Последнее обновление:
О современном «Мовиль»
Мовиль – это жидкое средство для антикоррозионной обработки металла. Чаще всего применялось для обработки кузовов автомобилей
Недавно у автора статьи был некоторый опыт нанесения «антикоррозийного» средства Мовиль на корпус легкового автомобиля и захотелось поделиться своими наблюдениями.
Вообще, когда-то давно, лет 20…30 назад, Мовиль – это было в самом деле чудо-средство, весьма качественная смазка – защита металла, которое действительно практически полностью останавливало коррозию металла (стали), даже при нанесении прямо по РЫХЛОЙ ржавчине. Сейчас, увы, это уже совершенно не то. Впрочем, обо всем по порядку.
К сожалению, нет снимков 20…30 летней давности, на которых был бы показан образец поверхности кузова автомобиля, обработанным тем Мовилем. Но, вот что получается при однократной обработке поверхности металла современным «Мовилем»:
Который, повторимся, уже собственно Мовилем не является. Как говорится, не верь глазам своим.


Обратим внимание – оно называется аж PROFI (ну, типа того, для профессионального применения. для профессионалов). Смеем утверждать, что это не совсем так. Т.е. профессионалы-то его использовать, конечно, могут. В тюрьму их за это не посадят. Но вот толку от такой обработки будет от слова не очень.
Как видно на предыдущем фото, поверхность «мовиля» (желтого цвета), нанесенная на металл, покрыта изрядным количеством… трещин. Которые образовались через пару часов, после высыхания растворителя. А это означает, что:
- Состав (кстати, непонятного назначения) желтого цвета, который присутствует на металле, при высыхании сжимается в объеме,
- К тому же, он является «хрупким». В том смысле, что после высыхания (а точнее, даже задолго до этого момента!) он теряет свойство – плавно растягиваться, сохраняя неразрывную тонкую пленку, которая и защищали бы металл от коррозии.
Иными словами, это, судя по результатам нанесения, не может считаться в качестве антикоррозионного средства. Ибо в трещины в будущем, скорее всего, попадет вода. Ну, а что будет дальше, надеемся, понятно любому автомобилисту, мало-мальски имевшему дело со ржавчиной на кузову и пытавшимся бороться с ней.
Более того, трещины образовались уже в первые 2 часа после нанесения! А что будет после, скажем, через пару месяцев? Даже не хочется фантазировать. Скорее всего, сей «мовиль» просто-напросто отвалится по большей части.
Но, ладно хоть, что этот состав был нанесен в видном месте. Которое, по сути, не слишком-то подвержено коррозии, так как постоянно продувается. Всегда есть возможность заменить антикоррозийное покрытие. А что а что будет, если этот состав нанести, скажем, в скрытые полости, в пороги?... Естественно, он и там покроется трещинами, которые будут ждать своих капелек воды… А потом коррозия пойдет уже ПОД покрытие и – всё. Причем, владелец автомобиля будет в полной уверенности, что, мол, «обработал машину антикоррозионным составом». Как видим, в данном случае это будет липовая, ошибочная уверенность.
Кстати, видно также, что состав оказался нанесенным крайне неравномерно. Тогда как с советским Мовилем такого не было, там для получения подобной неравномерности надо было очень сильно постараться. Так как он, повторимся, после нанесения образовывал пленку, а не просто некие куски замазки с растворителем.
Не говоря уже о том, что раньше, в 80…90-е годы прошлого столетия, Мовиль, выпускавшийся по советской технологии, имел совсем другой цвет. Он бы темно-коричневым, а не желтым, как нынешний.
Итак, о советском Мовиле
Который, собственно, с полным правом назывался именно так. Это была довольно липкая (даже после высыхания), тягучая (а не хрупкая) субстанция. Которая, ко всему, еще и высыхала достаточно медленно. В итоге, после нанесения она потихоньку проникала в окружающие трещинки, поры и надежно герметизировала их. И, после высыхания, непроницаемой пленкой покрывала поверхность.
