Научный консалтинг
Главная
Контакты
Номер телефона
Как мы работаем
Гарантии
Условия
Цены

Последнее обновление:

Какими Санитарными правилами (и нормами) следует руководствоваться при оценке нормативов излучения СВЧ?

Вопрос: какими же санитарными правилами и нормами руководствоваться в настоящее время (2020 г.) при оценке допустимости уровня СВЧ, условий эксплуатации установок СВЧ и т.д.? Старыми и/или новыми?...

В свое время действовали Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4/2.1.8.989-00, СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96 "Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона (ЭМИ РЧ)" (утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 29 октября 2000 г.).

В 2003 г. были приняты Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03".

Также есть Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.8/2.2.4.2302-07 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов", Изменения №1 к СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19 декабря 2007 г. №91.

Что говорят правовые системы в интернете

Любопытно, что в разных правовых системах на этот счет – разнобой. Одни уверяют, что старые (например, 2.2.4/2.1.8.055-96) СанПиН действуют, другие – что нет, т.е. прекратили действие. Согласно правовой системе Гарант:

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4/2.1.8.989-00 "Изменение №1 к СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96 "Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона (ЭМИ РЧ)" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29 октября 2000 г.), прекратили действие.

На сайте этой правовой системы поясняется, что эти санитарные правила фактически прекратили действие, так как с 30 июня 2003 г. введены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 9 июня 2003 г.

Данное пояснение от правовой системы «Гарант» нельзя признать правильным. Ибо российский закон не содержит понятия «фактическое прекращение действия» нормативно-правового акта. Поэтому указанная фраза представляет собой, всего-навсего, оценочное суждение, личное мнение сотрудников «Гарант», причем, совершенно не обоснованное, так как не имеет под собой никакой правовой базы. Ссылки на конкретные статьи нормативно-правовых актов, на основании которых можно было бы сделать указанный вывод, в указанном суждении отсутствуют.

Забегая вперед, отметим, что этот СанПиН действительно отменен, только не в результате «фактического прекращения действия», а на основании п.16 Письма Минздрава РФ от 23.07.2003 №1100/1946-03-110 "О санитарных правилах".

Что же касается ряда других правовых систем в интернете – то там еще все «проще»: лишь указывается «действует» (например, zakonbase.ru) или «не действует» (например, Норматив-контур).

Поэтому, делаем вывод: на начало 2020 г. информацией из правовых систем в интернете, касающейся СанПиНов, устанавливающих нормы облучения СВЧ, а также установок, устройств СВЧ, руководствоваться НЕЛЬЗЯ. Придется делать правовой анализ.

Что говорит общая теория права

Любой нормативно-правовой акт может или действовать (полностью или в части) или не действовать. Для того, чтобы он прекратил действовать, должны быть однозначные причины, четко оговоренные законом. Никакой нормативно-правовой акт не может прекратить действовать произвольно, по чьему-либо волюнтаристскому желанию.

В теории права можно встретить несколько общих способов прекращения действия нормативного правового акта:

  1. Прямая отмена или приостановление нормативного правового акта;
  2. Ограничение нормативного акта в отношении тех или иных (общественных) отношений;
  3. Фактическая отмена одного нормативного правого акта другим нормативным правовым актом, принятым по тому же предмету правового регулирования;
  4. Истечение срока, на который был издан нормативно-правовой акт, если этот срок был установлен;
  5. Исчезновение общественных отношений, на урегулирование которых был направлен нормативный правовой акт.

Конечно, каждый из перечисленных вариантов исследователями разделяется на подварианты и т.д., но мы здесь не будем в это углубляться.

Отмена нормативных правовых актов может быть оформлена тремя различными способами:

  1. Во-первых, с принятием закона может быть принят закон о его введении в действие, где будут содержаться нормы об отмене ранее действовавших актов. Такая практика характерна при принятии кодексов.
  2. Во-вторых, могут приниматься специальные акты, содержанием которых является только отмена нормативных правовых актов. На современном этапе нормотворчества такие акты принимаются достаточно редко и в основном на подзаконном уровне. Законодатель стремится своевременно отменять «устаревшие» акты.
  3. В-третьих, включением специальных норм об отмене ранее действовавших норм в текст акта, содержащего новые правила поведения.

Что следует из нормативно-правовых актов

В преамбуле к  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 9 июня 2003 г. №135 "О введении в действие санитарных правил и нормативов - СанПиН 2.2.4.1383-03" (с изменениями и дополнениями) сказано:

На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650) и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295) постановляю:

Ввести в действие с 30 июня 2003 года Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов. СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 9 июня 2003 г. Г.Г. Онищенко.

Об отмене более старых СанПиНов речи, как видим, не идет. Стало быть, сам по себе СанПиН 2.2.4.1383-03 не отменяет более ранние СанПиНы.


