Научный консалтинг
Главная
Контакты
Номер телефона
Как мы работаем
Гарантии
Условия
Цены

Последнее обновление: 30.09.2019

Как модернизировать переднее кресло ВАЗ-21213 (Нива)

Переднее кресло автомобиля НИВА (ВАЗ-21213) является, в своем роде, уникальным. Оно обладает возможностью:

  • Регулировки наклона спинки,
  • Передвижения вперед/назад,
  • Откидывания спинки одновременно с передвижением всего сидения вперед.

Первые две возможности не вызывают удивления, так как присутствуют в креслах практически всех современных автомобилей. За исключением, быть может, некоторых видов автобусов. Откидывание спинки кресла встречается реже, то тоже знакомо. Например, оно есть хотя бы в давно известной ВАЗ-2108, а также в Хундаях и ряде других машин. А вот чтобы в процессе откидывания спинки кресло еще и съезжало вперед – вот это, в самом деле, наверное, не встречается практически ни в каком автомобиле. Нам, по крайней мере, неизвестно об этом.

Если Вы, читатель, встречали такие автомобили, будем рады Вашим уточнениям в комментариях.

Срок службы передних кресел в НИВах – разный и зависит, в первую очередь, от веса пассажира (или водителя). А также его физиологических потребностей в регулировке наклона спинки. Если, скажем, водитель легкий, спинку регулирует редко, то вполне может статься, что кресло прослужит лет 10, а то и более. Однако, если вес водителя превышает 90…100 кг, и при этом он любит регулировать наклон спинки через каждые 30…40 минут поездки (с целью придать своему туловищу немного иной наклон и, тем самым, сберечь свой позвоночник), да еще часто откидывает кресло (например, для посадки/высадки задних пассажиров), то оно может прослужить не более нескольких лет. Превращаясь в, своего рода, расходный материал. Кроме того, снижению срока службу очень способствует и халтурное, мягко говоря, изготовление ответственных деталей кресла (об этом – см. ниже). Поэтому была поставлена задача: модернизировать кресло так, чтобы увеличить срок службы.

Разбираем заводское кресло автомобиля ВАЗ-21213

Заводское переднее кресло автомобиля ВАЗ-21213, вид сбоку
Заводское переднее кресло автомобиля ВАЗ-21213, вид сбоку

Вот как выглядит кресло водителя для автомобиля ВАЗ-21213 (вид слева снизу):


Спинка заводского переднего кресла автомобиля ВАЗ-21213
Спинка заводского переднего кресла автомобиля ВАЗ-21213

Что же, разбираем само кресло и, в частности, его механизм откидывания спинки. Вот как выглядит сама спинка (без мягкого наполнителя) с одним из механизмов в разобранном виде:


Спинка заводского переднего кресла автомобиля ВАЗ-21213
Механизм спинки заводского переднего кресла автомобиля ВАЗ-21213

И отдельно – часть механизма:


Спинка заводского переднего кресла автомобиля ВАЗ-21213, увеличено
Механизм спинки заводского переднего кресла автомобиля ВАЗ-21213, увеличено

И – обе части в увеличенном виде:

Видим, что практически ВСЕ зубцы планетарной передачи, обеспечивающей передвижение одной детали относительно другой (что и обуславливает, собственно, работу механизма и откидывание спинки сидения) сильно изношены, сточены. Зубья стали почти что полукруглыми. Ремонт тут полностью бесполезен, только замена.

Почему бесполезен? Ведь, теоретически, можно было бы как-то, скажем, наварить-наплавить зубья… Но, дело в том, что обе детали изготовлены… из СЫРОГО МЕТАЛЛА. Т.е. из такой стали, которая легко царапается даже обычным гвоздем. Понятно, что ни о какой твердости, прочности говорить тут не приходится. Причем, так обстояло дело, как минимум, на трех аналогичных креслах (выпущенных после 2000 г.). На таком кресле перестанет работать механизм откидывания спинки, максимум, через несколько лет, если водитель будет «налегать» на спинку чуть посильнее. Например, в силу своего более высокого веса.

