в последнем случае заявление в суд должны подписать все заинтересованные его члены).
8. П.п. 1, 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - приобретение участка, на котором расположено общее имущество многоквартирного дома.
Согласно ст. 36 ЖК РФ "Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме":
ч.1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
п.4. Земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного "законодательства" и "законодательства" о градостроительной деятельности, в соответствии с частью 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ.
Статья 16 Федерального закона от 29.12.2004 №188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.03.2015) устанавливает следующее:
1. В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме
2. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного "кодекса" Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Жилищный кодекс введен в действие с 1 марта 2005 г. Следовательно, если участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован до этой даты, собственники помещений в этом доме имеют право обратиться в Росреестр с заявлением о предоставлении в собственность соответствующего земельного участка. По желанию, можно взять с собой кадастровый паспорт. Обязательно понадобится Выписка о праве собственности на квартиру.
К сожалению, данную норму несколько сложно применить к владельцам частного жилья, где расположены одна - две квартиры. Ибо понятие «многоквартирный» подразумевает наличие множества квартир. Хотя законом и не установлено конкретное число, суд, исходя из разумности, вероятно, не признает частный дом с одной - двумя квартирами многоквартирным. Впрочем... в законе отсутствует понятие - двухквартирный дом. А также трехквартирный и т.п. Следовательно, исходя из логики законодательства, если в доме имеется более, чем одна квартира, его следует считать многоквартирным.
Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с п.5 этого Постановления, жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем. Согласно п.6, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, в соответствии с данным Постановлением, дом, состоящий из двух и более квартир, является многоквартирным. В Постановлении, кстати, не акцентировано, частный ли это дом, коттедж или многоэтажный городской дом.
Впрочем, в силу принципа единства судьбы земельного участка и расположенного на нем строения (ст. 1 Земельного кодекса) жилой дом не может быть признан многоквартирным только по причине наличия в нем двух отдельных квартир, если земельный участок, на котором расположен данный дом, был предоставлен под индивидуальное жилищное строительство и именно с таким разрешенным использованием учтен в государственном земельном кадастре. Таким образом, имеет значение цель предоставления земельного участка, расположенного под этим домом, согласно сведениям из кадастра объектов недвижимости. Ибо, индивидуальное жилищное строительство подразумевает строительство ИНДИВИДУАЛЬНОГО жилого дома. Тогда как дом, состоящий из двух и более квартир нельзя назвать индивидуальным.
Иными словами, видится очередная коллизия в законе. Как ее будут толковать суды?...
Кстати, не совсем ясно, почему именно многоквартирные дома (и, соответственно, их собственников) законодатель выделил как бы в привилегированное положение. Ведь в соответствии с вышеприведенными нормами оформить право собственности на земельный участок для собственников многоквартирного дома явно проще, чем для одноквартирного (частного) дома. Не проще ли было вообще не упоминать в законе, многоквартирные ли это дома или нет, попросту не упоминая об этом вообще? Понятно, что в данном случае оговорка "многоквартирные" - это не простая опечатка: раз законодатель так сделал, стало быть, это ему было НУЖНО. Зачем? А в самом деле, почему законодатель ставит частные дома и, соответственно, их владельцев - в худшие условия? Не с этим ли связан факт того, что и в ряде форумов в интернете присутствует множество негативных отзывов "живых людей" о владельцах частного жилья, идут упоминания об их якобы "курятниках", "развалюхах" и пр.? Впрочем, еще пару слов, и мы придем к банальным выводам (о чем уже говорилось в начале цикла наших статей). Думается, что дальнейшие рассуждения на данную тему уместны уже не страницах нашего сайте, а, скажем, на страницах соответствующей жалобы в Конституционный суд (а то и в ЕСПЧ). Это может касаться тех "частников", которые, используя все законом установленные основания, так и не смогли оформить свое право собственности на земельный участок, несмотря на то, что на нем расположены дома или иная недвижимость, принадлежащие им по закону.
9. п.3 ст. 3 федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Здесь условия приобретения в собственность такие:
- Земельный участок является сельскохозяйственного назначения
- У владельца имеется право бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.
Эта норма дает возможность (правда, платную, т.е. за деньги) приобретения земельного участка сельскохозяйственного назначения в собственность. Плата относительно невысока и не превышает 15% от его кадастровой стоимости.
Т.е. основанием является наличие права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
10. П.20 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" - земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и на которых находятся многолетние насаждения, зарегистрированные в установленном законом порядке.
Да, это не шутка. Действительно, закон позволяет оформлять право собственности на такие земельные участки (точнее - оформлять их или в собственность, или в аренду - по выбору физического или юридического лица, в собственности которого находятся многолетние насаждения, в частности, деревья).
Правда, этот вариант приобретения прав собственности на землю подойдет далеко не каждому. Ведь, во-первых, право собственности на насаждения должно быть зарегистрировано. Во-вторых, необходимо, чтобы это было сделано до дня вступления в силу Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Т.е., по сути, этот вариант - очень редко применяемый.
Кстати, упоминаемая здесь норма очень хорошо иллюстрирует тот факт, что в России (как, впрочем, и в ряде других стран) многолетнее насаждение, дерево - этот особый объект. По правовому статусу, конечно, не приравненный к личности... но имеющий, пожалуй, даже больше "прав" (если так можно выразиться), чем, скажем, жилой дом, гараж или иной аналогичный объект недвижимости. Т.е. дерево (даже засохшее, кстати) - это не просто деревянный или какой-либо другой столб. Поэтому его просто так рубить нельзя. Что, на наш взгляд, даже хорошо, отчасти. Деревья надо беречь и уважать.
