Номер телефона

Последнее обновление:

О надзоре за качеством коммунальных услуг

Кто в России контролирует качество оказания коммунальных услуг – на предмет соответствия их необходимым параметрам?

Если Вам не нравится, скажем, напор воды в водопроводном кране, или, как говорится, «света нет» уже почти день? Или напор газа такой слабый, что котел еле-еле работает и не дает нужное количество тепла? Что делать? Куда обращаться за помощью?

Вначале – небольшое отступление о коммунальных услугах

К которым как раз и относятся «вода», «свет», «газ» и т.п. Понятно, что если есть такая вещь, как «коммунальные услуги», то стоит говорить и о качестве, с которым они исполняются (оказываются). При этом между потребителем коммунальных услуг и их поставщиком существуют гражданские правоотношения в том или ином виде.

Какие бывают виды коммунальных услуг?

На сегодняшний день на территории России могут оказываться следующие виды коммунальных услуг, которые утверждены Постановлением правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354:

  1. холодная вода,
  2. горячая вода,
  3. электрическая энергия,
  4. газ,
  5. тепловая энергия,
  6. теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения),
  7. бытовой газ в баллонах,
  8. твердое топливо при наличии печного отопления,
  9. сточные воды.

Соответствующие наименования коммунальных услуг именуются также «коммунальными ресурсами».

Что подразумевать под качеством коммунальных услуг?

Как минимум, их качество складывается из двух составляющих:

  1. Безопасность для жизни и здоровья,
  2. Соответствующие потребительские свойства.

С безопасностью для здоровья и жизни всё понятно. Конечно, коммунальные услуги должны оказываться таким образом, чтобы исключить нанесение вреда здоровью и жизни граждан – как непосредственно потребителей этих услуг, так и всех остальных (третьих лиц). Скажем, электрическая энергия должна подаваться на объекты потребителей (например, в жилые дома) таким образом, чтобы при соблюдении правил техники безопасности полностью исключить нанесение здоровью и жизни.

То же самом можно сказать про газ: он не должен содержать в себя как ядовитых, так и взрывоопасных веществ. Вода (как холодная, так и горячая) не должна производить отравляющий, разъедающий или иной негативный эффект. Сточные воды должны отводиться так, чтобы не было их доступа, к примеру, на улицу. И т.д.

Параметры безопасности коммунальных услуг устанавливаются соответствующими многочисленными нормативно-правовыми документами. Это, в первую очередь, многочисленные СанПиНы (санитарные правила и нормы).

Что касается потребительских свойств коммунальных услуг, то здесь идет речь о том, чтобы они соответствовали определенным установленным нормативам. Например, электрическая энергия подается в жилые и многоквартирные дома потребителей в виде переменного напряжения, равного 230В +/- 10%. Это означает, что нормой является напряжение в диапазоне 207…253 В. Но, напряжение может выйти за указанные пределы. Кроме того, помимо пониженного или повышенного напряжения, возможны его скачки, провалы, изменение частоты тока, нарушение синусоидальной формы электрического сигнала и т.д.

На всякий случай: в настоящее время в России стандартным электрическим напряжением может быть как 220 В, так и 230 В. Скорее всего, в будущем везде в стране (если она, конечно, сохранится в этом самом будущем) будет 230 В, так как именно эта величина фигурирует в межгосударственном стандарте ГОСТ 29322-2014 (IEC 60038:2009) Напряжения стандартные.

Если вести речь о такой коммунальной услуге, как холодная вода,

Вообще, юридически точный термин в данном случае, если говорить именно о коммунальных услугах, звучит следующим образом: «холодное водоснабжение». Именно он применяется в нормативно-правовых актах, решениях судов и т.д. Тогда как «холодная вода» - это термин бытовой. Точно так же вместо термина бытового «электричество» следует употреблять термин «электроснабжение», вместо «газ» - «газоснабжение».

