Номер телефона

Последнее обновление:

Как отменить через суд незаконно установленные красные линии?

Пример административного искового заявления в суд об об обязании утвердить схему расположения земельного участка

В районный суд города …

Адрес


Административный истец:


Представитель административного истца:


Диплом о высшем образовании

              (копия прилагается)


Административный ответчик:

Администрация города

Государственная пошлина: 300 руб.




АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

об отмене решения Главархитектуры, о признании недействующим нормативного правового акта в части, об обязании утвердить схему расположения земельного участка


Административному истцу в числе прочих собственников (основание возникновения права собственности – дубликат свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного нотариусом… (Приложение 2), договора купли-продажи доли домовладения, удостоверенного нотариусом… (Приложение 3), выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от (дата) номер (№) (Приложение 5).

Административный истец прописан в жилом доме. С 1954 по 2019 г. за землю владельцами дома уплачивалась земельный налог, квитанции прилагаются (Приложение 6).

При этом в фактическом пользовании собственника жилого дома находится земельный участок общей площадью 1234 кв.м., что подтверждается предоставленными ордером … (Приложение 7), справкой  Жилищного управления городского  исполнительного комитета (дата) (Приложение 8),  справками Бюро технической инвентаризации  (дата) (Приложение 9), от (дата) (Приложение 10), от (дата) (Приложение 11), согласно которым при домовладении находится земельный участок общей площадью 1234 кв.м. под «сад, огород». Это означает, что земельный участок был предоставлен предыдущим пользователям до вступления в силу Земельного кодекса РФ (ЗК РФ).

В 1987 г. в письме Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР N 20-15-1-4/Е-9808р было разъяснено, что в случае отсутствия землеотводных документов следует руководствоваться данными первичной инвентаризации, которые в дальнейшем определяют границы, размеры земельного участка индивидуального землевладения.


Жилой дом расположен на земельном участке, площадью 1234 кв. м, государственная собственность на который не разграничена, но находящемся в фактическом пользовании собственников – административного истца.

Границы земельного участка существуют более 15 лет (с 1955 г.) на местности и закреплены с помощью искусственных объектов в виде заборов. В соответствии с данными (организация) рассматриваемое домовладение является 1946 г. постройки и существующие границы земельного участка подтверждаются картографическими документами, полученными в (организация) (Приложение 12).

Согласно п. 10. ст. 22 Федерального закона РФ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Схема расположения земельного участка, подготовленная кадастровым инженером Фамилия И.О., содержит координаты характерных его точек (Приложение 13). Схема составлена надлежащим образом квалифицированным кадастровым инженером. Схема ответчиком не оспаривается.

Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от (дата, номер) содержит координаты характерных точек контура жилого дома (Приложение 5).


Координаты земельного участка

(согласно схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории)


Площадь земельного участка 1234 м2
Обозначение характерных точек границ Координаты, м
X Y
1 2 3
н1 1111 22222
н2 1111 22222
нЗ 1111 22222
н4 1111 22222

Координаты жилого дома

(согласно выписке из единого государственного реестра об объекте недвижимости)

Номер точки Координаты, м

X Y
1 3 2
1 1112 22223
2 1112 22223
3 1112 22223
4 1112 22223
5 1112 22223

Координаты жилого дома и земельного участка составлена по (название системы) системе координат.

Сопоставление координат земельного участка и жилого дома дает доказательства того, что данный жилой дом расположен именно на этом земельном участке (координаты которого отражены в схеме расположения). При возникновении у суда сомнений истцы предлагают назначить экспертизу.


Для надлежащего оформления права собственности заявитель совместно с другими собственниками, начиная с 2016 года, неоднократно обращался в компетентные органы исполнительной власти с соответствующими заявлениями.

Земельный участок на котором расположен Жилой дом, находится в двух территориальных зонах, одна из которых входит в состав Перечня земельных участков улично-дорожной сети города (город), расположенных в границах существующей улично-дорожной сети города (город) и относящихся к землям общего пользования, утверждённого Законом (номер, дата, название).