Технология узаконения земли
Рассмотрим технологию оформления (узаконения, признания права собственности) земельного участка. Конечно, можно попросту заплатить риэлторам и они, вроде как, все сделают. Но есть нюансы.
Во-первых, Вам, скорее всего, придется написать на них доверенность на право оформления документов от Вашего имени.
Кстати, отличайте доверенность на право оформления документов от Вашего имени (т.е. доверенность практически НА ЛЮБЫЕ действия в отношении документов, касающихся Вас) и доверенность на представительство и защиту Ваших интересов, например, в суде или в ином месте. Вообще-то, прежде чем подписывать доверенность на кого бы то ни было, желательно проконсультироваться у специалистов (например, у нотариусов), какие бывают виды доверенностей и к каким последствиям (в первую очередь надо думать, конечно, о негативных; о позитиве целесообразнее думать уже потом - ПОСЛЕ ТОГО, но НЕ ДО ТОГО - т.е. тогда, когда все сложится благополучно) может привести оформление той или иной доверенности.
Понятно, что последствия могут реально непредсказуемыми. Ради неплохих денег люди могут и за границей раствориться… Особенно, если наберут десяток-другой подобных дел…
Во-вторых, риэлторы работают за, мягко говоря, немалое вознаграждение. Оно, конечно, как правило, ни в какое сравнение не идет со стоимостью земельного участка. Но все же…
В-третьих, риэлторы (ну, не все, конечно) работают ДОЛГО. Это раньше, когда надо было побыстрее провести сделку, ускорить очередь в регистрационной палате – тогда, да, риэлтор был необходим (ибо по сговору с государственным регистратором мог, позвонив ему, спокойной пройти без очереди). А сейчас – право собственности оформляется через один месяц (точнее, пару недель) в Росреестре с момента подачи заявления. Ну, плюс надо отстоять электронную очередь час-полтора. И все. К тому же, есть случаи, когда риэлторы, периодически потребляя от клиента примерно по тысяче долларов, исчезали на время… и так длилось по 3-4-5 лет.
Исходные данные:
Договор застройки, оставшийся от предыдущего владельца (или иной аналогичный документ), отсутствует или в нем указана меньшая площадь земельного участка, чем фактически занимаемая на данный момент
Жилой дом находится в фактическом пользовании давно, до 2001 г.
Жилой дом находится собственности одного или нескольких граждан
Рассмотрим, своего рода, этапы, представляющие собой процесс подготовки документов и подача (с их приобщением) заявления в суд. Конечно, эти этапы выделены лишь условно и многие из них можно реализовывать параллельно, что существенно снизит срок оформления права собственности на земельный участок.
1. Первый этап.
Осуществляется поиск договора застройки, выписки из похозяйственной книги или аналогичного документа. Если собственников дома несколько, вполне возможно, что он где-то затерялся в старых бумагах, на чердаке.
Если интенсивные поиски (можно, для интереса, нанять профессиональных сыщиков…) результата не дали, обращаемся в Исторический архив. Например, в г. Уфе он находится на улице Фрунзе (сейчас – Заки-Валиди). Там пишем заявление, что необходимы документы, связанные с земельным участком (в частности, договор застройки) по адресу такому-то, дом такой-то (работники архива подскажут, как заявление оформить правильно).
После истечения месяца надо будет посетить архив второй раз, чтобы забрать те документы, которые там найдены. За каждый ФАКТИЧЕСКИ НАЙДЕННЫЙ документ надо будет оплатить сумму в несколько сотен рублей. Вам сделают его ксерокопию, удостоверят печатью.
Если копия договора застройки или иного аналогичного документа в архиве оказалась и Вам выдали ее копию, то это уже полшага к счастью. (Если же таковой в архиве нет, то выдадут Справку об отсутствии договора застройки в документах архива).
Есть, правда, ряд нюансов.
Во-первых, название улицы могло измениться. Ведь с середины прошлого столетия прошло столько времени. А суду нужны четкие доказательства. И если в договоре застройки указан адрес «улица Ворошилова», а сейчас она называется, к примеру, «улица Пушкина», то суд выявит разночтения и откажет в иске. Следовательно, необходима справка о старых названиях Вашей улицы. Ее тоже работники архива Вам, скорее всего, выдадут – за дополнительную оплату.
Во-вторых, даже если нашелся договор застройки (выписка из похозяйственной книги, подворного списка или др.), там может быть указана меньшая площадь земельного участка, чем фактически занимаемая. Например, в сороковые годы прежнему собственнику было выделено 10 соток земли, а впоследствии, в шестидесятые добавилось еще 10 соток. Теперешние собственники жилого здания используют все 20 соток земельного участка и поэтому, могут, в принципе, претендовать именно на эту площадь, а не на указанную в договоре застройки. Но при этом договор о праве застройки суду предъявлять, наверное, не нужно. Это не будет правонарушением. Дело в том, что суд рассматривает те и только те доказательства (документы), которые ему предоставлены, и которые он сможет добыть по собственной инициативе.
