Научный консалтинг
Главная
Контакты
Номер телефона
Как мы работаем
Гарантии
Условия
Цены

Последнее обновление: 30.01.2019

Если на земельном участке расположена зона с особыми условиями использования

Особая зона в нынешней законодательной трактовке - огромная проблема для собственников земельных участков, попавших в нее.

Бывает так, что на земельном участке, принадлежащем собственнику, расположена зона с теми или иными особыми условиями использования. Или - не было такой зоны, а потом - взяла, да и появилась... Ранее подобный момент регулировался многочисленными федеральными законами. Теперь же, начиная 1 января 2019 г., в соответствии с  Федеральным законом от 03.08.2018 №342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в земельный кодекс введена дополнительная норма – ст. 57.1 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), а также введена дополнительная глава XIX «Зоны с особыми условиями использования территорий». Эта норма устанавливает особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий.

Например, это может быть охранная зона различных объектов природы, промышленности (газопроводов, объектов электроэнергетики, культурного наследия и т.п.). Полный перечень таких объектов установлен ст.105 ЗК РФ. Отметим, что данный перечень является закрытым, т.е., судя по конструкции ст.105, не подлежит расширительному толкованию. Например, территория, входящая в состав красных линий, к данной норме отношения не имеет.

Зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целях, например, защиты жизни и здоровья граждан, безопасности функционирования различных (линейных), как правило, промышленных объектов, охраны окружающей среды и некоторых других целей (п.1 ст.104 ЗК РФ).

Наличие зоны с особыми условиями использования автоматически устанавливает ограничение на использование соответствующей части земельного участка.

В частности, в таких зонах ограничивается или полностью запрещается размещение и (или), внимание(!), использование объектов капитального строительства. Проще говоря, в таких зонах запрещено не только строить, но даже и использовать капитальные объекты недвижимости. Даже если такие объекты принадлежат владельцу на праве собственности.

На практике это может означать, что если принадлежащие собственнику постройки расположены в особой зоне, расположенной на принадлежащем ему земельном участке, то он может не иметь возможности пользоваться этими постройками. Несмотря на, повторимся, наличие права собственности.

Т.е. по сути, наблюдается правовая коллизия. С одной стороны, собственник недвижимости (вещи) имеет право не только ее использования, но и владения, распоряжения. С другой стороны, установление особой зоны на территории месторасположения принадлежащей ему недвижимой вещи вполне может препятствовать дальнейшему ее использованию – полностью или частично.

Отметим, что, по сравнению с особыми зонами, территории, ограниченные красными линиями, дают гораздо больше правовых возможностей для собственников капитальных построек: по крайней мере, последним не запрещается пользоваться постройками, даже если они находятся в границах красных линий – при условии, что на них оформлено право собственности или аренды (ну, или жилого найма), конечно.

Итак, на горизонте возникло новое направление для беспредела по отношению к частным владельцам

Точнее, не на горизонте, а вполне себе прописанное в законодательстве с 04 августа 2018 г. Правда, начало действовать оно с 1 января 2019 г., так что у тех, кому не повезло, было около пяти месяцев на то, чтобы психологически подготовиться к навалившейся проблеме.

В этой связи вспоминается недавний разговор на одном из форумов в интернете, который нам удалось видеть:

Один пенсионер: Вы там подождите со своими изменениями, делайте их лет через 15, дайте мне помереть спокойно.

Ему отвечают: А если не делать эти изменения, то, может, Вам даже умереть спокойно не дадут, не задумывались над этим?

Пенсионер: Ну, надеюсь успеть.

Комментарии излишни.

Да, пока под шумок разговоров о пенсиях (точнее, не о пенсиях, а о возрасте пенсионном; пенсии-то, если и будут повышены, то столь незначительно, что и обсуждать-то это – пустая трата времени) приняты такие федеральные нормы (в виде главы XIX ЗК РФ), которые могут очень круто поменять жизнь некоторых частных владельцев земельных участков и недвижимости (построек), на них расположенных.

Впрочем, обещается компенсация

Также принята ст.57.1 ЗК РФ, которая устанавливает правила компенсации убытков, в том числе и упущенной выгоды, причиненных ограничением прав собственникам земельных участков, а также собственникам, арендаторам зданий, сооружений, помещений в них в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий. Интересно, что законодатель обязуется компенсировать даже упущенную выгоду. Т.е. БУДУЩИЕ доходы, которых собственник земельного участка, здания, сооружения лишился в результате образования особой зоны. Посмотрим, однако, как может обстоять дело на практике. Здесь мы примем во внимание и опыт взаимодействия с нашими заказчиками по правовым вопросам.

Посмотрим, что может быть, если земля и прочая недвижимость окажутся в особой зоне

Итак, допустим, есть собственник земельного участка. Часть участка застроена постройками (зданиями, сооружениями, в том числе жилым домом). А часть – нет, пустая. Собственник использует ее временно, например, для посадки цветов или овощей. А в будущем планирует сделать там некую капитальную постройку – например, увеличить площадь жилого дома, построить спортзал, бассейн, магазин или т.п.

Допустим, также, что - СВЕРШИЛОСЬ и ВЕСЬ участок, вместе с постройками вдруг попал в особую зону. Потому, что кто-то на федеральном или местном уровне решил сделать на этом участке особую зону.