12.08.2016 собственник Жилого дома обратился в Территориальное объединение регулирования землепользования административного округа о вынесении на рассмотрение комиссии вопроса о передаче земельного участка в собственность, получен отказ (Приложение 14).

22.10.2016 было подано заявление (номер) о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, получен отказ  (Приложение 15).

Решением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости получен отказ от 17.11.2016 (номер) (Приложение 16).


04.04.2017 года судом было вынесено решение по делу (номер), согласно которому Приложение к Закону от (дата, номер) «О перечне земельных участков улично-дорожной сети города…» в части включения (улица) улицы, площадью 431239 кв.м, с кадастровым номером (номер) в Перечень земельных участков улично-дорожной сети города (УДС) административного округа города признан недействующим со дня вступления решения в законную силу (Приложение 17).

По смыслу состоявшихся и вступивших в законную силу судебных актов, земельный участок, занимаемый (улица) улицей, был исключён из состава земельных участков улично-дорожной сети города в полном объёме.


На основании ч.1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, исключительное право на приватизацию или аренду земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений.

На основании ч. 9.1 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» - приобретение в собственность фактически занимаемого участка, а также п.1 ст. 39.20 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ", гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.


Названным выше законом города от (дата, номер), а также ПЗЗ (номер) жилой дом административных истцов и часть находящегося в их пользовании земельного участка отнесены к территориям общего пользования, что противоречит их (дома и земельного участка) функциональному назначению и существенным образом влияет на объем прав истцов, предоставленных им действующим законодательством.

Постановлением Администрации утверждены Правила землепользования и застройки (далее – ПЗЗ) в городе (город). Согласно утвержденным ПЗЗ рассматриваемые земельный участок под жилым домом расположен в территориальной зоне с кодом (код) (размещение железнодорожных путей), что не соответствует назначению здания. А это нарушает права истца на приобретение земельного участка в собственность, а также право на пользование и владение жилым домом.

Следовательно, в результате включения в состав территорий общего пользования земельного участка, занимаемого жилым домом административного истца, последний утратил право на его приобретение в собственность (бесплатно).

На основании ст.30 Градостроительного кодекса РФ, Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:

1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;

2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;

3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

При разработке ПЗЗ права и законные интересы административных истцов (пользователей земельного участка) учтены не были.

ПЗЗ не соответствуют фактическому использованию земельного участка.

При таких обстоятельствах положения закона (дата, номер) а также ПЗЗ, утвержденные Постановлением Администрации (дата, номер), противоречат требованиям федерального законодательства, нарушают права и законные интересы истцов.


Общие положения о территориальном планировании в городе (город) определены Постановлением Администрации (дата, номер), в котором указано, что документом территориального планирования города (город) является Генеральный план города. Генеральный план города (город) является основой градостроительного зонирования и планировки территорий в городе, размещения и строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Под градостроительным зонированием в силу пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, которые утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в которых устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок их применения и порядок внесения в них изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).

В силу прямого указания части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ  документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти при принятии ими решений и реализации таких решений.

Требование о подготовке проекта правил землепользования и застройки с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, указано в части 3 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ. Данные положения корреспондируют к положениям части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 названного кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.

На основании приведенных норм права документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения целей устойчивого развития территорий, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий по ее достижению исходя из назначения территорий. Таким образом, территориальные зоны правил землепользования и застройки, устанавливая правовой режим земельных участков в градостроительных регламентах, должны соответствовать территориальному планированию, закрепленному в функциональных зонах генерального плана.

Пункты 4, 6 ч.1 ст 34 ГрК РФ устанавливают, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования, а также с учетом предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.

Таким образом, согласно положениям ч. 3 ст. 9, чч. 9 и 10 ст. 31, пп. 2, 4, 6 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану, равно как и соответствия сложившийся планировке терроитории и существующего землепользования;.