Поэтому, если в суде не показывать договор о праве застройки, суд будет вынужден принять все меры по поиску этого договора и может сам сделать запрос в архив либо попросить от Вас справку (выдаваемую архивом), что договора застройки (по такому-то адресу) в его фонде документов не имеется. И если такой справки Вам архив не выдаст, следовательно, суд будет руководствоваться именно тем договором застройки, который имеется в архиве. К тому же, помимо договора застройки, могут быть еще и иные документы, в которых отражена фактически занимаемая площадь земельного участка, отличающаяся (превышающая) от той, что указана в более раннем документе (том же договоре застройки, выписке из похозяйственной книги или т.п.). Одним из таких документов может быть технический паспорт жилого зданий, выданный до 2001 г.
Там, наряду с полным описанием жилого дома, должна содержаться оговорка о площади земельного участка, на котором этот дом расположен. Поэтому ничего противозаконного здесь нет.
Например, когда-то площадь участка была одна. Но, впоследствии, она могла увеличиться, что было надлежащим образом зафиксировано соответствующими государственными органами. Доказательством является информация из СТАРОГО(!) технического паспорта. Который, в случае отсутствия первичных землеотводных документов, в соответствии с письмом Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР N 20-15-1-4/Е-9808р, как раз и является документом, содержащим информацию о площади земельного участка. Хотя, даже если суду будет известно о старом документе, в котором указана меньшая площадь - в любом случае он не обязан руководствоваться ТОЛЬКО этим документом. Ведь он был оформлен очень давно, а за прошедшие десятилетия гражданин (или его предшественник) могли получить землю дополнительно к той, которая фигурирует в договоре застройки, выписке из похозяйственной книги, подворного списка и т.п.
Кстати, Договоры застройки в обязательном порядке регистрировались районными исполкомами, коммунальными органами. Поэтому в документах исторического архива могут присутствовать соответствущие протоколы из заседаний этих органов, выписки из которых любезно предоставит архив (Часть 1, Часть 2). Такая выписка может содержать данные об официальной регистрации Договора застройки, имея, тем самым, большое значение для суда: хотя, сама по себе она не является документом, подтверждающим право собственности прежнего собственника на земельный участок, однако, ясно указывает на тот факт, что подобный документ ранее СУЩЕСТВОВАЛ, ибо содержит Ф.И.О. застройщика, номер и дату договора застройки. Тем более, что тот факт, что Договор застройки отсутствует в настоящее время, не является доказательством его отсутствия в прошлом.
Итак, после получения копии выписки из похозяйственной книги, договора застройки (или иного аналогичного документа) следует обязательно сравнить указанную там площадь земельного участка с той, которая фигурирует в кадастровом паспорте. Хотя, если по договору застройки площадь больше, чем по кадастровому паспорту… тогда следует обратиться в кадастровую палату с заявлением – отразить в кадастровом паспорте ту площадь, которая указана в документах, свидетельствующих о праве собственности на земельный участок. При отказе – в суд. Затем – новое межевание, (возможные) споры с соседями и т.д.
Помимо договора о праве застройки, выписок из похозяйственной книги, выписок из подворных списков и т.п., могут существовать решения исполкомов о выделении прежнему собственнику земельного участка и разрешения (или даже обязанности) в течение определенного срока построить на этом участке жилой дом. В отличие от указанных выше документов, решения исполкомов могут не содержать конкретной площади участка, но однозначно свидетельствуют о самом факте его выделения прежнему собственнику (это в идеале… если Вам из архива выдали подобное решение, а самого договора застройки нет – это обратится в Вашу пользу), причем суды это отлично понимают. При отсутствии договора застройки площадь участка будет, скорее всего, определяться судом, исходя из фактически занимаемой (т.е. той, которая фигурирует в кадастровом паспорте) площади. Если ее размер подтвердится документами, скажем, 60-х или 80-х годов.
Кстати, в исковом заявлении необходимо будет обязательно указать, на какую площадь земельного участка претендует истец. Определить конкретную цифру Вы можете, исходя из приведенных выше соображений. Повторимся, все зависит от того, имеется ли копия договора застройки в архиве или она отсутствует.
В заключение отметим, что если документы из исторического архива необходимы срочно, выдачу справок (если копии документов имеются в архиве, конечно) могут ускорить. Но, за дополнительную оплату, разумеется. И то, раньше, чем за неделю, не сделают. Хотя, торопиться не следует, ибо необходимо будет собрать еще массу документов и справок. Пусть работники архива ищут, оформляют Вам справки в спокойном, неспешном темпе.
Копии договора купли-продажи может не быть в архиве; он может не быть на руках и у Вас, как землевладельца. Тогда можно попробовать обратиться к нотариусам. Точнее, к тем из них, которые хранят архивы. Например, по Кировскому и отчасти Ленинскому районам г. Уфы архивы могут храниться у нотариуса по адресу ул. Пушкина, д.85/1. Можете попробовать обратиться в НКО "Нотариальная палата Республики Башкортостан", по адресу г. Уфа, ул. Кирова, д.31-5, тел. 250-00-40. Там Вам дадут (обязаны дать, по крайней мере) координаты того нотариуса, который хранит архив документов прошлых лет по Вашему району, где находится Ваш дом. В других регионах России, думается, ситуация аналогичная: следует обратиться в местную нотариальную палату и т.д.
2. Второй этап.
