Последнее обновление:
Работа Платона "О государстве" - отторжение властей
(Часть 4)
Но, все же, каким-то образом пусть (в идеале) отобрана эта самая лучшая часть граждан и им доверено управление справедливым государством. Что произойдет на практике, если принять во внимание ВСЕ рекомендации Платона, изложенные в работе «О государстве»?
Лучшая часть она, конечно, ЛУЧШАЯ. Но, к сожалению, скорее всего, НЕИДЕАЛЬНАЯ (о чем Платон не сказал). А это означает, что ряду граждан, входящих в состав привилегированного сословия, будут свойственны те или иные слабости, недостатки. И при условии, что реального контроля над нею (этой лучшей частью) со стороны всего общества нет (ибо оно потчуется мифами), рано или поздно наступит ситуация, когда начнутся злоупотребления, вызванные тем или иным недостатком.
Например, гражданин привилегированного сословия, имеющий в качестве недостатка алчность, будет способствовать переходу большей части средств государства в свои руки; склонный к гордыне гражданин будет способствовать тому, чтобы его восхваляли чаще, чем других и т.п. Тем самым, между гражданами, входящими в привилегированное сословие, начнут возникать ссоры, переходящие в противостояния, а то и войны.
Конечно, будут присутствовать и другие привилегированные граждане, которые постараются утихомирить враждующих. Но, в любом случае, возникнет ситуация, когда власть имеющие (привилегированные) будут, по крайней мере, отчасти, заниматься выяснениями отношений между собой и пытаться повернуть государственную политику в свою пользу, а весь остальной народ – будет жить в мифах («оптимизма») и работать на государство. И ему будут, в подавляющем большинстве неясны истинные причины всех этих вражд и ссор. В самом деле, если народ докопается до истинных причин, разве сможет он и далее продолжать считать привилегированное сословие лучшими гражданами государства?…
Таким образом, год за годом, возникнет ситуация распада, отторжения власть имеющих от остального народа. Но если вначале она присутствовала лишь в невозможности для простого народа овладения несколькими профессиями и (что важнее) невозможностью свободно иметь потомство, а также низким уровнем и качеством знаний о мире и жизни, то впоследствии начнет возникать как бы пропасть отторжения.
Власти начнут все чаще заниматься «своими» делами, а народ все меньше будет способен реально понять, что к чему. Для того, чтобы достигнуть такого его состояния, власти будут вынуждены подбрасывать народу все новые и новые мифы, а также подправлять, корректировать уже имеющиеся (в настоящее время, кстати, это делается при помощи средств массовой информации – телевидения, радио, газет, интернета). Тем самым, вместо одного «справедливого» государства возникнет как бы два: одно – государство привилегированного сословия, другое – народное (ярким примером тому является, скажем, современная Франция, где объединение масонов представляет собой своего рода «государство в государстве»).
У части неидеальных граждан привилегированного сословия будут возникать дальнейшие попытки повернуть политику государства в свою пользу (о чем, кстати, не мог не знать Платон), причем уже ущемляя интересы народа – даже не в пользу идеи о справедливом государстве. В самом деле, если народ загружен мифами донельзя, а прав у него гораздо меньше, чем у привилегированного сословия, неужели неидеальные члены последнего этим не воспользуются? Неужели вечно голодный волк не набросится на овцу, мирно и оптимистично (как ей рекомендовано) пасущуюся на лугу, если защитников у нее нет или они слабы?
Это будет длиться до тех пор, пока граждане среди простого народа не в состоянии будут разобраться, почему же им живется все хуже; гораздо хуже, чем могло бы быть; кто на самом деле истинный виновник того, что им нельзя иметь детей, нельзя поступить на высокую должность, невозможно стать истинно любимыми, невозможно стать богатыми и т.д.
Несмотря на мифы и запреты, рост науки и познания остановить нельзя – это убедительно показывают исторические факты. Несмотря на то, что часть науки будет засекреченной (недоступной простым гражданам), рано или поздно тайное становится явным. Поэтому рано или поздно среди простого народа будут появляться люди, способные разобраться в истинных причинах происходящего (о чем, видимо, не догадывался Платон, уповавший на запрет для простого народа заниматься другой профессией, кроме какой-либо одной). Это вызовет необходимость привилегированному сословию или добровольно отойти от власти (подобное, кстати, не так уж редко в истории, например, последний российский царь Николай II), или поддерживать свою власть уже силой, а не уважением, как раньше.
Яркий пример тому – возникшее движение иезуитов, выразившееся в возникновении инквизиции, НАСИЛЬСТВЕННО принуждавшей людей к вере и продлившей еще почти на 100 лет агонию власти церкви. Кстати, а почему возникло это движение? Исторические свидетельства утверждают, что жил-был один сумасшедший - Игнатий Лойола, который, как утверждается, из самых чистых и добрых побуждений предложил папе римскому защищать веру не только словом, но и мечом. На что тот, естественно, согласился и даже дал этому сумасшедшему соответствующие полномочия. Ибо Лойола предлагал совсем не то, что Христос с его всеобщей любовью и неземным царствием "не от мира сего". Методы "укрепления веры", которые применял Игнатий Лойола, были самыми что ни есть земными, а потому более понятными папе римскому (равно как, впрочем, любому властителю - практику). Хотел ли Сократ применения подобных методов? Это неясно, ибо о том, КАК, при помощи КАКИХ методов простой народ справедливого государства удерживался бы во власти мифов, в работе "О государстве" не сказано.
Возможно, простой народ, в понимании Сократа (или, может, и на самом деле), был настолько недалеким, способным "усвоить" практически любой вымысел, спушенный ему свыше (от правительства), что особых обсуждений в этой связи ему (Сократу) и не требовалось, ибо это было и так очевидно. Поэтому здесь Сократ, как раз, мог быть и правым. В самом деле, если, скажем, судить по немалой части современного общества... современного(!), которому, казалось бы, доступно море информации, доступны результаты научных исследований и публикаций, и даже доступна возможность проверить большую часть их самостоятельно... а ведь всего этого люди были лишены раньше, в те далекие времена. Общество, которое умеет читать и писать (пусть иной раз и с вопиющими грамматическими ошибками, но тем не менее). Но даже если это - современное - общество не способно жить без мифов, то что уж говорить об обществе времен Сократа (Платона). Возможно, Сократ считал, что говорить такому обществу правду и только правду - это, по меньшей мере, несерьезно. Это, как бы мог сказать Христос - "перед свиньями бисер метать". То же самое, что говорить правду, скажем, тараканам, кошкам. Кроме того, правда, понятая неверно, подчас способна натворить куда больше бед, чем вовремя и "грамотно" высказанная ложь. Ну, впрочем, ладно, продолжим.