Открытый вопрос: почему, почему завод – Автоваз – выпускает ТАКИЕ вот кресла, с ответственными деталями из сырой стали? Неужели уж нельзя было взять немного более качественную сталь и закалить ее? Сложно сказать. Видимо, потому. Видимо, примерно потому, почему в России, скажем, коррупционеров толком-то не трогают (ну, так, иногда делают показательные «чистки» - типа как шоу, для спектакля), а вот, к примеру, разного рода мирных, безоружных митингующих демонстрантов – тут да, и задерживают, и штрафуют, и пытают, и все такое прочее. Видится, что причина и там, и там – ОДНА И ТА ЖЕ, если смотреть в корень. Ну, да ладно.

Что делать?

Вопрос, в свое время поставленный, в частности, Н.Г. Чернышевским. Вариантов немного:

  1. Купить новое точно такое же кресло (и через несколько лет вновь менять его)
  2. Купить и приспособить кресло от другого автомобиля (новое или б/у)
  3. Модернизировать имеющееся кресло

Первый вариант уже стал привычным и скучным. Да и затратным. Ибо стоимость нового кресла (по ценам 2019 г.) составляет от 6 тыс. руб., если смотреть цены по г. Уфе. Потому этот вариант сразу отбрасываем. Да, увы, надоело приобретать одно кресло за другим. Сколько же можно.

Второе вариант – на любителя. Как говорилось выше, кресло НИВЫ – особенное. Оно, повторимся, сдвигается вперед при откидывании. И делается это ОДНИМ движением руки. Тогда как все остальные кресла (те, которые довелось видеть), от других автомобилей, там придется совершать ДВА движения: откинуть и отодвинуть вперед. А это – гораздо волокитнее. Особенно в ситуации, когда одна из рук занята. А ведь при выходе из автомобиля такое бывает очень часто.

Так ли актуально это? Да. Дело в том, что кресло ВАЗ-21213 при откидывании отъезжает вперед, по нашим измерениям, где-то на 8 см. Т.е. для заднего пассажира появляется соответствующее дополнительное пустое пространство. Согласитесь, это – существенно, в условиях высокой компактности трехдверной НИВЫ. Особенно, если задний пассажир имеет большие размеры. Или на заднем сидении находится ручная кладь – в таком случае доставать ее оттуда будет, банально, удобнее и быстрее.

Тогда остается последний вариант - модернизация

Рабочая идея: найти исправное кресло с откидывающейся спинкой и, взяв оттуда механизмы опускания спинки, приделать их к нивскому креслу. Отметим сразу, что идея-то – простая. А вот реализация ее – достаточно длительная, вызвала около трех дней.

Итак, приступаем к модернизации

Для этого вначале надо найти кресло-донор. Естественно, б/у, причем подобные кресла есть смысл брать только с иномарок. Если брать новое - там стоимость превысит цену нивского кресла в несколько раз. Так еще и его, новое кресло, «ломать» придется, извлекать из него механизмы опускания спинки.

Итак, ищем б/у кресло, максимально похожее на кресло автомобиля ВАЗ-21213. Идем на авторазбор. После обзвона где-то десятка разборов Уфы в итоге нашелся разбор, на котором имелось несколько десятков кресел с самых разных автомобилей. Стоимость каждого – от одной до нескольких десятков тысяч рублей. Естественно, выбираем самое «убитое» (внешне) кресло. Ну, без ЗАПАХА, конечно. И чтобы не с ворованного автомобиля. А то – мало ли…

Как-то сразу взор пал на кресло от Chery Amulet. Марка – достаточно уже забытая, выпускать ее прекратили. Но, те владельцы, которые довел ее до ума – хвалят за ремонтопригодность и неприхотливость. Немного забегая вперед, оказалось, что и кресла от этого автомобиля – очень даже качественные.