Пока справки готовятся в архиве, не следует ждать. Заказываем технический паспорт дома на текущую дату и до 25 октября 2001 г. (БТИ), технический паспорт домовладения на текущую дату и до 25 октября 2001 г. (БТИ), а также кадастровый паспорт земельного участка (Кадастровая палата, Росреестр), если эти документы отсутствуют. Они все равно понадобятся потом. Кроме этого, потребуется справка из БТИ «О предыдущих собственниках домовладения (очень важный документ, кстати), а также выписки из Росреестра на жилой дом (
Часть 1,
Часть 2) и на земельный участок (
Часть 1,
Часть 2).
С первыми двумя все понятно. Важно, что необходимы их редакции и до 25 октября 2001 г., если Вы в суде будете опираться на п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», т.е. просить суд оформить право собственности на земельный участок, исходя из приобретения в собственность фактически занимаемого участка. Старые редакции технических паспортов могут понадобиться суду в случае, если у него возникнут сомнения в размере площади земельного участка. Например, если договор застройки, а также иные подлинники (или заверенные копии) документов, из которых можно однозначно установить ее, эту площадь, будут отсутствовать в деле. Хотя, копии старых редакций технических паспортов можно на данном этапе не брать, ибо придется за них платить, да и срок получения будет достаточно высоким. Если же в ходе судебного заседания заявить ходатайство о судебном запросе в БТИ с истребованием соответствующих копий, то они будут готовы в течение 5 дней, причем полностью бесплатно для истца.
Они изготавливаются в срок 1 месяц (впрочем, сейчас сроки короче и составляют 1...2 недели). Кадастровый паспорт смогут изготовить в том случае, если земельный участок поставлен на кадастровый учет. А как узнать, стоит ли он на учете, если никто из собственников дома не осуществлял в этом отношении никаких действий?
Узнать об этом можно в кадастровой палате. Если участок поставлен на учет, то ему присвоен уникальный кадастровый номер и кадастровый паспорт выдадут без проблем. Причем, платить за него не нужно будет.
Если же участок на учет не поставлен, следует сделать это самостоятельно. Можно обратиться к любому кадастровому инженеру (перечень аттестованных кадастровых инженеров имеется в Кадастровой палате, а также в интернете). Можно обратиться к любому из них, так как все они проходят серьезную подготовку и периодически аттестуются, чем достигается достаточный контроль их знаний. Все дело лишь в загруженности их, а также в ценах.
Заключить с инженером договор, согласовать время, потом он приедет, обмерит участок и через месяц Вы получите на руки межевой план земельного участка (т.е. будет сделано так называемое межевание). Обратите внимание, что в соответствии со сделанными изменениями в законодательстве присутствие соседей теперь необязательно, ибо согласование границ (что было неотъемлемой процедурой раньше, перед оформлением участка) теперь может быть выполнено и позже, после оформления участка в собственность.
С этим межевым планом надо прийти в кадастровую палату и подать заявление о постановке участка на учет. Хотя, вполне возможно, что участок на учете уже стоит (например, как ранее учтенный). Дело в том, что в 2000-е годы во многих местах муниципалитеты проводили инвентаризацию земель. Обмеров, естественно, никаких не делалось – границы участков принимались такими, какими они числятся в БТИ, еще с советских времен (правда, впоследствии стали использовать спутниковые карты, составленные, исходя из фактических размеров земельных участков). В рамках этих инвентаризация земельным участкам присваивались кадастровые номера. В таком случае кадастровый паспорт также должны выдать совершенно свободно.
Выписки из Росреестра необходимы для доказательства, что правообладатель отсутствует (раздел 2 выписки), а также что правопритязаний и заявленных в судебном порядке требований ни на дом, ни на земельный участок ни у кого не имеется (разделы 6, 7 выписки). В частности, выписка в отношении земельного участка пригодится в суде при доказательстве факта отсутствия его резервирования и не нахождения в границах красных линий.
Справка «О предыдущих собственниках домовладения» содержит в себе перечень ВСЕХ собственников с указанием долей. Там, как правило, фигурирует и первоначальный собственник – тот, на имя которого был когда-то оформлен договор застройки или иной аналогичный документ. Эта справка в совокупности либо с самим договором о праве застройки, либо с решением исполкома, выпиской из подворных списков и т.п. будет являться неопровержимым доказательством того, что земельный участок выделялся (а не захвачен Вами или Вашими предшественниками незаконно).
Может возникнуть вопрос: почему
именно справка из БТИ, а не из выписка из Росреестра? Дело в том, что
ранее (в советское время) такого органа, как Росреестр попросту не
было. Его функции в отношении регистрации прав собственности на
строения, сооружения как раз и выполняло БТИ. Потом они были переданы
Росреестру, а за БТИ были оставлены только технические функции, в
частности, изготовление технических паспортов. Поэтому, в случае
необходимости - проследить всю историю, всю судьбу конкретного дома -
необходима именно эта справка. Ведь выписка из Росреестра содержит лишь
информацию о последнем
собственнике. А суду необходимо установить ВСЮ цепочку прежних
владельцев.
К сожалению, эта справка не содержит информации о площади, занимаемой земельным участком. Но эта информация содержится в старом (25 октября 2001 г.) техническом паспорте. Кстати, а почему именно - в старом? Дело в том, что новый технический паспорт содержит новую информацию о площади земельного участка. А она может отличаться от ранее занимаемой - не всегда по законным основаниям. Именно поэтому суды и исследуют старые технические паспорта.
3. Третий этап.