Если для того, чтобы провести, скажем, красные линии, администрации требуется учитывать интересы пользователей (в том числе и собственников) земельного участка, т.е. требуется учитывать хоть какие-то их права, то с особой зоной – все гораздо проще: закон вообще не содержит для установления особых зон каких-либо запретов, ограничений, связанных с интересами частных собственников. Местной администрации (или государственному, федеральному органу) требуется лишь собрать необходимый пакет документов и принять решение об установлении зоны с особыми условиями использования. При этом, согласно п.19 ст.106 ЗК РФ, в случае, если зона с особыми условиями использования территории возникает в силу федерального закона, принятие решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории не требуется. Т.е. когда решение об установлении особой зоны принимает не местная администрация, когда оно является федерального значения – тогда все еще проще.

Конечно, особые зоны могут быть различными – их перечень перечислен в ст. 105 ЗК РФ. На сегодняшний день он состоит из 28 наименований. Тем не менее, надо понимать, что особые зоны образуют не просто так. Их образуют – исключительно с целью ограничить права имеющихся и/или будущих собственников, пользователей соответствующих земельных участков и построек, расположенных на них. Иначе, в самом деле – зачем бы их устанавливать, да и зачем вообще вводить в законодательство такой термин «особая зона»? Здесь все понятно.

Итак, там, где будет особая зона, ничего нового строить будет, скорее всего, нельзя. Такой правовой режим – более тяжелый, по сравнению с красными линиями.

К тому же, если красные линии нанесены позже, чем возникли основания для приобретения права собственности на землю или постройки, то появляется возможность оспорить местоположение красных линий. Понятно, что сделать это бывает достаточно сложно, но, все-таки, такая возможность, установленная законом, есть.

А вот если будут не красные линии, а особая зона – тут уже все, никаких прав землепользователей нет, никто их не будет учитывать (ну, кроме самих пользователей, конечно, чисто так, для себя, в уме). Закон попросту не содержит даже никаких ссылок на этот счет. Единственное, на что может рассчитывать собственник, пользователь земельного участка и построек, попавших в особую зону – это на компенсацию, в том числе упущенной выгоды в порядке ст.57.1 ЗК РФ.

А вот тут надо бы разобраться

Кто сможет претендовать на компенсацию и на какую именно? Допустим, собственником является юридическое лицо, организация. Если она использовала постройку для коммерческой деятельности, есть доказательства тому (а они могут быть известны, хотя бы, из документов ее бухгалтерской отчетности), то вполне можно будет оценить потери, в том числе и в будущем.

Ведь организации вместо используемых ею участка, построек (например, складов, магазинов) придется переезжать на другое место, покупать или строить другие постройки. А это все – затраты, естественно.

Кроме того, какова вероятность, что в новом месте у организации будет доходы не меньше, чем на старом, которое использовать уже запрещено? Она может быть гораздо ниже 100%. Следовательно, возникает упущенная выгода. В течение какого срока можно ее рассчитывать? Понятно, что он отнюдь не равен бесконечности. Видимо, здесь имеет смысл говорить о нормативном сроке использования имевшихся зданий, сооружений. Т.е. это – примерно 10…20 лет. Итак, с коммерческой организацией – все проще. Ибо она, повторимся, будет способна обосновать и фактические потери, и будущие на основе конкретных документов. Правда, если она не проводила некие манипуляции, в целях снижения налогов.

Теперь допустим, что организация – некоммерческая

Для нее – все еще проще. Ей могут компенсировать затраты только на приобретение/строительство аналогичных построек, об упущенной выгоде говорить здесь, естественно, не приходится. Так как организация, как правило, выполняет (должна выполнять) работы по строительству на основе официальных договоров с соответствующими (строительными) фирмами, она будет иметь на руках официальные документы, подтверждающие понесенные расходы. Их (с учетом инфляции) вполне можно будет компенсировать через суд при переезде на новое место.

Правда, в отношении земельного участка может возникнуть некая сложность. Дело в том, что, согласно п.3 ст.104 ЗК РФ,  земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. А это означает, что и на компенсацию за земельный участок некоммерческая организация может не рассчитывать. Впрочем, она может получить право на компенсацию арендных платежей за использование нового участка для размещения аналогичных объектов недвижимости, если он ей принадлежать не будет. Однако, на какой период будет рассчитана такая компенсация? Непонятно.

А теперь рассмотрим случай физического лица

При этом участок предназначен, к примеру, для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Так как такой участок нельзя использовать для коммерческой деятельности, компенсация упущенной выгоды отпадает. Исключение составляют, разве что, возможные доходы от продажи плодов деревьев, овощей с огорода, расположенного на соответствующем земельном участке.

Если же речь пойдет об иных упущенных доходах, суд, скорее всего, потребует доказательств, что подобная деятельность велась ранее. А это означает, что физическое лицо должно иметь соответствующие доказательства – документы и быть, к тому же, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя. При отсутствии этого суд, видимо, не примет доводы лица об упущенной выгоде к рассмотрению.

То же касается и построек. Если они используются для проживания  (хранения автомобиля и т.п.), то и компенсация может быть назначена, исходя из их назначения и стоимости, об упущенной выгоде здесь речи быть не может. Естественно, при этом на эти постройки должно быть оформлено право собственности. Иначе суд отметит что-то вроде "объект недвижимости, на который отсутствует право собственности, не может быть включен в состав имущества, на которое распространяются правила начисления компенсации в результате попадания земельного участка, на котором расположен этот объект, в состав особой зоны".