Переднее кресло автомобиля Chery Amulet
Переднее кресло автомобиля Chery Amulet

Итак, вот оно, в том состоянии, в коем пребывало на момент покупки:


Переднее кресло автомобиля Chery Amulet
Переднее кресло автомобиля Chery Amulet (вид с другой стороны)

Вид с другой стороны:

Видно, что кресло это – напоминает нивское. Есть отдельно механизм регулировки наклона спинки и механизм ее откидывания. Правда, механизма сдвигания вперед/назад не оказалось (видимо, он остался на автомобиле), но, он и не нужен. Вот то же самое кресло с откинутой спинкой:

Цена вопроса – 1 тыс. руб.


Переднее кресло автомобиля Chery Amulet, откинута спинка
Переднее кресло автомобиля Chery Amulet, откинута спинка

Переднее кресло автомобиля Chery Amulet, вид снизу
Переднее кресло автомобиля Chery Amulet, вид снизу

Вот вид снизу:

Видно, что есть провода от электрообогревателей спинки и самого сидения.


Механизмы переднего кресла автомобиля Chery Amulet крупным планом
Механизмы переднего кресла автомобиля Chery Amulet крупным планом

Вот сами механизмы, более крупным планом:

Начинаем разбирать. Сразу бросается в глаза, что сделано все аккуратно, покраска – присутствует и притом – качественная. М-да… вот так Китай.


Разбираем переднее кресло автомобиля Chery Amulet
Разбираем передние кресла автомобилей Chery Amulet и ВАЗ-21213 Нива

Для сравнения, справа на рисунке показано примерно то же самое, но для нивского кресла. Даже если учесть, что усилитель (под углом примерно 45 градусов) был приварен самим владельцем НИВЫ уже в процессе эксплуатации кресла. Тем не менее, видно, что китайское кресло выполнено гораздо более аккуратно, если судить чисто внешне. Нивское кресло производит стойкое впечатление некоей поделки, как будто, в самом деле, сделанной где-нибудь в тольяттинских гаражах.

Однако, у него есть недостатки:

  • Слабее спинка (металл тоньше раза в 2 по сравнению с нивским креслом),
  • Сложность разборки (снятия мягкой обивки).

У нивского кресла обивка снимается минуты за две…три. А вот с китайским – не все так просто. Придется повозиться и вначале разогнуть некоторое количество стальных колечек. Затем – вынуть поперечные тяги и т.д. Правда… если учесть, что разбирать китайское кресло пришлось исключительно для того, чтобы взять из него детали для ремонта нивского кресла, то за сложность разборки становится не обидно. Один раз ведь делается.


Передние кресло автомобиля Chery Amulet в разобранном состоянии
Передние кресло автомобиля Chery Amulet в разобранном состоянии

Итак, разобрали:


Крючки фиксаторов спинок передних сидений автомобилей Chery Amulet и ВАЗ-21213 Нива
Крючки фиксаторов спинок передних сидений автомобилей Chery Amulet и ВАЗ-21213 Нива

Интересно, что крючки, держащие спинку сиденья, у НИВЫ и у Chery-Amulet – практически одинаковые:


Крючки фиксаторов спинок передних сидений автомобилей Chery Amulet и ВАЗ-21213 Нива, наложенные друг на друга
Крючки фиксаторов спинок передних сидений автомобилей Chery Amulet и ВАЗ-21213 Нива

По крайней мере, отверстия почти одного и того же диаметра. Да и по форме детали практически совпадают, что можно проверить, наложив их друг на друга:


После чего – отрезаем болгаркой механизмы регулировки спинки.