Можно обратиться в Росреестр с теми документами, которые имеются. Например, технический паспорт домовладения на дату обращения, кадастровый паспорт Росреестр запросит самостоятельно (в рамках межведомственного взаимодействия), с Вас его не спросят (при условии, что в Росреестре имеется копия уже заказанного когда-то собственником жилого здания этого паспорта). Оплатите пошлину (500 руб. или 1000 руб. – нужно уточнить при подаче заявления), напишете заявление и документы примут.
Естественно, будет вначале приостановление, затем (максимум, через три месяца), отказ. Когда будет приостановление, выдадут Решение о приостановлении государственной регистрации с мотивированными доводами - чем оно обусловлено. Там будет ссылка на то, что заявитель не предоставил документов, необходимых для регистрации права собственности на земельный участок. Фактически, решение государственного регистратора о приостановлении регистрации в силу отсутствия необходимых документов уже является фактом, свидетельствующим о том, что, предоставив в Росреестр все имеющиеся у него в распоряжении документы, гражданин все же не может претендовать на узаконение своего земельного участка (т.е. на оформление права собственности на него). Так что дожидаться отказа, в принципе, необязательно. Приостановление так же, как и отказ, для суда будет являться одним из доказательств того, что гражданину невозможно оформить свое право собственности в ином порядке, кроме как обратившись в суд. Ибо суд может спросить: а Вы обращались в Росреестр? Если нет, то суд предложит обратиться, а исковое заявление может вернуть истцу.
Строго говоря, суд в данном случае будет неправ, если он так поступит. Ибо, ему должно быть и так ясно, что при таких обстоятельствах лицо не имеет возможности оформить право собственности на землю. Однако, квалификация судей, все же, бывает разной. Потом, некоторые суды предпочитают перестраховываться.
4. Четвертый этап.
Следует обратиться в муниципалитет (в г. Уфе – это администрация городского округа (ГО) город Уфа Республики Башкортостан, находится в здании Горсовета) с заявлением о предоставлении данного участка в собственность. Никаких других документов, кроме паспортов граждан (собственников дома, расположенного на земельном участке), предоставлять не требуется. Следует только указать в заявлении, что обращающийся (один или несколько, если собственность на жилой дом является частной долевой) является собственником дома. Для надежности, можно приложить ксерокопии выписок о регистрации права на жилое здание. Срок ожидания – 1 месяц со дня подачи заявления. Не забудьте при подаче заявления получить заверенную печатью его КОПИЮ. Она в дальнейшем, если само заявление потеряется или получится волокита, будет являться доказательством Вашего обращения к Администрации в указанную в копии заявления дату. Если, скажем, впоследствии изменится (в худшую для Вас сторону) законодательство, то останется возможность использовать его старую редакцию (имеющуюся на момент подачи заявления), так как закон обратной силы не имеет. Поэтому копию заявления следует хранить, как зеницу ока. Если, допустим, риэлтор, к которому Вы обратитесь, возьмет и потеряет ее, то останется, конечно, возможность указать в суде, что заявление было подано на дату, по крайней мере, не позже, чем дата, на которую был оформлен (именно оформлен, а не получен Вами на руки) отказ.
Итак, подано заявление в Муниципалитет (Администрацию ГО). Он, скорее всего, тоже откажет (кстати, получить отказ можно будет по почте или в Управлении по земельным ресурсам; в здании Горсовета только принимают заявления, а исполнением их ведают другие организации, являющиеся подразделениями администрации ГО г. Уфа). Оснований для отказа может быть несколько. Наиболее частая причина – резервирование участка для муниципальных нужд и/или нахождение его в границах
красных линий в соответствии с тем или иным Постановлением или Решением местного (регионального) правительства. Пример отказа можете посмотреть здесь. Конечно, форма и доводы отказа могут быть и иными.
Однако, здесь есть несколько тонкостей.
Во-первых, само по себе Постановление или Решение правительства о резервировании одного или нескольких участков не означает факт их резервирования. Рассмотрим, например, Решение Совета Городского Округа Город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 №41/6.
Приведем здесь ключевые моменты:
п. 1. Зарезервировать земельные участки для государственных и муниципальных нужд на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, относящиеся к категории земель населенного пункта, ориентировочной площадью 7 822 га, в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
Любопытно, что в предыдущей редакции (а именно, в Решении Совета Городского Округа Город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 №32-15) данный пункт продолжался еще и следующими словами:
а также недопущения предоставления в собственность земельных участков общего пользования, с ограничением предоставления их в собственность физическим или юридическим лицам.
Видимо, местные власти наконец-то поняли, что ИСТИННУЮ СУТЬ этих слов отлично понимают все те, кто ознакомился с этим Решением... И, вероятно, по этой причине решили убрать эти слова. Возможно, здесь сыграли некоторую роль и наши публикации. Но, в любом случае, это хорошо, что произошли позитивные подвижки, хотя бы на словах (впрочем, что радует, и не только в этом). Что, возможно, связано с более вдумчивым и грамотным руководством Республикой Башкортостан по сравнению с тем, что то, что мы испытывали много лет назад....
п. 2. Утвердить схему размещения зарезервированных земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для государственных и муниципальных нужд, согласно приложению №1.
п. 3. Определить перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, согласно приложению №2.
п. 4. Установить срок резервирования – до 01.01.2019 г.