Что же в результате

А в результате мы видим для федеральных органов и местной администрации еще один, очень удобный и легкий, ЧРЕЗВЫЧАЙНО ЛЕГКИЙ, РЫЧАГ для того, чтобы «избавить» частного владельца от его недвижимости. В отличие от ситуации с красными линиями или резервирования земельного участка для государственных или муниципальных нужд, при обозначении особых зон даже не требуется не только проект планировки развития территории, но даже и общественные слушания. Требуется лишь решение полномочного органа. И ВСЁ.

Естественно, особую зону (пока) можно установить не везде, а только для одной из 28-и видов территорий, перечисленных  в ст. 105 ЗК РФ. Однако, почему-то видится, что со временем этот перечень перестанет быть закрытым или начнет расширяться. И вот тогда, по-видимому, само понятие «частное домовладение», «частный земельный участок» и т.п. – перестанут существовать. В России. Ибо как только понадобится согнать владельца с принадлежащего ему земельного участка, вполне легко можно объявить очередную особую зону.

Кстати, особая зона также может быть очень удобным инструментом для "отжатия" бизнеса. Ведь даже судов не потребуется (как в случае с красными линиями, резервированием земельного участка для муниципальных или государственных нужд - здесь-то требуется хоть какая-то правовая процедура, хоть ее видимость, но, тем не менее). После установления особой зоны достаточно... пригласить судебных приставов, национальную гвардию, ОМОН, СОБР, армию... (выбрать из списка по вкусу).

В том смысле, что номинально-то они, может, и останутся, но фактически – в любой момент может появиться решение местной администрации (и/или федерального органа), превращающее местоположение той или иной постройки в особую зону. В которой администрация или государственный орган вполне сможет установить именно такой порядок использования территории, который им понадобится. Уже, повторимся, не взирая на права землепользователей. И уже будет неважно, раньше или позже возникли такие права, чем была обозначена особая зона.

Единственное, в чем правовой режим особых зон немного лучше, чем правовой режим красных линий, так это тем, что после обозначения особой зоны в порядке п.21 ст.106 ЗК РФ, правообладатели земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в границах зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены об этом органом регистрации, т.е. Росреестром в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". При этом границы особых зон должны быть обозначены специальными знаками.

Тогда как о красных линиях администрация практически никогда не уведомляет правообладателей без их соответствующих запросов. Обычно красные линии просто проводятся втихую от владельцев земельных участков, да и все. А они уже узнают о них, зачастую, случайно. Как правило, тогда, когда требуется сделать какие-либо операции с участком или с недвижимостью, на нем расположенной (продать, реконструировать, разделить и т.п.).

Однако, видится, что и здесь возможны точно такие же нарушения, как и с красными линиями. Ведь зачастую администрации не регистрируют их, как полагается. И тогда Росреестр правообладателям земельных участков выдает выписки, НЕ СОДЕРЖАЩИЕ никакой информации о красных линиях. А суды потом отмечают, что, мол, факт отсутствия регистрации ограничений земельного участка в виде красных линий не означает их фактического отсутствия.

Так вот, видится, что точно также будет и с особыми зонами. Ибо, обратите внимание: уведомлять должен орган регистрации права (т.е. Росреестр), а отнюдь не лицо, принявшее решение об установлении особой зоны. И если орган (например, местная администрация) не зарегистрирует особую зону, не предоставит соответствующие документы в Росреестр, то, согласно п.24 ст.106 ЗК РФ, зона с особыми условиями использования территорий не будет считаться установленной. Однако, очевидно, что это – лишь формально, по документам. Ибо в любой момент администрация может осуществить такую регистрацию.

Тогда как само решение об установлении особой зоны может быть подготовлено, подписано заблаговременно и попросту лежать в ящике чьего-нибудь стола, ожидая своего часа.

На наш сугубо личный взгляд, глава XIX в ЗК РФ введена не столько для того, чтобы систематизировать существующие понятия охранных зон, присутствующие во множестве законодательных актов (такая систематизация, конечно, требовалась уже давно), сколько для облегчения государственным органам и местной администрации, при желании, ограничивать права лиц – правообладателей земельных участков и недвижимости, на них расположенной.

Причина может состоять в том, что действующее законодательство (за исключением главы XIX ЗК РФ), пусть и является сложным, запутанным, но, все-таки, при грамотном применении (чем мы и занимаемся, при необходимости) позволяет судам удовлетворять иски об устранении красных линий с земельных участков правообладателей по причине нарушения их прав. Например, в случае, если собственник участка не может получить разрешение на строительство здания, сооружения, когда такой отказ мотивирован наличием незаконно проведенных красных линий. А вот с особыми зонами все будет обстоять гораздо сложнее (для собственников) и проще (для администрации).

Надо сказать, что, по сравнению со всем имеющимся на сегодняшний день законодательством, глава XIX ЗК РФ содержит новацию, доселе неслыханную: запрет не только нового капитального строительства, реконструкции на территории, попавшей в особую зону, но даже и ЗАПРЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ находящихся в ее пределах объектов недвижимости, если режим их использования входит в противоречие с правовым режимом этой зоны, причем, даже и таких объектов, на которые было оформлено право собственности в установленном законом порядке. Ведь закон не содержит каких-либо оговорок на этот счет.

Тогда как наличие красных линий, по крайней мере, не запрещает использовать РАНЕЕ ПОСТРОЕННЫЕ здания, сооружения (например, жилые дома). Красные линии могут ограничивать, разве что, новое строительство. А с особыми зонами – все хуже.