то там контролируется ее давление (напор), а также бесперебойность и постоянство состава. Те или иные соответствующие (потребительские) требования установлены и для всех остальных коммунальных услуг.

И, наконец, мы добрались до самого главного: КТО контролирует (т.е. осуществляет надзор) качество коммунальных услуг?

Кто осуществляет надзор за коммунальными услугами? Вообще, таких государственных органов

да-да, пока еще, пока страна под названием «Россия» не развалилась на части многия, надзор за качеством коммунальных услуг осуществляют все же государственные органы

достаточно много. Это, так или иначе, все правоохранительные органы, а также Роспотребнадзор, Жилищная инспекция и т.д. Но, в первую очередь это, конечно, местная администрация. Однако, тут не так все просто.

Вообще, российское законодательство отличается своей крайней запутанностью, противоречивостью и, надо сказать прямо, неряшливостью. Читая эти разные российские нормативно-правовые акты, постоянно создается впечатление, что законодательство как будто специально сделано ТАК, чтобы применить его в ряде случаев было или невозможно, или чтобы люди хорошенько помучились, плутая в его потемках. Обсуждать это мы не будем в силу очевидности, с одной стороны, и невозможности хоть как-то изменить сию ситуацию – с другой.

Поэтому, естественно, не стало исключением и законодательство о коммунальных услугах. Рассмотрим, кто же должен все-таки осуществлять надзор

1. Роспотребнадзор

Вроде бы, наименование этой организации говорит само за себя. Еще раз: …потреб…надзор. Т.е., вроде как, именно он и должен бы осуществлять надзор за потребительским качеством услуг, в том числе – и коммунальных. Тем более, есть тому резонные доводы. В частности:

Согласно п.5 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 №322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу.

Согласно Постановление Правительства РФ от 02.05.2012 №412 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей":

2. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется в целях обеспечения соблюдения законодательства о защите прав потребителей.

3. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Иными словами, вроде бы, четко прописана необходимость для Роспотребнадзора осуществлять контроль (надзор) за качеством услуг, оказываемых потребителям, в том числе и коммунальных. Ведь коммунальные услуги являются частным случаем термина «услуги». Однако, не все так просто. Если Вы, скажем, обратитесь в Роспотребнадзор с заявлением о том, что электрическое напряжение в Вашей внутридомовой сети не соответствует норме, то, скорее всего, получите отказ. Почему? Давайте разберемся.

2. Администрация

Местная, региональная, федеральная?... Нет, только местная. Которая осуществляет непосредственный контроль. Точнее, не сам контроль (надзор) за качеством исполнения коммунальных услуг, а управление таким контролем. Что же касается региональной или федеральной (например, администрация президента РФ), то они, разве что, курируют управление работой местных администраций, не более того. Условно говоря, «управляют управлением надзора» за коммунальными услугами.

Так и хочется сказать банальное, русскую народную пословицу: у семи нянек – дитя без глазу.

3. Полиция

Этот орган может (но, не факт. судя по российской действительности) среагировать, если в результате нарушения качества коммунальных услуг произошло правонарушение, подпадающее под уголовный кодекс или кодекс об административных правонарушениях. В ином случае, если полиция такого не усмотрит, заниматься она этим вопросом не будет и, максимум, выдаст заявителю отписку, а то и вовсе ничего не ответит.

Тем более, что и проверить факт соответствия или несоответствия тех или иных параметров качества коммунальных услуг полиция не в состоянии: у нее нет для этого ни технической базы, ни полномочий. Она может (и то. не всегда) лишь зрительно установить факт наличия или отсутствия исполнения коммунальных услуг. Например: «есть свет» / «нет света»; «есть вода» / «нет воды».

4. Прокуратура

Она лишь проверяет законность того или иного действия или бездействия. Однако, чтобы провести такую проверку, ей необходимы доказательства соответствующего нарушения качества коммунальных услуг. Просто словам потребителя она «не поверит», если, конечно, дело не будет касаться явных, грубых нарушений. Например, если напряжение в электрической сети не соответствует установленным нормативам – для этого потребуются доказательства. А вот если электричества нет совсем – это другой вопрос, здесь прокуратура может как-то среагировать.