Вроде бы, черным по белому написано: ЗАРЕЗЕРВИРОВАТЬ. Однако, надо сказать, что резервирование на самом деле регламентируется специальным Постановлением Правительства РФ №561. И должно быть выполнено, в частности, путем его регистрации в Росреестре. Без этой обязательной процедуры пункт 1 (приведенный выше) остается лишь благим, невыполненным пожеланием правительства Республики Башкортостан, своего рода воззванием к тому, что резервирование необходимо сделать (раньше это регламентировалось необходимостью недопустить предоставление земли общего пользовния лицам - физическим и юридическим). А вот сделано оно или нет – об этом скажет Росреестр, например, выдав соответствующую выписку. Впрочем, не является редкостью ситуация, когда неадекватный суд не обращает внимание на информацию, содержащуюся в подобных выписках.
Кроме того, представляет собой интерес пункт 5 названного Решения:
п. 5. Определить место и время ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, перечнем кадастровых номеров, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель - Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (г.Уфа, ул. Российская, 50), понедельник каждой недели с 10.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00.
Любопытно, что в предыдущей редакции обсуждаемого Решения имелось указание про рабочие дни; теперь же - только в понедельник, т.е. возможности для граждан существенно сужены.
Таким образом, главное управление архитектуры г. Уфы является органом, уполномоченным выдавать справки о том, является ли конкретный земельный участок с конкретным кадастровым номером зарезервированным для муниципальных нужд. Следует приехать туда и попросить соответствующую справку. Она будет стоить, кажется, 250 руб., готовится в течение двух недель. Там же можно будет, при желании, заказать выкопировку из схемы размещения зарезервированных земель. Она представляет собой цветное изображение – в виде географической карты, на котором будут находиться Ваш участок, расположенные рядом дома, а также красным цветом будут нанесены красные линии, если таковые имеются.
Так вот, вполне может оказаться, что участок на самом деле не зарезервирован и в границах красных линий не расположен (т.е. в отношении этого участка упомянутое выше Решение не исполнено). Такая справка будет являться прямым и веским доказательством для суда. И если в отказе администрации ГО в признании права собственности иных мотивов не будет упомянуто, то, скорее всего, суд удовлетворит иск.
Ибо он рассматривает, как правило, лишь те доказательства, которые привносятся по инициативе сторон. Правда, в случае возникновения сомнений, а также в некоторых других случаях, суд может сам, по своей инициативе, потребовать дополнительные доказательства.
Однако, может статься, что Решение выполнено и участок действительно зарезервирован. Но тогда информация об этом в обязательном порядке должна (но необязана, кстати...) присутствовать в Росреестре, на что укажет запись в Выписке из Росреестра в отношении земельного участка.
В судебной практике не так уж редки случаи, когда в Росреестре не зарегистрировано, к примеру, право собственности на газопровод, проложенный еще лет 20 назад. Соответственно, ни о каких охранных зонах Росреестр попросту не знает и потому в Выписках, выдаваемых им, эта информация отсутствует. Что не мешает некоторым судам в числе "крайних" оставлять именно граждан, а никак не те организации, которые проявили бездействие и не осуществили регистрацию права собственности (в данном случае - на газопровод, т.е. речь идет о Газпроме). Несколько аналогичные ситуации встречаются и в связи с резервированием земель в границах красных линий. Надо сказать, что подобные ситуации являются полностью индивидуальными. И разрешение их, конечно же, не стоит давать первым попавшимся риэлторам (им, да, как правило, не стоит) или адвокатам.
В Постановлении Правительства РФ от 22 июля 2008 г. №561 имеются следующие, актуальные в данном случае, нормы:
п. 1. Настоящее положение определяет порядок резервирования земель для государственных и муниципальных нужд.
п. 2. Решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование.
Это было реализовано, ибо Правительство Республики Башкортостан приняло Решение Совета Городского Округа Город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 №41/6. Здесь все ясно.
п. 3. Решение о резервировании земель принимается на основании следующих документов:
а) документация по планировке территории;
б) документы территориального планирования в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности;
в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.
Таким образом, у администрации ГО должна присутствовать документация по планировке территории – только в этом случае оно будет законным. Если такая документация отсутствует – это будет являться основанием для отмены решения о резервировании земельного участка.
п. 7. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.
Должно быть, но не обязано, как говорится. На практике подобные решения иной раз не публикуются, поэтому не мешает проверить факт такой публикации.
п. 8. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
п. 9. Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, данное Постановление Правительства РФ прямо регламентирует необходимость государственной регистрации решения о резервировании земель. И если в отношении спорного земельного участка регистрация резервирования не была сделана, стало быть, он НЕ ЗАРЕЗЕРВИРОВАН.
А почему земельные участки не резервируются, т.е. почему не исполняются Решения местного правительства (о резервировании и о границах красных линий)?
Во-первых, это сопряжено с определенными действиями со стороны администрации – необходимо подавать в Росреестр соответствующие документы. И так как участков не один и не два, а весьма много, то объем документов будет достаточно большим.
Во-вторых, и это главное, даже если земельный участок будет зарезервирован и будет находиться в границах красных линий, то, это можно оспорить в судебном порядке, ходатайствуя перед судом об отмене Решения о резервировании в части, касающейся конкретного земельного участка. Поэтому местной администрации нет особого резона напрягаться и оформлять резервирование, чтобы потом осуществлялась обратная процедура.