Нам видится, что российское законодательство в 2018 г. получило определенный вектор в направлении ликвидации частной собственности – как на земельные участки, так и, возможно, на постройки. Конечно, наверное, пока делать выводы – рано. Но:

  • Тот факт, что в 2015 г. усложнилась процедура признания права собственности на земельные участки (например, отменена ст.36 ЗК РФ и т.д., о чем мы уже писали ранее);
  • Тот факт, что периодически расширяется круг организаций, имеющих право объявить земельный участок необходимым для их нужд и «попросить» его собственника освободить его (пока – в него входят лишь определенные ГОСУДАРСТВЕННЫЕ организации, но, возможно, в будущем туда могут войти и частные… например, Газпром или такие частные организации, которые "почему-то" постоянно выигрывают государственные тендеры, очень выгодные, нащо заметить);
  • Тот факт, что планируется резкое увеличение земельного налога;
  • Тот факт, что ввели в земельное законодательство понятие особых зон - все это позволяет выявить недвумысленную, на наш взгляд, стратегическую направленность законотворчества в направлении создания затруднений по владению землей и постройками для НЕкрупных частных собственников, с одной стороны, и облегчение возможности принимать решение государственным и муниципальным органам о правовой судьбе частных участков – с другой.

Снизит ли законодатель возникающее давление на частных собственников земельных участков или, напротив, продолжит такую тенденцию – конечно, является вопросом будущего.