Теперь – займемся креслом для ВАЗ-21213

Отрезаем от него заводские механизмы. Они годятся только в металлолом (впрочем, как вариант, из них можно изготовить, например, шайбы подходящей толщины, детали для металлического забора или т.п.). А вообще, можно было пойти по двум путям:

  • Либо использовать целиком спинку от Chery-Amulet, приварив ее механизмы к нижней части сидения от НИВЫ
  • Либо использовать только непосредственно механизмы от Chery-Amulet

После некоторых колебаний, был выбран, все-таки, второй вариант (кстати, более трудоемкий). Потому, что сама спинка от Chery-Amulet, несмотря на наличие изгибных профилей и т.п., все же показалась менее надежной, что ли. Из-за очень тонкого металла. Из-за невозможности ее усилить. Хотя, возможно, это был чисто субъективный, неверный выбор.

Кроме того, в спинке сиденья Chery-Amulet нет ручки и тросов подъема крючков, которые держат ее. Видимо, на этом автомобиле какой-то иной способ откидывания спинки.

Кресло автомобиля ВАЗ-21213, приварены механизмы откидывания спинки от Chery Amulet
Кресло автомобиля ВАЗ-21213, приварены механизмы откидывания спинки от Chery Amulet

Что же, привариваем механизмы от Chery-Amulet к спинке сидения от НИВЫ. Вот что получается:

Любопытно, что внутренние детали китайских механизмов гораздо более твердые, чем вазовские. Уж по крайней мере, ни гвоздем, ни отверткой средней твердости поцарапать их не получается. Очередной раз задумываемся… и делаем вывод, что автомобильные передние сиденья в России для вседорожника делают менее надежными, чем… в Китае для очень бюджетного легкового автомобиля. Это справедливо, по крайней мере, при сравнении НИВЫ и Chery-Amulet.

М-да… Больше и сказать нечего. Видимо, так и будет сырой металл в механизмах откидывания спинки сидений НИВы (а теперь – и пластмассовые бензобаки на УАЗах). Ну, не позволит известный сказочный персонаж российским автомобилям быть как можно более надежными. Что вот тут будешь делать, увы. И, видимо, так оно и будет, только еще хуже. Ну, да ладно.

Надо отметить, что приваривание следует производить не абы как. Важны:

  • Точность (совпадение основных размеров – местоположения посадочных мест справа и слева, соответственно)
  • Недопущение перегрева механизмов

Если будет нарушена точность местоположения крепежных (посадочных) мест справа и слева, то при откидывании спинки будет перекос и, следовательно, получатся заедания и спинку невозможно будет откинуть на мало-мальски большой угол. Если же перегреть механизмы, то они, очевидно, превратятся в те, которые изготовляет Автоваз. Т.е. металл может отпуститься и стать сырым. Понятно, что закалить обратно в гаражных условиях – уже не получится. Да и механизмы – неразборные.

Поэтому сварка производилась ОЧЕНЬ аккуратно, после очередного короткого процесса сварки (не более 10 секунд) осуществлялось обильное охлаждение механизмов водой (точнее, мокрыми тряпками). При этом и охлаждение следует осуществлять осторожно, чтобы вода не попала внутрь механизмов. Иначе они будут ржаветь. Кроме того, слишком интенсивно охлаждать – тоже нельзя. Сварочные швы могут треснуть, ибо… В итоге сварка отняла более, чем полдня.

Итак, приварили механизмы

Теперь – еще один недостаток нивского кресла, который необходимо устранить. Увы, его кронштейны, которые предназначены для откидывания спинки, изготовлены… тоже из сырого металла! И гнутся, буквально, голыми руками. Понятно, что если пассажир имеет мало-мальски серьезный вес, то, как только он навалится на сиденье своей спиной, кронштейны тут же погнутся. А это приведет к нарушению синхронности механизмов и, как следствие, к высокому усилию на ручке, которую нужно крутить для откидывания спинки. Что, в свою очередь, приведет к ускоренному износу механизмов.

Конечно, да, зачем российским владельцам ВАЗ-21213 Нива крепкие, надежные кресла? Ничего, мол, им и так пойдет. А коли захотят что получше - пусть смотрят в сторону разных Судзуки/Лэндкрузеров и прочих Ниссан-Патролов. Покупая их втридорога. Во как все продумано, аж диву даешься. До мелочей!