Возможность прекращения резервирования прямо отмечается в пункте Д ст.10 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (в редакции Постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 г. №561). Т.е., в частности, если резервирование было проведено незаконно.
5. Пятый этап.
После получения отказа администрации ГО в предоставлении земельного участка в собственность появляется возможность обжаловать его в суд. Как уже отмечалось, можно использовать один из способов: обжаловать его в порядке главы 22 КАС РФ (до 15 сентября 2015 г. - глав 23, 25 ГПК РФ) (как бездействие администрации ГО, нарушающее права гражданина) или обратиться к администрации ГО с иском. Здесь важно(!), что коль скоро был выбран один из способов и в случае, если суд откажет, то второй способ использовать уже не получится в силу п. 1 ст. 134 ГПК РФ: имеется ставшее обязательным для сторон и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждения мирового соглашения сторон.
Если выражаться юридически строго, то, конечно, можно сказать, что предметы данных споров (по первому и второму способам) являются различными. В самом деле, ведь под предметом спора здесь фигурирует на земельный участок, а право на него. Соответственно, предметом искового производства будет констатация факта принадлежности права собственности на земельный участок; при этом ответчик (администрация ГО) не обязана выполнять перед истцом никаких действий. Тогда как предметом обжалования незаконного отказа администрации (в порядке административного иска) – право на получение земельного участка в собственность; соответственно, у заинтересованного лица (администрации ГО) возникает обязанность передать земельный участок заявителю. Если в первом случае, в случае удовлетворения иска судом, соответствующим судебным решением собственность признается за истцом, то во втором случае признается только ПРАВО приобрести эту собственность на бесплатной или платной основе.
Вместе с тем, суды нередко считают, что здесь предмет иска является одним и тем же (земельный участок) и потому в повторном принятии заявления могут отказать.
Отметим, что если суд отказал в просьбе обязать администрацию ГО передать Вам земельный участок (бесплатно), остается еще возможность приобрести его за плату, т.е. выкупить его, например, в соответствии с Постановлением регионального Правительства. С этой просьбой следует вновь обратиться в администрацию ГО, только просьба на этот раз будет иная: "Прошу заключить со мной договор купли-продажи земельного участка, находящегося по конкретному адресу, имеющего кадастровый номер, в соответствии с Постановлением регионального правительства, к примеру, Постановлением правительства Республики Башкортостан". Следует указать владельцев участка. В случае получения отказа появляется возможность обратиться в суд, причем предмет спора будет уже иным: иск о заключении акта купли-продажи земельного участка. Поэтому суд не откажет в принятии заявления.
По своей форме, опять-таки, оно может быть исковым (в порядке искового производства) или вытекающим из публичных правоотношений (в порядке главы 22 КАС РФ). Только доводы будут уже иными. Здесь следует опираться на соответствующее Постановлением регионального правительства, например, на соответствующее Постановлением правительства Республики Башкортостан, дающее возможность приобретения земельного участка на платной основе. Кроме того, возможность приобретения земельного участка за плату предусмотрена ст. 39.1, 39.4, 39.11 (и др.) ЗК РФ. Кстати, здесь, в отличие от бесплатного приобретения права собственности на земельный участок, имеются важные нюансы, касающиеся госпошлины. Подробнее об этом читайте позже.
Следует иметь в виду, что Ваш участок может быть обременен сервитутом. Который может быть установлен без Вашего согласия и даже (в некоторых случаях) без уведомления Вас об этом факте. Нередки случаи, когда гражданин, приобретя земельный участок, через некоторое время (несколько лет) вдруг узнает, что, скажем, по его участку (под землей) проходит газопровод или центральный водопровод; или же давным-давно запланировано строительство высоковольтной электрической линии (на этот счет есть в установленном порядке согласованный проект и т.д., просто строительство линии пока не было реализовано).
Кстати, как узнать, обременен ли участок сервитутом? По закону, сервитут, наравне с иными правами, ДОЛЖЕН (но не обязан, как говорится...) быть зарегистрирован в Росреестре. Соответствующая информация должна присутствовать в выписке на земельный участок (Часть 1,
Часть 2). Обратите внимание на графу 4. Однако, если сервитут не зарегистрирован, это еще не факт, что его нет. Как решение администрации о резервировании земельных участков зачастую бывает невыполненным (незарегистрированным), так же могут обстоять дела и с сервитутом. Если сервитут имеется, то уже неважно, зарегистрирован он или нет; знал гражданин о нем ранее или нет. Такой вывод следует из судебной практики. Суды делают в таких случаях умозаключения, навроде: несмотря на то, что сервитут, как ограничение права законного, добросовестного владельца земельного участка, не был зарегистрирован в установленном законом порядке, не подлежит сомнению сам факт наличия этого сервитута, ибо он доказан судом. Последнее означает необходимость для владельца предоставлять возможность использования его земельного участка полностью (или частично) другим лицам. Так что все очень просто.
