Последнее обновление:
Модернизация форсунки заднего стекла автомобиля Нива Lada 4х4
Форсунки стеклоомывателей на автомобилях иногда могут засоряться. В результате попадания мусора, частицы которого не могут пройти через отверстие форсунки. Дело тут в том, что отверстие форсунки имеет форму сужающегося конуса. Поэтому если частица мусора попала в это отверстие, она вполне может не пройти через него наружу. И, как следствие, отверстие засоряется.
Вообще, конечно, заголовок статьи звучит, видимо, странно. Ибо стоимость этой детали, в ценах 2024 г., составляет всего-то примерно 200 российских рублей. Казалось бы, проще заменить, да и все.
Однако, для замены придется, как минимум, открыть багажник. Снять обивку, т.е. открутить около десятка саморезов. Затем - снять шланг с форсунки (а при задубевшем шланге это не всегда просто сделать). Затем, после очистки или замены форсунки, сделать обратные операции.
Конечно, на ряде автомобилей система подачи жидкости для омывателей стекла устроена таким образом, что исключается попадание частиц мусора в форсунку даже в том случае, если в бачок стеклоомывателя была залита грязная жидкость. Такие автомобили могут быть оборудованы, к примеру, специальными фильтрами. Речь в этой статье, конечно, не о них. Речь пойдет об автомобилях попроще - например, о (бюджетных) российских автомобилях.
Так вот, в них замена или операцию по очистке форсунки стеклоомывателя приходится иногда делать. Иной раз владелец автомобиля успевает поездить и продать его, даже не узнав об этой проблеме. И иногда при каком-то стечении обстоятельств приходится прочищать отверстия форсунок чуть ли не, грубо говоря, каждый месяц. Понятно, что при этом постоянная замена форсунок на новые будет как-то не очень.
И проблема тут еще в том, что простое ковыряние отверстий форсунки иглой или проволокой делу не поможет - как раз в силу конического отверстия в ней. Увы, при засорении придется отсоединять от нее шланг подачи омывающей жидкости и, устранив засор отверстий, промыть форсунку обратным потоком воды. А это, кстати, за 1 минуту не сделать. Поэтому попробуем сделать модернизацию. Рассмотрим два варианта - сложный и простой.
Сложный вариант модернизации
Для этого придется изготовить дополнительные детали. В идеале - из пластика. Или - из нержавеющей стали, латуни, меди. Ни в коем случае не из обычной стали, так как в результате коррозии форсунка вскоре засорится снова.
1, 2 - Резьбовые шпильки
3 - Гайка М10х1,25
4 - Штатная форсунка ВАЗ-21213 (21214)
5 - Гайка М8
6 - Прокладка резиновая
У штатной форсунки следует срезать нижнюю часть и затем просверлить ее насквозь сверлом диаметром примерно 7 мм. Отметим, что при этом частично будет поврежден металлический распылитель форсунки, но его эффективность от этого не сильно пострадает.
Затем на части форсунки, противоположной распылителю, следует нарезать внутреннюю резьбу М10х1,25 на глубину примерно 7-8 мм.
Детали 1 и 2 придется изготовить дополнительно. На рисунке деталь 1 изготовлена из меди, а деталь 2 - из латуни. Деталь 1 имеет наружную резьбу М10х1,25, а внутреннюю - М6 (но, можно и М5) глубиной 6-8 мм. Наконец, на правой части детали 1 снижен диаметр - туда будет надеваться шланг подачи жидкости стеклоомывателя, который надевался на срезанную часть форсунки.
Деталь 2 имеет наружную резьбу М6 (или М5, соответственно). Начиная с левого ее конца и на глубину примерно 15 мм просверлено отверстие диаметром 2,5-3 мм. И в конце этого отверстия сбоку форсунки имеется еще одно отверстие, ось которого перпендикулярна оси первого отверстия. Т.е. оно выходит на наружную поверхность детали 2 (видно на рисунке примерно посередине нее). В правой части детали 2 следует сделать распил (паз) под отвертку.
Сборка форсунки осуществляется так. Вначале левая (по рисунку) часть детали 1 вкручивается в левую часть штатной форсунки (деталь 4). Затем через отверстие в правой части форсунки вставляется деталь 2 - тоже правым ее концом. Таким образом, через деталь 1 будет подаваться омывающая жидкость, которая попадет затем внутрь детали 2 и выйдет через боковое отверстие внутрь форсунки, поступая затем к распылителю.
