Последнее обновление:
Программа обучения и учебное пособие не могут быть признаны изобретением в РОССИИ
В 2017 г. один российский педагог решила запатентовать разработанную им методику обучения чтению на русском языке. Судя по представленной формуле методики, она, в самом деле, является инновационной. Так, педагог разработал систему жестовых образов, помогающих ученикам изучать буквы русского языка. Также педагогом было разработано инновационное учебное пособие, предназначенное для реализации предложенной методики. Формула изобретения состоит из 24 пунктов. Однако, судом по интеллектуальным правам было отказано в регистрации права на изобретение (Решение Суда по интеллектуальным правам от 18 декабря 2017 г. по делу N СИП-482/2017).
Доводов для отказа Роспатент выдвинул два:
-
В уровне техники уже имеется патентный документ US N 5788503 (патент США), из которого уже известно учебное пособие, реализующее способ обучения чтению, а признаки, отличающие предложенный патент от известного, не являются изобретениями
-
Учебное пособие для обучения чтению (см. п.16 формулы изобретения), также не является изобретением, так как признаки, отличающие его от ближайшего аналога, характеризуют решение, заключающееся только в предоставлении информации
По мнению Роспатента, выполненная педагогом (заявителем) программа обучения является методом интеллектуальной деятельности, которая, в свою очередь, исходя из пункта 5 статьи 1350 ГК РФ, не может являться изобретением, а следовательно, указанное решение не может быть признано относящимися к охраняемым в качестве изобретений, поскольку получаемый результат не имеет технического характера. Отличительные признаки характеризуют решение, относящееся к методам интеллектуальной деятельности, что не относится к объектам, которые могли бы охраняться в качестве изобретения. Кроме того, суд принял во внимание доводы эксперта, указавшего, что результат методики заявителя не является достоверно воспроизводимым, так как зависит от множества индивидуальных факторов и особенностей учеников: слух, эмоции, интеллектуальные особенности и т.д.
Комментарий
Таким образом, как видим, суд отказал в регистрации права на изобретение разработчику программы обучения русскому языку по причине того, что она представляет собой лишь методы, способы интеллектуальной деятельности, не будучи способной получить какой-либо технический результат. На наш взгляд, инновационная педагогическая программа, методика относится не к изобретениям, а к открытиям, педагогическим (научным) разработкам. Поэтому, действительно, нет необходимости оформлять на нее патент. Права на нее могут быть защищены, например, в рамках научной публикации в каком-либо издании или в виде книги, монографии. Естественно, при этом должен быть зафиксирован сам факт публикации. Кстати, при небольшом объеме публикации это будет даже выгоднее (дешевле), чем осуществлять патентование, если говорить о бесплатном публиковании. Впрочем, даже и платная публикация, если она имеет небольшой размер, будет, зачастую, дешевле, чем оформить право в виде патента.
Другое дело - патентование учебного пособия. Имеется в виду, конечно, не такое пособие, которое представляет собой те же самые методы и способы интеллектуальной деятельности, пусть и изложенные на бумажном или ином носителе, а именно - такое пособие, которое выполнено на основе новых, доселе неизвестных, технических решений, технологий. Например, в свое время технология обучения посредством пазлов, судя по данным патента US №5788503, была запатентована. Равно как и сами пазлы также, видимо, представляют собой изобретение, охраняемое законом об интеллектуальной собственности. Но, применительно к данному случаю, суд не усмотрел существенных различий между техническими особенностями, предложенными заявителем и особенностями, уже имеющимися в другом, более раннем, патенте.
Кстати, ситуация напоминает патентование компьютерных программ. Можно патентовать или способ функционирования ЭВМ (предлагаемый программой) или патентовать непосредственно исходные коды программы. Но, тогда почему точно так же нельзя запатентовать способ педагогического воздействия (который, очевидно, позволяет получить новый способ функционирования ученика)? Видимо, потому, что ученик является ЖИВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, а не техническим устройством. А вот если в качестве ученика будет фигурировать техническое устройство (например, компьютер, на котором работает нейронная сеть, искусственный интеллект), то в данном случае, на наш взгляд, вполне можно говорить о возможности патентования изобретений в области способов и методов обучения. Впрочем, по мере развития так называемой "цифровой экономики", в будущем, вполне возможна такая ситуация, что человек будет считаться "живым человеком" только формально, с одной стороны. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что многие психологи, анализируя человека, как носителя неких качеств, (само)оценок, рефлексов, "химии", уже сейчас считают его, по сути, именно ТЕХНИЧЕСКИМ УСТРОЙСТВОМ; ну, пока, разумеется, негласно, не проговаривая это вслух. С другой стороны, уже сейчас идут разговоры о правах... искусственного интеллекта. Т.е. можно ожидать, по крайней мере, некоей аналогии в области прав и тех, и других. А это означает, что в будущем может быть изменено законодательство в сторону того, что и педагогические методики можно будет патентовать наравне с "обычными" (техническими) изобретениями. Думается, что шаги в этом направлении можно будет расценивать как стремление еще сильнее свести человека до уровня технического устройства - механизма, винтика. Так или иначе, этот вопрос будет обсуждаться в результате наметившейся нынче тенденции снижения и количества, и качества высшего образования, с одной стороны и в результате широкого внедрения дистанционных, информационных методов обучения - с другой. По-видимому, эти новые ФГОСы, переориентация показателей качества образования на "компетенции" - лишь один из первых шагов в этом направлении.