Научный консалтинг
Главная
Контакты
Номер телефона
Как мы работаем
Гарантии
Условия
Цены

Последнее обновление: 15.08.2019

Если нет 80-го бензина, можно ли использовать 92-й в двухтактных двигателях?

В последнее время данный вопрос волнует - не сказать, что многих, но, все-таки, достаточное количество владельцев техники. В самом деле, когда-то, годы назад, люди (или организации) честно, законно приобрели технику. Работающую на 80-м бензине (АИ-80). Законно и добросовестно пользовались этой техникой, заботились о ней, ремонтировали. И, вдруг получили, что называется, «под занавес»: прекращен выпуск 80-го бензина…

Почему, как это?...

А вот так. Взяли, да и прекратили. ЕСТЕСТВЕННО, не спросив граждан страны – владельцев техники об этом. Вам, мол, и так пойдет. Покупайте тот бензин, который есть в продажи, да и все. А ежели техника ваша там не работает – так это, якобы, «ваши» проблемы.

Строго говоря, конечно, это – проблемы отнюдь не владельцев техники, для которой более не выпускают топлива, на который она рассчитана. Это – проблемы даже не нефтяных компаний, хотя и в отношении них можно было бы вспомнить об антимонопольном законодательстве, по крайней мере… Ведь прекращение выпуска 80-го бензина весьма похоже на картельный сговор. Это – проблема государства, в частности, его законодательной власти (т.е. той власти, которая утверждает/подписывает законы), а также гарантирующей (т.е. той, которая, вроде как, что-то там обязана гарантировать – что-то из серии соблюдения законности, в первую очередь, Конституции России, конечно). Но, так как этот, как его, «гарант»-то, нынче занимается достаточно увлекательными и «интересными» делами, нередко – далекими от государственного управления, то… то приходится решать вопрос иными путями. Конечно, правовым аспектам прекращения выпуска 80-го бензина можно было бы посвятить отдельную статью.

Можно ли использовать какие-то другие виды топлива в технике, рассчитанной на 80-й бензин?

Так что давайте поговорим именно об этом, о чисто технической стороне вопроса. Для ответа на этот вопрос есть два направления:

  • Двухтактные двигатели,
  • Четырехтактные двигатели.

Рабочие циклы у этих двигателей – разные, характеристики, технические особенности – тоже. Поэтому, разумеется, нельзя бездумно применять одно и то же к обоим типам таких двигателей. В этой статье мы сосредоточимся именно на двухтактных двигателях. Если более конкретно – рассмотрим, можно ли использовать 92-й бензин в двухтактных двигателях, конкретно – в бензопиле «Урал Электрон». Поэтому ниже речь, в основном, пойдет именно о ней. Эта бензопила имеет сравнительно малую степень сжатия топливной смеси в двигателе, по сравнению с современными бензопилами.

Вообще, двухтактные двигатели имеют не только бензопилы, но и некоторые мотоблоки, лодочные моторы, мотопомпы, мотокосы, газонокосилки и т.д. Там, где требуется малая масса двигателя, где важна максимальная мощность на единицу массы – там, как правило, и применяют двухтактные бензиновые двигатели.

Критерии

Вначале следует обозначить критерии, на основе которых мы с Вами будем делать выводы, можно ли использовать бензопилу на 92-м бензине. Это:

  1. Пуск, по крайней мере, не слишком затрудненный
  2. Возможность более-менее полноценной работы двигателя
  3. Надежность

Первые два критерия – очевидны. Понятно, что если мы не сможем запустить двигатель без серьезных ухищрений, если не сможем более-менее полноценно работать бензопилой, то, естественно, 92-й бензин явно не будет подходить.

Под надежностью будем понимать сохранение рабочих параметров двигателя бензопилы, в частности, его температуры. Точнее, не слишком сильное превышение температуры в процессе работы двигателя, при работе на 92-м бензине, по сравнению с 80-м.

Конечно, существуют еще и другие факторы надежности, например, состав бензина (не разъест ли он прокладку карбюратора, к примеру), скорость горения, максимальное давление в камере сгорания, склонность к детонации и др. Но, первые два…три из них являются взаимосвязанными с температурой. Что касается последнего – так в отношении этого 92-й бензин даже лучше, чем 80-й.

Возможен ли запуск и работа бензопилы «Урал» на 92-м бензине?

Как ни странно, да. Естественно, бензин должен быть с добавлением масла в пропорции примерно 1:20. Впрочем, забегая вперед, мы увидим, что добавлять можно… не только масло. Но, об этом – чуть позже.

Кстати, не этого ли и добивается общеизвестный «гарант», дав согласие на прекращение выпуска 80-го бензина? Не того ли он добивается, чтобы у владельцев старой техники она побыстрее сломалась?... Это ведь «подтолкнет» рынок авто/мотохехники, владельцы вынуждены будут, тратя свои последние сбережения, влезая в кредиты, приобретать новую технику… Да и, попутно, появится возможность – дополнительно поглумиться над людьми.