Комментарии:
ДмитрийН24.02.2019 04:15
Да-а.... Пока тут у людей немного пенсий поотняли (ну, по 5 лет, пока еще - не отняли же совсем, так что "все хорошо", "мы хорошо живем"), а Земельный кодекс, тем временем, аккуратно так, без шума, дополнили в августе 2018 г. главой 19 "Зоны с особыми условиями использования территорий", ст.104...107. Вступили в силу они с 01 января 2019 г. Конечно, внешне это представлено типа как бы объединение всех ранее существовавших законов о разных охранных зонах (например, газовых электрических сетей). А по сути-то - всего-навсего упростили процедуру отъема земельных участков. Ну, да, за компенсацию, типа. Которую еще попробуй обоснуй в суде, иные суды просто дела отправляют, да и все. Ну, и выплатят там копейки... И все, никуда не денешься. Как же, закон теперь такой.
Юристъ26.02.2019 17:48
Похоже, нормы об особых зонах дают возможность простым росчерком пера (федерального, регионального или даже местного) устанавливать их, эти самые особые зоны. Кои похлеще красных линий будут. Дело в том, что если, скажем, недвижимость (например, жилой дом) попадает в границы красных линий, то закон, по крайней мере, не запрещает собственникам использовать эту недвижимость. Ну, т.е. не запрещает пользоваться таким жилым домом. Более того, и наноситься красные линии должны с учетом интересов собственников, пользователей соответствующих земельных участков. Есть даже Постановление Верховного суда России на этот счет, которое ясно обозначает этот момент. А вот особая зона - это вообще. Там все проще. Новая глава 19 Земельного кодекса попросту не содержит никаких ссылок на этот счет. Самое интересное, эта глава даже и не содержит никаких гарантий прав собственников, пользователей объектов недвижимости, попавших в особую зону. Которой никогда ранее не было, а тут - взяли, да сделали. Просто, повторюсь - росчерком пера.
Лена27.02.2019 13:28
Компенсации предусмотрены. В Земельном кодексе на этот счет - это ст.57.1. Которая устанавливает особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий. Она введена в начале августа 2018 г.
cЖеня01.03.2019 03:11
Пункт 1 статьи 57.1 устанавливает, что убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные ограничением прав лиц (в частности, владельцев, арендаторов участков), в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, подлежат возмещению в полном объеме, с некоторыми особенностями. Но, как оно может быть на практике? Как всегда, через одно место?...
Валентина02.03.2019 16:36
Убытки будут компенсироваться, естественно, на основании расчетов, сделанных органами власти, а при несогласии - на основании соответствующего решения суда. При этом фактические убытки (например, затраты) должны быть обоснованы документально (накладными, чеками, иными платежными документами).
Алексей03.03.2019 08:14
Ну, необязательно сделанных органами власти. Здесь экспертиза потребуется (в спорных случаях).
Алексей04.03.2019 16:06
А, кстати, могут возникнуть интересные разные нюансы в будущем с Дальневосточным гектаром. Вот, наберет народ этих гектаров, к примеру. А там - раз, и особых зон понаделают...
Алексей04.03.2019 16:07
Скажем, человек (один или несколько) взял этот самый, злополучный дальневосточный гектар. Что-то там сделал, построил, посадил. Видимо, это будет человек - не особенно высоких доходов. Иначе он купил бы землю где-нибудь, скажем так, юго-западнее Дальнего Востока (см. выше). Или, напротив, намного восточнее. А раз человек не обладает сверхдоходами, он, естественно, будет стараться делать все своими руками. Где-то наймет граждан бывших советских республик, где-то как-то по-другому выкрутится. И вот - в один непрекрасный день он может получить уведомление о том, что его участок - весь или в части - находится в пределах какой-то там особой зоны. В соответствии с п.1 ст.107 Земельного кодекса, человек может потерять свое право не только на капитальное строительство, но даже и на использование(!) принадлежащих ему(!) зданий, сооружений. Условно говоря, даже в собственный дворовый туалет зайти не сможет.
Лена05.03.2019 12:55
Хотя, да, эти компенсации... Ну, пойдет он в суд за более адекватной компенсацией. И? А там его попросят предоставить ДОКУМЕНТЫ, свидетельствующие о его ФАКТИЧЕСКИХ затратах на постройки, на облагораживание участка, и др. А работу его рук и рук его семьи - да разве суд примет во внимание? Нет. Обычно, судя по судебной практике, это все не учитывается судами. Здесь не проиграет только тот, кто будет все делать не сам, кто будет иметь документы, подтверждающие все расходы, до копейки (вплоть до расходов на полеты на самолете туда и обратно). Ясно, что типичные фермеры в эту категорию входить не будут. Не говоря уже о членах экопоселений.
Научный Консалтинг06.03.2019 17:00
Для последних и упущенная выгода будет равна нулю. Равно как и для тех, кто намерен использовать участок для строительства собственного жилья. Т.к. это не коммерческая деятельность, поэтому упущенной выгоды быть, скорее всего, не может.
Валентина10.03.2019 01:55
Разве что, если исхитриться и построить не частный дом, а ГОСТИНИЦУ... из трех-четырех комнат, а потом проживать в ней, снимая все "номера". Впрочем, суд вполне может это расценить, как притворную сделку (и даже явное согласие ответчика с истцом, если они надумают договориться, не пройдет - суд будет рассматривать дело по существу). Да еще налоги может взыскать с, грубо говоря, платежей самому себе. Ну, может, дадут в итоге компенсацию на "равноценное" жилье. С учетом его рыночной стоимости и, естественно, износа (который, к примеру, может составить процентов 80). И останется тогда произнести вслух бывшему собственнику/пользователю участка: вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Как в старину говорили.
Алексей10.03.2019 17:53
Самое интересное, что, согласно п.3 ст.104 Земельного кодекса, земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков НЕ изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. На практике это может означать, что даже получить другой земельный участок взамен имеющегося (это касается, скажем, владельцев широко рекламируемого Дальневосточного гектара) - не сможет, скорее всего. Ему скажут: у Вас уже есть участок, закон о Дальневосточном гектаре выполнен. Ваш участок не изъят и не подлежит изъятию. Всё.
Ирина11.03.2019 19:55
В таком случае землевладелец может продать свой участок. Все имеет свою стоимость, это закон рынка.