Пункт 1.1 СанПиНа 2.2.4.1383-03 устанавливает: настоящие государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санитарные правила) разработаны в соответствии с:

  1. Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650) и
  2. Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 554 от 24 июля 2000 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295).

Стало быть, для того, чтобы установить, как соотносится этот СанПиН и более ранние (старые) версии аналогичных СанПиНов, необходимо руководствоваться перечисленными в этом пункте нормативно-правовыми актами. Посмотрим, что они устанавливают.

1. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

Согласно ст.3 Закона, законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.4, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.2 ст.12, при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Т.е. здесь видим ясную отсылку Закона на СанПиНы. Аналогичные отсылки имеются в ст.23, 27.

Ч.1 ст.38 предусматривает, что разработка санитарных правил осуществляется… в порядке, установленном положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании (т.е. Положением №554).

Любопытна ст.55 Закона: За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иными словами, гражданской ответственности… НЕ предусмотрено. На практике это означает, что если полиция, роспотребнадзор, жилищная и строительная инспекция, прокуратура будут, как это нередко происходит, внаглую футболить заявителей (например, граждан, жалующихся на высокий уровень СВЧ-излучения), то им самим заявить гражданский иск в суд НЕ УДАСТСЯ. Иск в суд если и будет возможен, то исключительно в случаях, когда самим этим гражданам (а также лицам, находящимся на их попечении), их имуществу будет принесен фактический вред (ст.57 Закона). Причем, факт такого вреда, равно как и причинно-следственную связь между ним и действиями/бездействием лиц, нарушивших санитарное законодательство, придется еще доказать. В условиях современной России сделать это – весьма непросто.

За исключением ситуации, если заявитель не является, к примеру, российским церковным патриархом. Вот тому, да, удалось «доказать» даже вред от некоей нанопыли для принадлежащих ему книг. Там, видимо, сам «господь бог» помог. Потому как разумных объяснений найти затруднительно.

Таким образом, Закон №52-ФЗ не содержит никаких конкретных ссылок на то, какой именно СанПиН является более приоритетным: старый или новый. Не содержит это закон и указаний о сроке действия СанПиНов, условии их отмены или прекращения действия.

2. Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №554 от 24 июля 2000 года

Повторимся, что на это Положение имеется ссылка в Федеральном законе №52-ФЗ. Вот что оно устанавливает:

1. Основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания.

2. Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы),

Иными словами, отмечено, что СанПиН может являться нормативно-правовым актом, который устанавливает санитарно-эпидемиологические правила, выражающиеся, в частности, в максимально или минимально допустимом количественном и (или) качественном значении показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания.

3. Государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее именуются - санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к… жилым помещениям.

И вот, наконец, ключевое:

10. Срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления не более чем на 5 лет.

11. Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.

Иначе говоря, срок действия СанПиНов не может превышать 10 лет, а при продлении – 15 лет. Это означает, что эти нормативно-правовые акты характеризуются некоей временностью. Поэтому для того, чтобы они прекратили свое действие, достаточно истечения указанного срока. Поэтому отменять их, как это делается в необходимых случаях, скажем, с федеральными законами, кодексами – полностью или в части – необязательно.


Примечание. Интересно, что раньше в этом Положении был также п.13: Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет издание санитарных правил и методик контроля факторов среды обитания, которые реализуются через торговую сеть в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Да, был… и сплыл. В самом деле, зачем там министерству здравоохранения заботиться о такой ерунде. Пусть, мол, те, кому интересно, сами ищут эти методики… где хотят. Так, глядишь, скоро засекретят их, эти методики-то. После чего гражданам можно будет просто тупо отвечать что-то из серии: «обследование проведено, все показатели в норме. Результатов не раскрываем, так как методика засекречена».

Смотрим на даты СанПиНов, устанавливающих нормы по СВЧ-излучению

Для наглядности, составим таблицу:

СанПиН Когда были введены Примечание
СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96 1996 г. Отменено Письмом Минздрава РФ от 23.07.2003 N 1100/1946-03-110 "О санитарных правилах"
СанПиН 2.2.4/2.1.8.989-00 1 января 2001 г. Отменено тем же письмом, как уточнение СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96
СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов" 30 июня 2003 г. Введены взамен СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96
СанПиН 2.1.8/2.2.4.2302-07 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов" Изменения №1 к СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03" 20 февраля 2008 г. Уточнение СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03

Судя по датам, можно сделать очевидный вывод: в настоящее время (2020 г.) истек срок действия почти ВСЕХ перечисленных выше СанПиНов, за исключением, быть может, последнего. И то, если его продлевали. Однако, информации об этом, увы, нам найти не удалось. Скорее всего, этот СанПиН действует просто-напросто задним числом.