Итак, третьим по важности критерием является температура. Именно она определяет, с одной стороны, способность полноценной работы двигателя. А, с другой стороны, она влияет и на надежность. А именно, если температура в процессе работы двигателя будет излишне высокой, это будет способствовать его преждевременному выходу из строя. В конце концов, ведь поршень, а также сам цилиндр сделаны – из алюминиевого сплава. Температура плавления которого находится в диапазоне 600…700 0С. Поэтому при излишне высокой температуре детали двигателя могут, банально, начать плавиться и прогореть.

А какая температура?...

Вот мы все говорим – температура, температура... А какая? Температура – ЧЕГО? Как минимум, это – температура выхлопных газов. Однако, есть еще температура головки блока. Есть еще температура рабочей смеси в процессе ее сгорания – средняя и максимальная.

Действительно, что понимать под «температурой» в данном случае? КАКАЯ температура наиболее актуальна в целях определения надежности двигателя?

Конечно, в идеале, следовало бы измерять ВСЕ возможные виды температур, так или иначе имеющие отношение к работающему двигателю. Проблема, однако, в том, что для этого придется использовать специальные лабораторные обстановки. Так как, скажем, достаточно затруднительно измерять, скажем, максимальную температуру обычной среднестатистической бензопилы «Урал». Ведь для этого в головку блока придется каким-то образом поместить высокочувствительный и, главное, скоростной датчик температуры. Сделать-то это, конечно, можно. Но. Сложно. Особенно, к примеру, в гаражно-домашних условиях. Ибо потребуется сверлить головку блока, пользоваться аргоновой сваркой и т.д. И не факт, что после подобных манипуляций пила прослужит долго…

В одной статье, а также во многих учебниках по автомобильному делу идет речь, как минимум, о ДВУХ видах температур двигателя:

  • Температура головки цилиндра(ов),
  • Температура выхлопных газов.

Надо отметить, что это – в общем случае – не связанные друг с другом параметры. Вполне может быть так, что температура головки блока слишком высокая, но, напротив, температура выхлопных газов – нормальная. И, наоборот.

В ряде же других публикаций, в том числе и в интернете, на форумах, увы, зачастую речь идет либо только о температуре выхлопных газов, либо только о температуре головки блока. Видимо, это следствие – то ли нежелания разобраться в вопросе, то ли – недостатка возможностей для поиска и анализа информации.

Итак, в качестве критерия температуры примем обе из только что перечисленных. Примем, в качестве догмы, что если обе эти температуры не выходят за допустимые пределы, то и остальные температуры и, следовательно, и надежность двухтактного бензинового двигателя будут тоже в оговоренных пределах, т.е. в норме.

На всякий случай: догма - это утверждение, основанное на авторитете, принимаемое на веру без доказательств. В отличие от аксиомы, которая представляет собой утверждение, принимаемое на веру, исходя из эмпирических, практических результатов.

Как измерять температуру головки блока и температуру выхлопных газов?

Крепление термопар на бензопиле Урал

Вот как это может выглядеть:

Измерять будем, очевидно, термопарами. Двумя. Одна из которых должна присутствовать внутри глушителя, а другая должна быть прижата к головке блока в той точке, которая, наиболее вероятно, будет иметь самую высокую температуру среди других мест головки.

Провода от термопар подключены к витой паре (серый провод на рисунках; витые пары применяются для соединения компьютеров друг с другом, а также с модемами, принтерами и т.п.), а она, в свою очередь, к двум цифровым мультиметрам.

Для надежности измерений, для термопары – датчика температуры выхлопных газов – в глушителе было просверлено отверстие, чтобы измерялась температура газов, непосредственно выходящих из цилиндра двигателя, а не газов, прошедших систему глушителя и частично охладившихся.

А теперь – покрупнее:

Крепление термопар на бензопиле Урал - крупным планом

Свеча тестируемой бензопилы «Урал» представляла собой, вообще говоря, ужасное зрелище:

Свеча тестируемой бензопилы Урал

Заросшая нагаром, в состав которого, в том числе, видимо, входили и присадки из масла. М-да… Тем не менее, пила вполне сносно выполняла свою работу, т.е. пилила. Заводилась с 1…4 рывков (подробнее об этом – ниже). Свечу специально не меняли для того, чтобы протестировать возможность пуска двигателя и работы бензопилы в несколько ухудшенных технических условиях.

Конечно, по ходу экспериментов надо было бы измерять полезную мощность, а также состав горючей смеси… но, увы, без специального лабораторного оборудования это не представляется возможным. Поэтому мощность определялась «на глазок» - в зависимости от нагрузки на бензопилу и диаметра распиливаемой древесины.