При этом результаты публичных слушаний не исключают необходимости соблюдения указанного принципа соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану города как основополагающему документу территориального планирования, производным от которого является требование о соответствии территориальных зон функциональным зонам, определенным генеральным планом.

Из системного толкования положений пп. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Административный ответчик, устанавливая ПЗЗ на данном земельном участке, не учел сложившуюся планировку территории, не учел существующее землепользование. Ответчик не учел, что часть территории и часть жилого дома (как объекта капитального строительства) оказались в зоне публичного доступа, чем может быть причинен вред и земельному участку, и жилому дому. Ответчик грубо нарушил нормы ГрК РФ.

Согласно ПЗЗ (Приложение 18) и Генплану (Приложение 19), в настоящее время ПЗЗ противоречат Генеральному плану города (город).


03.05.2018 было подано заявление в департамент городского имущества города (город) с просьбой – предоставить земельный участок в собственность. 01.06.2018 был получен отказ (Приложение 20). Тот факт, что спорный земельный не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, препятствует получению истцами права собственности на него.


Таким образом:

  1. На основании координат, имеющихся в схеме расположения земельного участка и координат, имеющихся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, данный жилой дом находится на спорном земельном участке.
  2. Земельный участок был выделен предыдущим пользователям и используется ими до момента вступления в силу ЗК РФ. Земельный участок фактически является жилой зоной.
  3. Жилой дом, расположенный на земельном участке, находится в собственности административных истцов.
  4. Постановлением Администрации (город, дата, номер), а также ПЗЗ, утвержденными Постановлением Администрации (город, дата. номер), по земельному участку проведены красные линии и часть его оказалась в зонах железнодорожных путей (код зоны), которые отнесены к публичному доступу.
  5. ПЗЗ установлены с нарушениями требований как Генерального плана г. (город), так и Градостроительного кодекса РФ.
  6. Красные линии противоречат требованиям федерального законодательства, нарушают права и законные интересы истца. Красные линии лишают истца возможности согласовать схему расположения земельного участка. А это препятствует постановке земельного участка на кадастровый учет. По этой причине истец лишен своего законного права приобрести земельный участок в собственность.

Административный истец обратился в Главархитектуру города (город) с просьбой - внести изменения в правила землепользования и застройки в отношении территории по адресу: ул. (улица, дом), заключающиеся в исключении спорного земельного участка в соответствии с приведённым каталогом координат характерных точек из территориальной зоны с кодом (код) и включении указанного земельного участка в территориальную зону с кодом  (код, соответствующий коду жилой застройки) полностью (Приложение 21).

11.06.2019 от Главархитектуры был получен отказ (Приложение 22). Причина: несоответствие предложений градостроительному развитию территории либо нормативным требованиям к взаимному расположению проектируемых и существующих объектов. Отказ является необоснованным и незаконным.


Ссылка административного ответчика на запрет приобретать в собственность земельные участки, находящиеся полностью или частично в границах красных линий, как основания для отказа в оформлении прав собственности, является несостоятельной. Верховный суд РФ указывает, что не допускается приватизация только таких земельных участков общего пользования, которые уже заняты площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными и другими объектами общего пользования (в соответствии с ст. 1 градостроительного кодекса РФ), т.е. подразумеваются уже существующие территории общего пользования (Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N 11-В09-19 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. N 7).

В настоящее время спорный земельный участок не занят объектами общего (публичного) пользования, не является улицей. Земельный участок имеет ограждение (забор) и используется ограниченным кругом лиц - только административными истцами для обслуживания принадлежащего им жилого дома.

Из содержания ч.1 ст.41, ч.2 ст.41.1, ч.2 - 6 ст.42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 1, 3.1, 4.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 г. № 18-30, следует, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. Красная линия не может проходить через уже отведенный (ранее) земельный участок без его предварительного изъятия для муниципальных или государственных нужд.

В настоящее время ни земельный участок, ни жилой дом не являются изъятыми или зарезервированными для муниципальных нужд.


Согласно ч.1 ст. 61 ЗК РФ, ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

На основании ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.