А вот по поводу СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 ситуация интереснее. Даже с учетом того, что в него были внесены изменения более новым СанПиНом (от 2008 г.), можно ли считать действующим более старый СанПиН от 2003 г.? Вообще-то, если исходить из буквы закона, то, на наш взгляд, нельзя. Для придания ему статуса действующего – мало внести в него изменения; его необходимо переиздать. Т.е. обновить дату, если можно так выразиться.

Ну, а если (как это нынче в России практикуется) не обращать на это внимания – тогда, конечно, можно. Тогда можно вообще ВСЁ, что угодно. Да, зачем, мол, там какие-то закорючки и условности в Законах и Положениях учитывать. Есть, мол, последний СанПиН, да и ладно.

Собственно, это вообще, о чем?... Когда в стране огульно нарушается даже Конституция – о каких там СанПиНах (и прочих «мелочах») может вообще идти речь. Это же смешно.
Вывод

Можно сделать такой вывод: в настоящее время (начало 2020 г.) можно считать (условно!) действующим СанПиН 2.1.8/2.2.4.2302-07. И, если не обращать внимания на п.10 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №554 (да, если сделать вид, что, мол, вообще забыли, что такое положение существует), то тогда можно также считать «действующим» и СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03.

А СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96 ?

Он отменен п.16 Письма Минздрава РФ от 23.07.2003 №1100/1946-03-110 "О санитарных правилах". Вместо него этим же Письмом вводится Постановление о введении №135 от 09.06.2003 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03.

Интересные выдержки из СанПиН 2.2.4.1383-03

3.6. На территориях (крышах), куда исключен доступ людей, не связанных непосредственно с обслуживанием оборудования ПРТО, должны соблюдаться требования для условий производственных воздействий ЭМП.

Иными словами, если нынче на крыше расположены антенны, вышки сотовой связи или т.п., лазить туда (или хотя бы на чердак) – крайне нежелательно.

3.7. Утверждение проектной документации по строительству, реконструкции, техническому перевооружению, расширению и ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных ПРТО допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их настоящим Санитарным правилам.

3.13. Не требуется получения санитарно-эпидемиологического заключения на размещение, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию ПРТО с эффективной излучаемой мощностью не более: 200 Вт - в диапазоне частот 30 кГц - 3 МГц, 100 Вт - в диапазоне частот 3 - 30 МГц, 10 Вт - в диапазоне частот 30 МГц - 300 ГГц, при условии размещения антенны вне здания.

Примечание: размещенными вне здания считаются антенны, находящиеся вне помещений, не на балконе, подоконнике или внешней стороне стен здания.

Законодатель в очередной раз (разумеется, специально, на наш взгляд) сделал запутывающее уточнение. Видимо, полагая, что контролирующие органы не будут особо вчитываться, а просто скажут «все нормально».

Не требуется получения санитарно-эпидемиологического заключения на земные станции спутниковой связи (далее - ЗССС) с максимальной мощностью передатчика до 2 Вт и диаметром антенны до 2,4 м включительно, а также ЗССС определенных типов при условии соблюдения требований к их размещению в соответствии с приложением 3. При санитарно-эпидемиологической экспертизе таких ЗССС, как продукции, контролируется уровень ППЭ в точке, находящейся на уровне излучателя под углом 90° к линии направления излучения на расстоянии 1,5 м при излучении на максимальной рабочей мощности. Его величина не должна превышать 10 мкВт/см2.

3.16. Рекомендуется размещение антенн ПРТО (в т.ч. РРС, РГД) на отдельно стоящих опорах и мачтах.

Допускается размещение передающих антенн на крышах жилых, общественных и других зданий и в иных местах при соблюдении условий по п.п.3.3, 3.4, 3.14, 3.15.

Размещение только приемных антенн не ограничивается и не требует получения санитарно-эпидемиологических заключений.

Подпись
Предельно допустимые уровни излучений на разных частотах по СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03

4.2.1. Измерения уровней напряженности электрического (магнитного) поля и плотности потока энергии ЭМП должны проводиться при включении оборудования на максимальную мощность излучения в соответствии с методическими указаниями, утвержденными в установленном порядке.

Предельно допустимые уровни электромагнитного излучения диапазона частот 30 кГц - 300 ГГц для населения, согласно СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03, показаны на рисунке.

Обратим внимание, что из СанПиН исчезли слова о беременных женщинах, детях и т.п.


Комментарии:
Всего комментариев:0
Пожалуйста, не забудьте ознакомиться с правилами оставления комментариев.



Подписаться на комментарии на этой странице

Мы можем выполнить

Другие услуги
Интересная и полезная
информация