Автору статьи довелось многократно использовать еще тот, советский Мовиль (в том числе и в 90-х годах). И, надо сказать честно, он и в самом деле оправдывал свою характеристику – надежно защищал металл от коррозии. Это было именно – антикоррозийное средство в прямом смысле этого слова.
Собственно, советский Мовиль отличался от того, что Вы видите на фото, даже на ощупь. Советский был на ощупь похож как бы на клей. Т.е. если взять его каплю и сжать между пальцами, потом слегка раздвинуть их, то ощущалось некоторое усилие, т.е. тот Мовиль как бы слегка приклеивался к ним. В том числе, он приклеивался и к металлической поверхности. поверхности. А вот нынешний этим свойством уже не обладает. По ощущениям он похож всего-навсего на жирную смазку.
Если же тот, советский Мовиль успевал более-менее застыть (на это требовалось несколько дней), то, скажу Вам, отмыть его было уже не столь просто. По крайней мере, автомойки с этим делом не справлялись. Поэтому если вдруг следы Мовиля попадали на кузов – их приходилось убирать особыми средствами. Приходилось применять растворители, бензин, к примеру. А уж вытереть сухой тряпкой высохший советский Мовиль – это было и вовсе безнадежным делом. Он, реально, представлял собой в этом смысле «адскую» смазку, отлично державшуюся на металлических поверхностях, как ржавых, так и окрашенных.
Тогда как современный высохший «Мовиль» - он вытирается сухой тряпкой достаточно легко (ну, в общей массе), без особых усилий. Т.е. клеящие свойства у него – не то, чтобы слабые, а практически отсутствующие. Это, повторимся, по ощущениям, просто жировая смазка без особых излишеств, как говорится. Именно потому его покрытие, после высыхания, растрескивается. Потому что никакой эластичной пленки не образуется.
Тогда возникает вопрос: почему этот состав называется «Мовиль»?
Ну, примерно так же, как раньше была машина «Нива», а теперь она почему-то называется «Lada 4x4». А Нивой именуется уже совершенно другой автомобиль (хотя и схожий в чем-то).
Ведь если не блохе написать слово «лев» она все-таки останется блохой, и не превратится при этом во льва. Однако, тех, кто не знает, что такое лев – такая надпись, конечно же, собьет с толку. Прочитав на блохе слово «лев», такие люди будут думать, что львы – они такие маленькие, слабенькие, прыгучие и пьют кровь. Что лев это, якобы, животное, похожее не блоху. И что, якобы, особой опасности для жизни львы «не представляют», что их можно безопасно взять в руки и т.д. Что, конечно, в корне неверно.
Вообще-то, подобные ситуации должны бы становиться предметами рассмотрений в судах. Которые, по идее, должны бы запретить использование коммерческих наименований к товарам, которые не обладают свойствами тех товаров, которые таковыми наименованиями назывались ранее. Ведь это банально вводит в заблуждение потребителей. Что в случае с «Нивой», что в случае с «Мовилем». Когда то же самое название применяется уже к, мягко говоря, иному товару, продукту.
Но, как говорится, увы. И добро, если у человека есть опыт использования настоящего, советского Мовиля. Тогда человек, скорее всего, больше никогда не купит современную его подделку. А вот начинающий автолюбитель, да который начитался «отзывов» (точнее, платных комментариев) в интернете, которые на все голоса расхваливают современный «Мовиль» - он может и поверить в то, что это – действительно превосходный антикоррозионный состав.
И немного истории…
Помнится, в 90-х годах в СМИ была развязана кампания против того самого советского Мовиля. Понятное дело, что ругать в открытую его не осмеливались. Потому как его качество и результативность были слишком очевидны для тех, кто его использовал. И, по опыту автора статьи, лучше препарата на тот момент практически не было. Поэтому кампания велась как бы исподволь, путем нивелирования его с известными «аналогами». С каким-нибудь антикором, Тектилом или чем-то еще.