Вот типичный случай
, происшедший достаточно недавно (в первой половине 2015 г.). Человек продал свою квартиру, на эти деньги (плюс - взял еще ипотеку) купил землю и построил там дом. Ипотеку погасил. И вскоре (через несколько лет) Газпром подал на него в суд. Оказывается, в 336 метров от его дома находится газопровод высокого давления, охранная зона которого составляет 350 метров. Самое печальное, что газопровод не был надлежащим образом зарегистрирован, поэтому, соответственно, в выписке о праве собственности на землю, выданной Росреестром (органом государственной регистрации прав), никакого обременения указано не было. Поэтому землевладелец, полагаясь на информацию, полученную от этого официального государственного органа, купил участок и построил дом. Тем временем, Газпром осуществил регистрацию своего права собственности на газопровод и уже на основании этого подал иск в отношении землевладельца. И суд, как это водится нередко в российской судебной практике, поддержал Газпром. Теперь этот землевладелец обязан, в соответствии с решением суда, снести свой дом своими силами. Т.е. при помощи суда человек - добросовестный приобретатель земли, добросовестный строитель собственного дома - стал, грубо говоря, бомжом. Да еще на старости лет...
А в 90-х годах прошедшего столетия было множество махинаций с куплей - продажей квартир. Например, одну и ту же квартиру могли продать одновременно (в один и тот же день) нескольким различным собственникам. Понятно, что там суд в итоге расторгал сделки купли - продажи, но если продавца найти не удавалось, то покупатели, за исключением одного (которому повезло первым зайти в квартиру), оставались ни с чем.
На чем основывается такое решение суда? В частности, на том, что, мол любой газопровод имеет аншлаги — таблички, которые находятся на поверхности и информируют о наличии трубы. Тот, кто покупал участок и строил дом, не мог этого не видеть (такое разъяснение дано не кем-нибудь, а местной прокуратурой). Ну, в итоге - что в сухом остатке?
Человек уже на склоне лет (судя по его фотографии) лишился своих последних средств, а также места для проживания. Ясно, что Газпром даже и не подумал в ходе судебного процесса как-то позаботиться на этот счет. Ведь по сути-то, это вина Газпрома - в том, что он вовремя не зарегистрировал свое право собственности на газопровод и не выслал официальные уведомления владельцам земельных участков в том, что, несмотря на отсутствие регистрации, газопровод под землей все-таки присутствует. Это первое.
А второе состоит в том, что, по сути, информация, выдаваемая Росреестром в виде выписок о праве собствености на земельные участки (как, впрочем, и на любую другую недвижимость), как оказалось, далеко не всегда имеет под собой реальную ценность. Хотя, вроде бы, она должна являться доказательством для суда. Но в данном случае суд не внял ей. И не обязал Газпром выплатить землевладельцу соответствующую компенсацию или перенести газопровод на безопасное расстояние за свой счет (как это было в ряде других аналогичных случаев). Да, кстати, а знаете - почему? Ответ, как всегда, прост: да потому, что ДОРОГО, в данном случае - для Газпрома - это. Миллионы, мол, рублей будут затрачены.
Третье относится, видимо, уже не совсем к области права. Оно, это третье, заключается в том, что будущий землевладелец, оказывается, должен был НЕ ДОВЕРЯТЬ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ОТ ТАКОГО ОФИЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА, КАК РОСРЕЕСТР. Землевладелец, судя по мотивам, изложенным в судебном решении, должен был прежде, чем строить дом, ходить и обследовать близлежащую местность на предмет наличия так называемых газпромовских "аншлагов" (прямо как энтузиаст-натуралист-исследователь). Мало, мол, разных там выписок. Надо еще походить по местности и поискать аншлаги. Понятно, что все это уже попахивает юмором. Но, к сожалению, это отнюдь не юмор, а самая что ни на есть горькая и черная правда - человек в итоге лишился и денег, и жилья. Лишил его вначале суд первой инстанции (районный), а затем - и областной, оставивший в силе решение районного суда. Вот что сказала руководитель пресс-службы Челябинского областного суда: ответчик при должной осмотрительности мог и должен был выяснить данное обстоятельство. Перейдя по ссылке, приведенной в начале данного описания, Вы можете в этом убедиться сами. Правда, попутно возникает вопрос: а для чего же тогда нужны эти выписки из Росреестра, если они в подобных случаях бесполезны? Нам пока неизвестен ответ на него. Возможно, в частности, для того, чтобы гражданин или иное лицо заплатили за их выдачу, пополнив государственный бюджет Российской Федерации, помогая, тем самым, свое стране. Иной пользы, в связи с обсуждаемые судебным решением, трудно обнаружить.
Как правило, однако, сервитутом обременена лишь небольшая часть земельного участка. Вроде бы, наличие сервитута (если он - публичный) означает, что часть участка является территорией общего пользования. Кому интересно, можете поинтересоваться, является ли сервитут препятствием для оформления права собственности на земельный участок.
6. Шестой этап.
После того, как после удовлетворения судом иска получено судебное решение о признании права собственности, можно идти с ним в Росреестр и через месяц (а то и через две недели) Вы получите Выписку о праве собственности на земельный участок. Если же суд установит Ваше право на приобретение земельного участка (например, обязать администрацию ГО предоставить Вам участок в собственность), то необходимо обратиться в администрацию с соответствующим заявлением, приложив ксерокопию решения суда. После того, как администрация (в течение 1 месяца) рассмотрит Ваше заявление и даст согласие на передачу земельного участка в собственность, можно обратиться в Росреестр для осуществления регистрации права.
Кстати, немало юристов отмечает, что в последнее время администрации усилили давление на собственников земельных участков, которые еще не успели оформить свое право собственности. Несмотря на то, что с 01 марта 2015 г. возможности по бесплатному приобретению земельных участков в собственность определенно урезаны, администрации активизировались уже сейчас.