М-да…

Если говорить про водительское кресло, то в наиболее опасном положении находится правая (изогнутая) тяга. Пришлось усиливать ее путем наварки арматуры диаметром 12…14 мм.

Кресло автомобиля ВАЗ-21213, усилен правый кронштейн при помощи арматуры
Кресло автомобиля ВАЗ-21213, усилен правый кронштейн при помощи арматуры

Почему – именно арматуры, а не обычного прутка или уголка? Потому, что она изготовляется из стали 45. Эта сталь даже в состоянии поставки обладает некоторой повышенной прочностью (в том числе, и на изгиб) по сравнению с «обычной» сталью, из которой делаются круглые прутки. Вот что получилось:

Да, топорно, некрасиво. Но, куда деваться. Зато теперь получилось очень надежно и погнуть правый кронштейн без кувалды – практически невозможно. Впрочем, по поводу красоты – все это дело вполне можно закрыть чем-нибудь декоративным.


Кресло автомобиля ВАЗ-21213, усилен правый кронштейн при помощи арматуры
Кресло автомобиля ВАЗ-21213, усилен правый кронштейн при помощи арматуры

Более крупным планом:

Следует обратить внимание, что варить нужно прихватками, т.е. отдельными точками, а не полностью. Иначе сталь арматуры вся отпустится и ее прочность упадет. Да, как и ранее, после каждой прихватки следует делать охлаждение водой.

Левый кронштейн усиливать не стали, ибо он - прямой (в отличие от изогнутого правого) и потому в гораздо меньшей степени подвержен изгибам.

Далее – собираем кресло

Штырь ручки откидывания кресла автомобиля ВАЗ-21213
Штырь ручки откидывания кресла автомобиля ВАЗ-21213

Однако, кресло НИВЫ немного шире, чем для Chery-Amulet. Поэтому четырехгранный штырь, служащий для синхронности работы механизмов опускания спинки сидения, пришлось удлинять.

Для этого был найден подходящий стальной четырехгранник. Далее – разделка кромок, аккуратная сварка, придание формы в пределах требуемого допуска размеров.

Не вздумайте варить без разделки кромок! Ибо при этом сварочный шов практически не зайдет внутрь штыря и потом, после доводки его формы под размеры отверстий в механизмах, шов излишне утонится и, скорее всего, лопнет при даже небольшой нагрузке.
Кресло автомобиля ВАЗ-21213 в сборе
Кресло автомобиля ВАЗ-21213 в сборе

Вот кресло в сборе (пока – без мягкой обивки):


Кресло автомобиля ВАЗ-21213 в сборе, дополнительно усилено
Кресло автомобиля ВАЗ-21213 в сборе, дополнительно усилено

Кроме того, еще были наварены усилители самой спинки – крест-накрест, тоже из арматуры. Чтобы механизмы опускания спинки не отломались в процессе эксплуатации, их крепление было усилено приваркой полос металла (толщиной 5 мм, шириной примерно 20 мм):

В отличие от китайского (от Chery-Amulet) кресла, в нивском сделан неверный изгиб спинки (кстати, точно такой же изгиб, вроде как, присутствует и в ВАЗ-2109 и т.п.), вынуждающий водителя сутулиться.

Что испытано, кстати, лично автором этой статьи: действительно, после частых длительных поездок спина как бы привыкает выгибаться несколько назад. На что я обращал внимание, наверное, еще в 90-х годах, даже не столько на себе, сколько глядя на окружающих. Да, очень немало водителей автомобилей ВАЗ-2109 и их модификаций имели, как бы это сказать, «закрепленную сутулость», что ли. Конечно, она, эта сутулость, вполне могла быть вызвана и другими факторами. Но: она гораздо реже наблюдалась, скажем, у водителей Жигулей, Волг. Последние, кстати, зачастую выглядели какими-то статными, что ли… возможно, как раз в результате удобства сидений Волг.