Это были типичные статейки, внешне отдающие «объективным исследованием», которые грубо механистически сравнивали Мовиль с другими антикоррозионными препаратами. Как обычно в таких случаях, выбирались несколько второстепенных факторов (например, цена, внешний вид, легкость нанесения, скорость высыхания), для каждого препарата расставлялись невесть откуда взявшиеся «баллы», ну, и как водится в подобных случаях, в конце статьи «эксперт» начинал «подводить итоги». Ну, и в итоге… хм… Мовиль был, максимум, на втором, а то и даже на третьем месте… Так публике прививали «мнение», что, мол, не Мовилем единым, есть и другие «достойные» препараты.
В итоге, те, кто плохо соображал в том, что такое антикоррозионная защита, какие свойства должен обязательно иметь антикоррозионный препарат, начинал поддаваться этой пропаганде и, если позволяли средства, начинал переходить на более дорогие (и менее эффективные!) средства. А Мовиль в итоге… превратился в нынешний «Мовиль».
Итак…
На наш взгляд, то, что приведено в указанном баллончике (да еще со словом PROFI) если и следует использовать, то только в неответственных местах, там, где смазку (покрытием этот состав называть не получается) всегда можно проконтролировать, заменить или обновить. А вот в ответственных местах, тем более – в скрытых полостях, в порогах, мы бы настоятельно рекомендовали использовать что-то другое, но не «это».
А что же использовать?
Например, есть нынче Мовиль, выпускаемый не в баллончиках, а в (литровых) канистрах. Это если говорить о том, что выпускается в России.
Кстати, в подобных канистрах он выпускался и в 90-е годы тоже. Тогда как современный «Мовиль», выпускаемый в круглых банках, по сути, представляет собой то же самое, что и в баллончике, только в более густом состоянии. Т.е. если Вы видите, что так называемый «Мовиль» имеет желтый цвет – лучше «это» вообще не покупать для обработки ответственных мест в кузове автомобиля.
Вот там еще более-менее, получше. Хотя, теперь и в канистрах, конечно, его качество уже не то. Но, повторимся, все же лучше, чем в баллончиках. Правда, проблема с его нанесением может возникнуть у того, у кого нет распылителя, компрессора…
Но, тут следует понимать: либо качество антикоррозионной обработки, либо… тяп-ляп (из серии – сделаем вид, что провели обработку).
Кстати, если Вы обратитесь на автосервис с целью – обработать скрытые полости, то совсем не факт, что Вам их, собственно, обработают. Вполне могут просто побрызгать для виду. Потому что типичные приспособления для нанесения антикоррозионных средств, имеющие прямые трубки распылителей, не очень подходят для качественной обработки некоторых скрытых полостей. Такими приспособлениями получится провести обработку лишь в некоторой близости от отверстия полости, далеко вглубь состав может не долететь. Однако, проверить качество нанесения Вы сможете не скоро, как минимум, через несколько лет. Когда срок гарантии на антикоррозионную обработку давным-давно истечет.
Совет тем, кто будет наносить состав распылителем самостоятельно
Чтобы состав «долетел» в скрытую полость как можно дальше, рекомендуем установить давление распылителя повыше. Скажем, атмосферы 3…4. Это, конечно, зависит от конструкции распылителя и массовой доли растворителя в антикоррозионном средстве. При повышенном давлении в процессе распыления будет много «тумана» – и вот этот-то туман будет постепенно распространяться вглубь полости (например, порога), осаждаясь на ее поверхностях. Правда, при таком способе распыления может возникнуть определенный перерасход антикоррозийного средства – это нужно тоже иметь в виду. Но, зато обработка будет произведена надежно.
Кстати, имейте в виду: после обработки в салоне автомобиля может стоять соответствующий запах, иногда – до нескольких недель. Если Вам это критично, то выбирайте одно из двух: автомобиль либо без запаха антикоррозионного состава, либо без ржавчины на кузове. Есть, конечно, и такие составы, которые вскоре после нанесения практически не оставляют запаха… но их стоимость, мягко говоря, немалая.