Экспериментальные результаты

Теперь, наконец, рассмотрим самое интересное – экспериментальные результаты. Бензопила «Урал» тестировалась при пилении древесины (диаметром от 10 до 30 см и, иногда, более), топливом служили следующие смеси:

  1. Смесь 80-го бензина («Нормаль») с маслом в пропорции 1:20; смесь находилась в пластмассовой канистре в течение примерно 6…12 месяцев (остатки с тех времен, когда еще продавался 80-й бензин),
  2. Смесь 92-го бензина («Регуляр»), находившегося в герметичной металлической канистре в течение примерно 6…12 месяцев, с маслом в пропорции 1:20,
  3. Смесь 92-го бензина («Регуляр»), находившегося в герметичной металлической канистре в течение примерно 6…12 месяцев, с маслом в пропорции 1:20 + керосин в пропорции 1:8,
  4. Смесь 92-го бензина («Регуляр»), находившегося в герметичной металлической канистре в течение примерно 6…12 месяцев, с маслом в пропорции 1:20 + керосин в пропорции 1:4,
  5. Смесь 92-го бензина, купленного на АЗС «Башнефть» 11.07.2019, с маслом в пропорции 1:20,
  6. Смесь 92-го бензина, купленного на АЗС «Башнефть» 11.07.2019, с маслом в пропорции 1:20 + дизельное топливо в пропорции 1:10.
Канистра от масла, используемого для добавки в топливную смесь тестируемой бензопилы Урал

Перед очередным испытанием из бензобака тщательно сливались остатки топлива, после чего заливалась смесь с новым составом и испытания продолжались. Испытания проводились в перечисленной выше последовательности. Всего испытания заняли около трех дней в течение периода 5…15 июля 2019 г. Масло применялось вот такое, простоявшее в пластмассовой емкости примерно 1,5 года.

Дизельное топливо было куплено на АЗС «Башнефть» в июле 2019 г.

Примечание. А для чего делались добавки керосина, дизельного топлива (или солярки)? Для снижения октанового числа. Дело в том, что масло, керосин, дизельное топливо снижают октановое число. Об этом поговорим ниже.

Результаты

Что получилось? Если честно, то ожидалось, что смеси на 92-м бензине проявят себя с гораздо более «высокотемпературной» стороны по сравнению с 80-м. Но, как ни странно, ничего подобного не произошло. Пила вполне терпимо пилила на всех указанных смесях. Особых повышений температур зафиксировать не удалось.

Впрочем, возможно, это вызвано, в основном, относительно невысокими нагрузками при пилении. Ведь для «Урала» древесина диаметром до 30 см, даже дуб, - это так, разминка. Особенно, если цепь – хорошего качества и заточена. По-настоящему его возможности проявляются, когда пилится древесина диаметром от 70…80 см. Когда древесина – сырая и вязкая, и цепь буквально увязает в ней (например, старые тополя, древесина которых перевита многочисленными сучьями). Однако, некоторые изменения все-таки были зафиксированы.

В таблице ниже приведены результаты экспериментов:

Топливная смесь Температура головки цилиндра (милливольт/0С) Температура выхлопных газов (вольт/0С) Режим работы Примечание
1. Смесь 80-го бензина («Нормаль») с маслом в пропорции 1:20; смесь находилась в пластмассовой канистре в течение примерно 6…12 месяцев (остатки) 2,4 / 91 0,59 / 206 Холостой ход
3,1 / 116 0,8 / 270
2,8 / 105 1,5 / 483 Средняя нагрузка
2,9 / 108 1,3 / 422
3 / 112 1,6 / 513
3,1 / 116 1,2 / 392
3,0…5,3 / 112…254 0,87…1,30 / 291…422 Высокая нагрузка
2. Смесь 92-го бензина («Регуляр»), проездившего в автомобиле около 7 тыс. км в герметичной металлической канистре в течение примерно 6…12 месяцев, с маслом в пропорции 1:20 2,4 / 91 0,8 / 270 Холостой ход
3,4 / 129 0,94 / 313
3,8 / 149 0,82 / 276
3,9 / 155 0,9 / 301 Средняя нагрузка Субъективно, разницы между 80-м бензином незаметно
4,5 / 191 1,13 / 370
4,1 / 166 1,25 / 407
3,0…4,5 / 112…191 0,88…1,23 / 294…401 Высокая нагрузка
3. Смесь 92-го бензина, купленного на АЗС «Башнефть» 11.07.2019, с маслом в пропорции 1:20 2,5 / 94 0,7 / 240 Холостой ход Пила стала сильнее откликаться на нажатие ручки газа, даже как-то непривычно. Много сизоватого дыма.
3,7 / 144 0,88 / 294


Пожалуйста, не забудьте ознакомиться с правилами оставления комментариев.



Подписаться на комментарии на этой странице
Вот что мы можем сделать для Вас:
Интересная и полезная
информация
Изменить размер шрифта:
?