А вот спинка кресла в Chery-Amulet выгнута в обратную сторону, т.е. является более анатомической. Так как выгнуть спинку кресла НИВЫ в обратном направлении (т.е. в сторону руля) не представляется возможным, был сделан компромисс: внутрь спинки вставлен подогнанный по размерам кусок… фанеры. Да, опять-таки – топорно и даже как-то по-дурацки. Как говорят – по-колхозному:

Кресло автомобиля ВАЗ-21213 в сборе, спинка усилена фанерой от излишнего прогиба
Кресло автомобиля ВАЗ-21213 в сборе, спинка усилена фанерой от излишнего прогиба

Однако, с фанерой – кресло стало гораздо удобнее, по крайней мере, прямым и сутулиться в нем уже не приходится. То же «старинное» кресло от ВАЗ-2106 – куда удобнее, чем от НИВЫ ВАЗ-21213.

Замечание. А если вместо фанеры использовать нечто более гибкое (например, лист ДВП или пластмассы нужной гибкости), а также сделать в середине спинки дополнительную рукоятку и т.п. – то вполне легко можно сделать и регулировку прогиба спинки, как это осуществлено в ряде иномарок. Однако, здесь требуется иметь перед собой правильный образец такого кресла, ибо бездумная регулировка может лишь испортить удобство.

Кресло автомобиля ВАЗ-21213 в сборе
Кресло автомобиля ВАЗ-21213 в сборе

Вот кресло в сборе:

Теперь у него, наверное, один главный недостаток: слишком грязное. Да, нужно хорошенько пропылесосить. Ну, и одеть новые чехлы.

Кстати, масса кресла несколько так возросла. Но, конечно, не в разы.

Ставим кресло на автомобиль

Поставилось – без особых проблем. Ведь нижняя-то часть его вообще не изменялась. Однако, при эксплуатации выявился недостаток произведенной модернизации: кресло стало невозможно передвинуть вперед более, чем на 3…5 см (если не откидывать спинку). Дело в том, что одна из арматур, которая приварена к правому кронштейну, при передвижении вперед упирается в пластмассовую облицовку тоннеля пола, в котором расположена коробка передач и раздаточная коробка. Причем, стачивать арматуру – бесполезно, так как это приведет к ослаблению конструкции.

Выхода – два:

  • Либо переварить арматуру, расположив ее несколько сзади кронштейна и чуть подальше от тоннеля пола,
  • Либо как-то изменить облицовку (например, срезать или прогреть и деформировать в сторону тоннеля пола.

В принципе, это несложно, так как мешают какие-то 5 мм. Если же водитель будет ездить, постоянно отодвинув сиденье максимально назад, то можно и ничего не переделывать.

Спинка же откидывается достаточно легко, при этом кресло, как и положено, отъезжает вперед на свои положенные 7...8 см.


Комментарии:
Леонид23.09.2019 14:50
В целом - хорошо, но есть замечания. Надо было по месту вначале прихватить, не снимая кресло с автомобиля. Дело в том, что легковые кресла, в том числе и нивское, они достаточно хлипкие. И если варить не по месту, вполне легко даже может нарушиться геометрия. И все, потом кресло не откинешь будет. Поэтому вначале надо было бы, НЕ СНИМАЯ С АВТОМОБИЛЯ, отрезать один заводской механизм, прихватить другой (китайский) в данном случае; с каждой стороны по паре точек. Затем - другой точно так же. А потом уже - снять кресло и как полагается проварить, можно и усилить спинку и т.д. Это авторам совет на будущее, чтобы потом проблем не было. Слабые детали всегда нужно прихватывать по месту, а потом уже доваривать в снятом виде.
снайпер дорожный30.09.2019 19:54РедактироватьУдалить
Да, сырые детали там. Видимо, не закаливают толком.
Всего комментариев: 2
Пожалуйста, не забудьте ознакомиться с правилами оставления комментариев.



Подписаться на комментарии на этой странице
Вот что мы можем сделать для Вас:
Интересная и полезная
информация
Изменить размер шрифта:
?