Алексей12.03.2019 14:54
Продать участок он тоже не сможет, к сожалению. В самом деле, разве кто-нибудь, в здравом уме, купит участок, на котором нельзя даже пользоваться(!) собственными зданиями, сараями, не говоря о том, чтобы новые построить или реконструировать? Нет, конечно. Во как. Так что эти особые зоны, на самом-то деле, это даже не красные линии, и не резервирование участка для государственных, муниципальных нужд, а гораздо-гораздо хуже и серьезнее.
Валентина12.03.2019 18:09
М-да. Честно говоря, уже немного напоминает тюрьму. Ну, как говорится, пока - на расстоянии, на подлете. Конечно, когда Сталин вез людей на Колыму и т.д. - они в определенное время тоже были НА РАССТОЯНИИ. Ну, пока ехали, пока их не выгрузили, где "полагается"...
Алексей15.03.2019 19:49
Интересно, почему же ввели эти особые зоны в земельное законодательство?
Юристъ16.03.2019 20:03
Да кто их знает. Видимо, для систематизации. Дело в том, что в российском законодательстве уже давно фигурирует понятие "охранной зоны". Охранные зоны есть, скажем, у газопроводов, природных водоемов, объектов культурного исторического наследия и др. Причем, особенности, правовые режимы этих разных охранных зон устанавливались РАЗНЫМИ разделами законодательства. Например, для газопроводов - надо было руководствоваться законодательством о газовом хозяйстве; для водоемов - Водным кодексом. Ну, и т.д. Понятно, что теперь ст.105 Земельного кодекса теперь объединила все эти охранные зоны, придав им ЕДИНЫЙ правовой смысл. В этом - плюс, наверное.
Олег19.03.2019 18:49
Интересно, а будут ли делать особые зоны на Дальнем востоке? Там же эти гектары давали (а может, и сейчас дают тоже). Представляю, человек возьмет этот гектар, обиходит его, а тут бац - и особая зона...
Geogr20.03.2019 14:44
А что Дальний Восток. Вот посмотрим: обязан ли кто сообщать новоявленному собственнику Дальневосточного гектара о планах по реализации особой зоны на его участке? Увы, нет, конечно. Так как закон такого не предусматривает. Закон предусматривает лишь уведомление - уже по факту(!) образования особой зоны. Т.е. когда уже поздно. Т.е. на практике будет обстоять дело примерно так. Собственник (чего-то там) еще вчера жил себе на своем "собственном" (м-да) участке и в своем "собственном" доме. А сегодня ему пришло уведомление примерно такого содержания: на Вашем участке остановлена такая-то особая зона. Данная зона запрещает, в том числе, проживание граждан. Просим Вас освободить участок до (дата). Компенсация Вам, как мы тут посчитали, составляет (сумма). Вы можете получить эту сумму (адрес). Подпись. Печать.
Geogr20.03.2019 14:48
Не, ну потом еще судиться можно и пытаться доказать, что, мол, "сумма компенсации не соответствует фактическим затратам"... Так что если говорить именно об этих "гектарах" - лично у меня они вызывают сильное сомнение. Еще и раньше вызывали. А после прочтения статьи - сомнения усилились. Может, где-то там на болоте или на вечной мерзлоте - там давай (дурак) осваивай эти гектары. Никому не нужные и безжизненные. А чуть в более-менее хорошем месте - да если понравится кому-нибудь из известной, скажем так, "группировки" - да мигом могут объявить особую зону, да и все. Пока не было этих особых зон, в самом деле, была хоть какая-то формальная юридическая процедура. Которая давала хоть какие-то шансы собственнику. А теперь, с этими особыми зонами - теперь выгнать с земли могут, если захотят, любого.
Сергей21.03.2019 15:49
Да на самом деле, вся конкретика-то - размеры особых зон, их особенности и т.п. - все равно будет содержаться в тех самых РАЗНЫХ областях законодательства. Но, с другой стороны, запрещать использовать УЖЕ имеющиеся(!!) постройки, на которые ИМЕЕТСЯ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ, такой закон еще, вроде как, не оговаривал (ну, за исключением аварийных построек - и то, это возможно только на основании решения суда). Ну, я, по крайней мере, что-то не припомню. А теперь же, если захочется местной администрации или государственному органу сделать особую зону - так она легко возьмет, да и сделает (предварительно выполнив в нужном месте соответствующий объект или, что еще проще - всего-навсего... ЗАПЛАНИРУЕТ его построить). А если зона секретная какая-нибудь, так и об объекте можно не упоминать - секретный, типа, он, не Вам, мол, знать о нем. А если будет на то соответствующее федеральное постановление - так тогда еще проще (см. ст.106 Земельного кодекса), тогда (особая) зона будет установлена автоматически, останется только уведомить заинтересованных лиц.
Сергей21.03.2019 15:54
Так что да, я тоже соглашусь, что этот закон об особых зонах не сколько уточнил эти разные охранные зоны, сколько усугубил положение тех, кто владеет землей. Понятно. что разным там "эффективным собственникам" не будет НИЧЕГО ВООБЩЕ. Им всегда ничего не грозит, ибо. А вот как раз ОНИ, позвонив в администрацию, вполне себе могут указание - сделать особую зону там-то и там-то. И все. А вообще, вот уже год прошел после выборов - а наступает кошмар, причем, все быстрее и быстрее. Часть пенсионного возраста отняли, теперь вообще наши пенсии грозятся захапать.... а тут еще и особые зоны. Может, таким макаром скоро примут закон о людоедстве? Как жить теперь, непонятно.
Geogr21.03.2019 20:41
Интересно, а не подвижки ли это к постепенной ликвидации частной собственности на землю и постройки?... В России, имею в виду. Пока - типа такие вот "ничего не значащие", аккуратные подвижки.
Юристъ26.03.2019 22:10
Ну, кстати, запросто. Если по пунктам: 1. Переизбрание одного известного человека на высшую должность. Точнее, переназначение (на мой и не только - взгляд). И сразу посыпались, как из рога изобилия одно за другим: 2. Пенсионный возраст хапнули. Правда, пока хапнули немного, всего 5 лет. Да, хапнули не у всех. Но, как я вижу, это только НАЧАЛО. Раз люди согласились с этим, дальше, по всей видимости, пенсионный возраст будет еще больше увеличен. 3. Рост стоимости бензина. Я считаю, экономика здесь вообще ни причем. 4. Законы о фейках и оскорблениях. При этом интересно, что сами-то они (те, кого оскорблять запрещено), иной раз, МЯГКО ГОВОРЯ, презрительно относятся к людям. 5. Подготавливают почву для проникновения не только полиции (они уже имеют такое право в неотложных случаях), но и других лиц, например, психологов в частные жилища граждан. Для этого раскручивают некие очень редкие, нечастые истории. 6. Подготавливают почву (готов законопроект) о возвращении карательной психиатрии. 7. Пытаются отрезать российский интернет от мирового и (что смешно и больно одновременно) - ПЫТАЮТСЯ свалить будущую вину за это на... США. А они-то здесь причем?... Ну, и т.д. Я так думаю, еще через год... ой, по-моему, вообще кошмар настанет. К чему я? К тому, что еще через несколько лет вполне могут взять, да и отменить частную собственность на землю в России. Ну, не для всех могут отменить, а, скажем так, для всех остальных. За исключением себя любимых, естественно.