ПРОШУ СУД:

1. Установить факт несоответствия Правил землепользования и застройки Генеральному плану города (город) в отношении территории по адресу (адрес).

2. Отменить решение Главархитектуры (город) от (дата) «Об отклонении предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в отношении территории по адресу (адрес)».

3 Отменить (признать недействующими) Правила землепользования и застройки города(город), утверждённые постановлением Администрации (дата, номер), в части установления территориальной зоны в границах земельного участка по адресу (адрес) площадью 1234 кв. м, на котором расположен жилой дом (номер), принадлежащий на праве собственности административному истцу, с момента вступления ПЗЗ в законную силу.

4. Отменить (признать недействующими) Правила землепользования и застройки города (город), утверждённые постановлением Администрации (город, дата, номер), в части отнесения земельного участка по адресу (адрес) площадью 1234 кв. м, на котором расположен жилой дом (номер), принадлежащего на праве собственности (Ф.И.О.) к территории общего пользования с кодом (код) с момента вступления ПЗЗ в законную силу.

5. Признать земельный участок площадью 1234 кв. м, на котором расположен жилой дом, принадлежащий истцу, по адресу (адрес), жилой зоной с кодом 2.1 в соответствии с фактическим использованием земельного участка.

6. Обязать административного ответчика согласовать и утвердить прилагаемую схему расположения земельного участка.

7. Признать право собственности административного истца (Ф.И.О.) на земельный участок площадью 1234 кв. м, на котором расположен жилой дом, принадлежащий истцу, по адресу (адрес).




Приложения (копии документов):
  1. Квитанция госпошлины.
  2. Дубликат свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного нотариусом.
  3. Договор купли-продажи доли домовладения.
  4. Справка (номер) об идентификации объекта (здания, строения, сооружения), зарегистрированного в Адресном реестре.
  5. Выписка из ЕГРП об объекте недвижимости (жилой дом).
  6. Кватинции об оплате земельного налога.
  7. Ордер на жилой дом.
  8. Справка Жилищного городского  исполнительного комитета  от (дата).
  9. Справка Бюро технической инвентаризации  (дата).
  10. Справка Бюро технической инвентаризации от (дата).
  11. Бюро технической инвентаризации от (дата).
  12. Картографические документы, полученные в (организация) (выкопировка из плана).
  13. Схема расположения земельного участка, подготовленная кадастровым инженером Фамилия И.О.
  14. Отказ Территориальное объединение регулирования землепользования административного округа о вынесении на рассмотрение комиссии вопроса о передаче земельного участка в собственность от (дата).
  15. Отказ о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости от (дата).
  16. Решение Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от (дата, номер).
  17. Решение суда от (дата, номер).
  18. ПЗЗ последней версии (выкопировка)
  19. Генплан (выкопировка)
  20. Отказ департамент городского имущества города (город, дата, номер).
  21. Обращение в Главархитектуру города (город) на просьбу - внести изменения в правила землепользования и застройки в отношении территории по адресу (адрес), заключающиеся в исключении спорного земельного участка в соответствии с приведённым каталогом координат характерных точек из территориальной зоны с кодом 7.1.2 и включении указанного земельного участка в территориальную зону с кодом 2.1.0 полностью.
  22. Отказ от Главархитектуры от (дата).

Таким образом, вот типичный пример административного иска в суд (в порядке КАС РФ), направленного на устранение красных линий с земельного участка. Красные линии были установлены незаконно и пострадавшее лицо (владелец жилого дома) утеряло свое право на оформление права собственности на участок. А если бы такое право собственности у него уже и было - то тогда было утеряно право выполнять на таком участке капитальные строения.



Комментарии:
Всего комментариев:0
Пожалуйста, не забудьте ознакомиться с правилами оставления комментариев.



Подписаться на комментарии на этой странице

Мы можем выполнить

Другие услуги
Интересная и полезная
информация
НАПИШИТЕ НАМ
Яндекс.Метрика
Номер телефона
© Copyright Все права защищены 2013-2024 Научный консалтинг