Правый конец детали 2 будет выступать из форсунки (справа) на величину примерно 1 см. На этот конец надевается (с усилием, в целях герметизации) уплотнительная прокладка 6 и затем накручивается гайка 5, что герметизирует соединение, исключая потеки омывающей жидкости.
И, собственно, все. Вот как все это будет выглядеть в сборе. Для сравнения, приведено изображение штатной форсунки (старого образца, без гайки).
Как видим, вместо пластмассового штуцера в самодельной конструкции будет металлический (в данном случае - медный) штуцер. Кстати, на рисунке он, на самом деле, коротковат; желательно бы сделать штуцер хотя бы такой же длины, как штатный.
Теперь остается лишь сточить выступающую часть резиновой прокладки (например, на наждаке), ну, и, быть может, закрыть форсунку снаружи неким декоративным чехлом - чтобы гайка и прокладка не портила внешний вид. Ну, или можно придать гайке, например, округлую форму и закрасить форсунку в сборе краской.
Форсунка теперь будет устанавливаться на крышку багажника при помощи гайки. И, самом главное: в случае засорения форсунки уже не будет необходимости в ее съеме. Более того, даже багажник открывать не нужно будет. Все, что нужно будет сделать при засорении форсунки - это открутить гайку 5 (справа форсунки - по рисунку). При этом можно придерживать отверткой деталь 2 от выворачивания.
После этого следует снять прокладку 6, прочистить отверстие в распылителе форсунки (шилом, иглой соответствующего размера или тонкой проволокой). Затем, заткнув отверстие распылителя снаружи (например, изолентой или хотя бы пальцем) нужно включить подачу жидкости омывателя заднего стекла секунд на 20-30. При этом частички мусора, находившиеся внутри форсунки, потоком жидкости будут вынесены наружу.
После этого останется только надеть прокладку 6 снова и прижать ее, как и ранее, гайкой 5.
Примечание. При изготовлении дополнительных деталей важно соблюсти соосность внутренней и внешней резьб детали 1. Иначе при завинчивании в нее детали 2 последняя будет расположена криво. Поэтому лучше бы изготавливать эти детали на токарном станке. Впрочем, при наличии сноровки и необходимых слесарных навыков вполне возможно обойтись тисами, напильником и дрелью. Ну, и резьбонарезающими инструментами, конечно.
Простой способ
Здесь все проще. Дождавшись, когда штатная форсунка засорится, просверливаем по центру ее верхней части (рядом с распылителем) сквозное отверстие и затем нарезаем там резьбу М4 или М5. Потребуется также винт М4 или М5 (соответственно) из материала, не подверженного коррозии. Ну, и резиновая прокладка (деталь 6). При засорении форсунки - откручиваем винт вместе с прокладкой, очищаем отверстия в распылителе форсунки и, как и ранее, включаем подачу жидкости омывателя секунд на 20-30. Затем, дождавшись, пока частицы мусора будут вынесены потоком жидкости наружу, за пределы форсунки, закручиваем винт обратно. Можно, кстати, подать жидкость под увеличенным давлением - так больше гарантий для очистки форсунки.
Этот способ лучше, так как диаметр отверстия в верхней части форсунки будет немного меньше, чем в предыдущем способе. Это приведет к меньшему повреждению металлического распылителя форсунки.
Однако, при всей простоте, этот способ немного хуже предыдущего тем, что не позволяет визуально убедиться в чистоте внутри форсунки - в силу более низкого диаметра отверстия. И не позволяет провести механическую чистку внутри. Однако, при этом сохраняется распылитель.
Конкретные размеры деталей, видимо, давать нет смысла, ибо их определить вполне можно по месту - в зависимости от конкретной модели форсунки.
Примечание
А вообще, можно было бы предложить и третий способ - сделать разборную форсунку. Например, развинчивающуюся. Сделать ее очень несложно. Странно, почему же до сих пор выпускают форсунки те, которые выпускают - т.е. без возможности их разборки и очистки? Вопрос, конечно, риторический. Это как с реле стартера, которое, поработав несколько лет, начинает сбоить все чаще и чаще, вплоть до полной неработоспособности. Чтобы потом владелец авто пошел в магазин и купил очередное новое реле (или форсунку). Хотя, достаточно лишь приварить одну деталь к другой - и реле станет практически вечным. То же самое - и в отношении форсунки.
Хотя, о чем разговор-то. Ведь есть даже автомобили (например, Вольво), в которых даже и не такие детали выполнены практически абсолютно не ремонтопригодными.