Юристъ26.03.2019 22:17
Конечно, сразу так просто частную собственность на землю будет отменить сложно. Так как много законов переписывать придется. Поэтому, если они реально захотят это сделать, то вначале начнут принимать законы типа вот этого, об особых зонах. Один закон, затем второй, третий... Чтобы создать правовое поле соответствующее, так сказать. А вот потом уже, да, могут пойти, что называется, на абордаж. Народ, как мне кажется, особо буйствовать не будет. Так что, коллеги, надо следить за законодательством. Если будут и дальше сужаться права (не главняков, а ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ) частных собственников земли, если будут вводиться новые и новые ограничения, то, да, вполне возможно, что в будущем право собственности на землю в России может быть ликвидировано... Ну, или останется лишь номинальным правом. Это когда право-то есть, но попробуй его реализовать на практике. В конце концов, в СССР его и не было. И ничего, это не мешало осуществлять земельные отношения.
Валентина27.03.2019 09:26
Юристъ, Вы забыли добавить, как минимум: 8. Ускоренное насаждение электронного концлагеря в России. Это - планируемая будущая чипизация людей, будущая невозможность получения государственных услуг, совершения покупок без получения электронного номера, присваиваемого человеку. 9. Попытки ввести чуть ли не уголовное наказание для родителей, отказывающихся прививать своих детей, отказывающихся показывать их психологам и прочей аналогичной публике (шушере, я бы сказала, ну, да ладно; кто имеет опыт общения с ними - и так поймет, о чем я). 10. Запрет для некоторых людей пользоваться автомобилем (для начала, в крупных городах), якобы, из-за озабоченности экологией. На практике это будет выражаться в том, что автомобилем, если он ниже определенных норм экологичности, запретят пользоваться в крупных городах. Ну, а потом и до мелких очередь дойдет, думаю, всем понятно.
Валентина27.03.2019 09:31
Кстати, таких некоторых людей, которые не смогут пользоваться СВОИМ ИСПРАВНЫМ автомобилем, будет не менее 20%.
cЖеня27.03.2019 18:17
Ну, уж тогда еще 11. Налог на самозанятых и планируемый отъем "незаконно" заработанных денег. Т.е. пусть там властные воры в законе имеют денег... триллионами рублей. Это, мол, ерунда. Главное, чтобы какой-нибудь электрик, репетитор, няня не смогли заработать себе даже на хлеб. Чтобы потом эти самые репетиторы, няни, электрики шли на поклон к тем самым властным ворам.
cЖеня27.03.2019 18:17
За гроши.
Валентина28.03.2019 19:59
Как-то это все совпадает (корреляция с временным лагом, как принято говорить в статистике) с принятием в марте 2015 г. кодекса об административном судопроизводстве (КАС РФ), который запрещает лицам, не имеющим юридического образования, самостоятельно (т.е. без помощи юристов) заявлять в суд иски, связанные с оспариванием федеральных и региональных нормативно-правовых актов. В их число будут входить и решения об установлении особых зон... Кстати, закон об отъеме пятилетних пенсий тоже НЕВОЗМОЖНО обжаловать самостоятельно, без помощи юристов. Так думаю, это все было неспешно спланировано. Заранее, чтобы общественность не напрягалась, приняли КАС РФ. И вот теперь - пошли, как из рога изобилия, разные законы, ухудшающие жизнь - если не большинства, то очень многих людей. Лично мне теперь полностью ясно, почему это вдруг в КАС ввели такое ограничение. Ведь в ГПК-то его нет.
сЖеня29.03.2019 18:57
Хм, любопытно, что-то я об этом даже не подумал. Это что получается. Что все эти отъемы пенсий и прочие притеснения планировались ЗАРАНЕЕ, за многие годы? И чтобы затруднить обычным людям (не юристам) подавать иску в суды на отмену таких законов, для этого, что ли, и сделали такую вставочку в КАС, как невозможность оспаривать федеральные и региональные законы? М-да... как планомерно-то. Так, а куда им еще было деваться. Понятно, что не будь в КАС такого ограничения, тем более - не будь КАС вообще (честно сказать, кому мешала глава 25 ГПК?) - так граждане исками вполне могли бы завалить суды. Граждан-то примерно 100 млн. Тех, которые более-менее способны подать иск в суд. Это представляете, СКОЛЬКО могло бы быть исков?... А так - приняли КАС, установили в нем запрет для НЕюристов оспаривать законы - и всё. Во-первых, далеко не всякий будет обращаться к адвокату или юристу-профессионалу. Ибо они запросят приличную сумму безо всякой гарантии хоть какого-нибудь результата (это уж все понимают?). А если обращаться к вчерашнему выпускнику юридического вуза, так разве он способен будет грамотно провести подобные процессы? При том, что законы-то - НОВЫЕ, судебной практики по ним пока - практически нет. При том, что больше половины этих вчерашних выпускников - понятно, как учились.
сЖеня29.03.2019 18:57
Вот теперь, собственно, я понял одну простейшую вещь. Вот недавно КПРФ, типа, предложила всем желающим подавать иски в суд против пенсионной реформы и просить компенсацию... морального ущерба. Но, где это видано, чтобы хоть когда-нибудь за неправильный НПА кто-нибудь получал моральный ущерб? Я вот что-то не припомню. Если кто знает - пожалуйста, дайте ссылку. Максимум - могут пересмотреть дело, да и все. А чтобы Россия отвечала по своим неверным, противоречивым НПА - такого, по-моему, не было. И едва ли будет. И что толку-то от такого иска. Получается, коммунисты, во-первых, предлагают заведомо проигрышный вариант (это уже привычно, ну, да ладно). Тем более, что еще нужно вначале доказать саму несправедливость этой реформы, а уж потом что-то требовать - моральный ущерб, компенсацию или т.п. Вместе с тем, такой иск является единственной возможностью для обычных граждан, неюристов хоть что-то заявить в суде. Да уж. Как все продумано-то оказывается.
Лена30.03.2019 19:48
