Последнее обновление:
Восстание машин: признаки революционной ситуации(?)
Как говорится, «ну, вот и дождались». Судя по видео, белый автомобиль, набирая все большую и большую скорость, несется по улице и, уже не разбирая, крушит все вокруг. Не принимая во внимание оказавшиеся на пути «мелочи», автомобиль едет себе и несется дальше до тех пор, пока уже, потеряв управление, врезался в более ОЩУТИМОЕ препятствие и только тогда – остановился, затих.
Что сказать?
Ровно то, что мы и говорили раньше. И не только мы. Рано или поздно внедрение «электронных водителей» приведет населенные пункты даже не к авариям, а к масштабным катастрофам. И здесь много чего. После первоначального восторга (ах, как здорово, вскоре все автомобили будут автоматические и живые водители не понадобятся) приходит, надеемся, отрезвление. Увы. Его, это отрезвление, сложно назвать «долгожданным», как минимум, потому, что любые аварии, катастрофы и бедствия – это всегда плохо, нехорошо. Но, «почему-то» мало кто понимает, что тотальное внедрение этих разных автоматических устройств так или иначе, рано или поздно, приведет к подобным последствиям - почему-то об этом задумываются далеко не все. Может, реклама и пропаганда сыграли свою подлую роль?...
Надеемся, всем тем, кто СЕРЬЕЗНО (да, именно – серьезно и обдуманно) работает в той или иной технической области, знакомо понятие технических отказов. Про вероятность отказов. Знакомо то, что ЛЮБАЯ техническая система может, рано или поздно, отказать в результате того или иного сбоя или, что хуже, в результате вредоносного воздействия. Поэтому полную автоматизацию технических процессов не делают на критических, ответственных участках. Напомним, что на подобных участках (будь то атомная электростанция, космический корабль или т.п.) ВСЕГДА осуществляет наблюдение живой оператор – причем, как правило, даже не один, а группа.
Однако, в мире не столь уж много космических кораблей и атомных электростанций – по сравнению с автомобилями. Которых, несомненно, гораздо-гораздо больше. Несравнимо больше. Следовательно, и количество отказов автоматических систем автомобилей будет, конечно же, гораздо больше, чем автоматических систем среди электростанций или космических кораблей.
А есть еще фактор целенаправленного вреда…
Да, это когда некий злоумышленник может поставить себе целью – принудительно испортить автоматическую систему так, чтобы она потом натворила бед. И не тех, что изображены на видео, а гораздо-гораздо больших. И дело тут даже не только в компьютерных хакерах, которые через сеть интернет смогут взломать «мозги» управления автомобилем. Но и в более банальном – точечном техническом воздействии на конкретный автомобиль. Ведь если существуют (до сих пор) автоугоны, то почему не может в будущем появиться преступная практика «умной» порчи автоматических систем автомобилей с тем, чтобы они потом творили беды и приводили к катастрофам? Разумеется, никаких (НИКАКИХ!) гарантий того, что такого быть не может – гарантий нет. Тем более, в странах с крайне низким качеством правовой системы, таких, как Россия, Иран и т.д. В странах, где полиция может ехать на вызов не 15 минут, а несколько часов. А то и вовсе не приехать и/или не расследовать происшествие по существу. При таких условиях, разумеется, применение автоматических систем управления на автомобилях вскоре приведет к банальному коллапсу и хаосу.
А как же Amazon?...
В самом деле, в той же компании Amazon сравнительно недавно внедрили в практику практически полную автоматизацию управления складскими операциями. Т.е. там теперь практически отсутствуют типичные грузчики, кладовщики и т.п. Практически ВСЕ операции, даже переноску грузов (коробок, упаковок), перекладывание их с места на место осуществляется... роботами. Да, теперь на складах Amazon ездит масса небольших роботов-машинок, которые перевозят по территории упаковки с товарами, самостоятельно (т.е. автоматически) сортируют их, укладывают. перемещают и т.д. Сами организуют порядок движения на складах, уступают друг другу дорогу (при необходимости), ну, и т.д. Но, дело-то в том, что, во-первых, скорость движения этих машинок крайне невелика. Так что даже если и случится непредвиденная ситуация (ДТП), то практически никакого ущерба, не говоря ужо катастрофе, не произойдет.
Во-вторых, склад - это обособленное(!) закрытое помещение, где практически нет ни людей, ни объектов, которые могли бы быть серьезно повреждены этими роботами-машинками. Даже если взять аналогия с автомобилем: одно дело, когда где-то там далеко, в строго отведенных местах, происходит ралли, обучение вождению, экстремальные поездки и т.д. Да, если это делается где-то вдали от всех остальных - так бога ради, там-то они если и нанесут какой вред, то, максимум, самим себе. И совсем другое дело, если бы эти роботы-машинки выпустить на улицы города... Вот тут еще неизвестно, чего они могут натворить, даже с учетом их невысокой массы и скорости...
В-третьих, и это главное - на складах и иных аналогичных помещениях, как правило, присутствуют лишь "свои", т.е. персонал по обслуживанию таких складов. Туда нет доступа разных хакеров и прочих злоумышленников. Или, по крайней мере, доступ всех подобных лиц туда крайне затруднен. Более того, на складах - там ведь, по сути, созданы "тепличные" условия: нет дождя и снега, температура резко не меняется, дороги (т.е. подъездные пути) - в хорошем, безопасном состоянии. Поэтому вероятность технических сбоев там, разумеется, гораздо ниже. В любом случае, это - не автомобильные дороги общего пользования, где могут находиться вообще любые лица, в том числе и злоумышленники.
И в заключение
Теоретически, возможно, что на видео - не автоматически управляемый автомобиль Tesla, а всего-навсего автомобиль, управляемый пьяным (или т.п.) водителем. Да, такое тоже может быть. Однако, даже если это и так, справедливость вышесказанного из-за этого не страдает. А в целом, следует однозначно сказать, что управление живым (т.е. обычным) водителем автомобиля является, конечно, менее опасным. Не более эффективным. а именно - менее опасным. Потому что живлй человек, в случае чего, лишь остановится, да и все. Если такой остановке не будут препятствовать электронные системы автомобиля, конечно. А что касается движения электронного автомобиля с отказавшими датчиками (или иными элементами системы управления) - его остановка, как видим, может быть осуществлена только путем внешних препятствий. Другое дело, что есть люди, у которых иногда "замыкает в голове" и они склонны совершать безрассудные поступки. Но, опять же, вождение автомобилей такими людьми может быть поставлено под контроль. Начиная от ограничения максимальной массы/скорости управляемых ими автомобилей и кончая - лишением прав на управление транспортным средством. Здесь весь вопрос в том, захочет ли то или иное государство и население этого государства квалифицированно обезопасить себя от подобных происшествий. Т.е. тут дело не в вероятности технических сбоев, а в более простых и решаемых - социально-правовых аспектах.