А вот интересна позиция законодателя. Как мне кажется, они там думают, типа, как, мол, отреагируют (компенсация же предусмотрена, все не просто так). А потом ведь могут взять, да и расширить ст.105 и объявить особыми зонами целые города, области - что делать тогда будем, интересно?... С пенсионным возрастом-то тоже так аккуратно вначале было, народ (ну, достаточно многие) почему-то не верил, что так будет. До роковой середины марта 2018 г. Впрочем, немало и тех, кто сохранил свою веру даже и после того дня. До тех пор, пока закон о пенсиях не был принят. Ну, т.е. до тех пор, пока (эти те) не уперлись уже конкретно лбом, как говорится, в закрытые ворота. Или лбом в открытые помои - как правильно?
Алекс30.03.2019 20:31
На самом-то деле, видимо, понятно, что тема относится не только к Дальневосточному гектару, но и к любой другой российской области, региону.
Алекс30.03.2019 20:32
Т.е. я хочу сказать, что эти особые зоны законодатели придумали не только для создания будущих ограничений для тех, кто решится взять Дальневосточный гектар.
Олег04.04.2019 20:58
Насколько мне известно, вплоть до 04 августа 2018 г. в России... все-таки НЕ ПРИНИМАЛИСЬ законы, позволяющие произвольную возможность лишать граждан и иных лиц ЛЮБЫХ прав на их, вроде бы, собственность (м-да...). Пусть даже и на условиях компенсации, но, тем не менее. Это из серии - мы у Вас отрежем одну руку, но, не волнуйтесь, мы Вам заплатим компенсацию, на эти деньги Вы сможете купить себе аналогичную руку и пришить ее на отрезанное место. Даже взять вот такое, теперь уже не столь новое веяние времени - резервирование земельных участков для муниципальных или государственных нужд. Так там, по крайней мере, законом предусматривается судебная процедура, если собственник участка не согласен с тем, что его, попросту говоря, выгоняют с его земли и отнимают его дом, пусть и давая какую-то там компенсацию. А здесь, в случае с особыми зонами, все гораздо проще.
Олег04.04.2019 21:00
Т.е. если особая зона образована, собственник или иной правообладатель земли, построек, на ней расположенных - уведомлен о случившемся, ВС, дальше он, после оговоренного срока, не имеет права использовать свою недвижимость, если такое использование противоречит особенностям особой зоны. Если она запрещает проживание, пользование домом - стало быть, иди-ка, мол, из того дома прочь - в срок, который будет обозначен (напоминает 20...30 годы прошлого столетия, когда проводилось раскулачивание). Дадут компенсацию - и все. С учетом износа, которая может быть вообще копеечной. Если не согласен с ее суммой - да, можно ее обжаловать в суд и судиться хоть десятилетиями. НО: уже ПОСЛЕ того, как покинешь дом (или уведут судебные приставы, ОМОН, варианты...). А не ДО того, как это предусматривает законодательство о резервировании земельных участков. И вот этого "упрощающего" нюанса, по-моему, пока еще никто не заметил. Под шумок разговоров о пенсиях, терактах и пр.
Петр07.04.2019 16:03
Ну, эти особые зоны не настолько уж и сильно затрагивают чьи-то интересы. Подумаешь, кто-то там. Это же меньше 1% владельцев земли касается.
Олег08.04.2019 19:39
Ну, да. Еще как затрагивают. ДА Вы посмотрите судебную практику - интернет полон подобными делами - с разными газовыми трубами, электрическими проводами и опорами, линиями связи... Ну, понятно, что может и не всех касается. ПОКА. Но, вполне может коснуться. Знаешь - значит, вооружен. Конечно, есть еще такая вещь, как обратная сила закона. Которая (пока) в Земельном кодексе не установлена. Отсутствие которой, по идее, запрещает применение нового закона к старым правоотношениям. Но, какие "наши годы", как говорится. Печально то, что, пожалуй, впервые в законодательстве появились нормы, согласно которым собственник может быть лишен права пользования своим имуществом БЕЗ СУДА, пусть и, повторюсь, на условиях компенсации. Причем, Конституция формально не нарушается: ведь собственник может быть лишен без суда не самого имущества, а "всего лишь" права его использования. И в Конституционный суд-то подать заявление нельзя до тех пор, пока человек этого не испытает САМ. При явной, на мой взгляд, неконституционности закона - главы 19 Земельного кодекса РФ.
Петр10.04.2019 16:10
Судебной практики по особым зонам гораздо меньше, чем всей остальной практики. Даже если подразумевать только земельные споры.
Олег11.04.2019 19:21
"гораздо меньше" - не означает "мало". Тем более, что именно решения судов в связи с особыми зонами бывают, нередко, наиболее болезненными для владельцев земельных участков.
Лена13.04.2019 08:06
Так, глядишь, еще года через два введут кастовость (не в кулуарах, а по ЗАКОНУ). И - запретят некоторым кастам посещать некоторые улицы, магазины, поступать в определенные учебные заведения, появляться в городе в определенное время. Глядишь, и запретят им (и только им) пользоваться наличными деньгами, снимать с себя чипы более, чем на 1 минуту. Ну, и т.п. А в такие касты может войти 99% населения.
Альберт15.04.2019 15:35
О чем сыр-бор? Если что, в соседнем Китае, к примеру, вообще право собственности на землю дается ВРЕМЕННО. Желающие могут погуглить эту тему. Земельный ордер для жилищного строительства действует максимум 70 лет. А то и меньше. Потом его, конечно, можно, типа продлить. Почти за 1/3 стоимости участка.
Альберт15.04.2019 15:38
А насчет кастовости - так в том же Китае она уже давно, пусть это и не называется прямым текстом. Там введены эти рейтинги граждан, от величины которых зависит - сможет ли обладатель рейтинга зайти в тот или иной магазин, воспользоваться тем или иным транспортом. Да и развиты там, как бы сказать, жилищные конгломераты, вход в которые посторонним ЗАКРЫТ. Чем не кастовость? Так что, ждем того же самого в России.
Лена15.04.2019 16:59РедактироватьУдалить
В Китае, вроде бы, в последние годы хотят сделать автоматическое продление прав собственности на земельные участки. Правда, вот как оно будет на практике - похоже, никто не знает. А в не столь отдаленном будущем собственники земли там столкнуться с необходимостью такого продления. Ну, а насчет России - не знаю, это, конечно, едва ли введут временное право собственности (по сути - длительную аренду). Интересно, как там у них ситуация с особыми зонами?
Всего комментариев: 45
Пожалуйста, не забудьте ознакомиться с правилами оставления комментариев.



Подписаться на комментарии на этой странице
Вот что мы можем сделать для Вас:
Интересная и полезная
информация
Изменить размер шрифта:
?