Кроме того, прокуратура может (и должна!) реагировать, если лицо, ответственное за проверку (надзор) качества коммунальной услуги не выполняет ее, эту проверку.

Однако, кто, какое именно лицо может установить факт несоответствия качества коммунальных услуг определенным нормативам?

5. Жилищно-коммунальная инспекция

Вообще, ее конкретное наименование может разниться в зависимости от конкретного региона России. Например, в республике Башкортостан (т.е. в Башкирии) она называется Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору.

Так вот, оказывается, эта инспекция (комитет или т.п.) как раз и является, как говорится, «основным контролером». Вот свежий пример из судебной практики, который подтверждает этот вывод.

Посмотрим на, своего рода, иерархическую схему.

Схема иерархической подчиненности государственных органов России, контролирующих качество коммунальных услуг

Вообще, печально, что даже в таком мелком вопросе, как коммунальные услуги, и то приходится выстраивать некие схемы, чтобы понять, собственно, как оно всё функционирует (точнее, должно функционировать) и управляется. Но, увы-с…. таково нынешнее законодательство.

Кстати, на заметку: сейчас полным ходом принимаются федеральные(!!) законы о цифровизации отношений государства и граждан в России, а также (кошмар) планируются так называемые «экспериментальные правовые территории». Где правовые системы будут отличаться от общефедеральной. Понятно, что тем самым создаются как дальнейшие затруднения людям, так и надежные предпосылки для распада страны на сеть мелких бандустанов островков-«государств». Но, увы, помешать этому процессу, похоже, невозможно, ибо осуществляется он самым высшим уровнем федеральной власти страны. Так вот, когда эти экспериментальные правовые режимы так или иначе заработают, вот тогда-то и настанет… следующая степень творящегося нынче кошмара. Вот тогда, в самом деле, похоже профессия юриста в России попросту начнет отмирать за ненадобностью. Так как суд в России (пока он есть, пусть и какой-никакой) тоже, скорее всего, будет практически бесполезен и превратится просто в некое шаблонное промежуточное звено между властью и… ее представителями на местах в том или ином качестве. А также между властью и открытым криминалом.

Вот, видите сколько (нужных ли?...) звеньев? Фактически сам контроль осуществляет жилищно-коммунальная инспекция. Вот правовые доводы в пользу этого:

1. Пунктом 161 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. Иными словами, правительство РФ – это самое первое, законно-устанавливающее звено в схеме иерархии управления надзором за коммунальными услугами.

Существует федеральное Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 493, п. 11 которого определяет предмет государственного жилищного надзора. Это - соблюдение обязательных требований, в том числе, к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.

Итак, предмет надзора за коммунальными услугами определен на федеральном уровне постановлением правительства. Но, кто же конкретно его осуществляет?...

2. Статья 20 ЖК РФ устанавливает: государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (т.е. региональной администрацией), с учетом требований к его организации и проведению, установленных Правительством Российской Федерации.

Т.е. региональная администрация назначает соответствующий исполнительный орган, который и будет непосредственно осуществлять надзор за качеством коммунальных услуг. Например, в Башкирии это – администрация главы правительства республики Башкортостан – не путать с администрациями округов населенных пунктов и, тем более, с районными администрациями, которые являются не региональными, а местными.

Важно: на нормативно-правовом уровне это прописывается именно в РЕГИОНАЛЬНЫХ нормативно-правовых актах, а НЕ в федеральных. Т.е. ссылку на то, кто конкретно осуществляет надзор за коммунальными услугами, Вы не встретите в федеральном законодательстве (в кодексах, федеральных законах, постановлениях федерального правительства и т.д.). Поэтому далее речь пойдет уже о региональном уровне, на примере республики Башкортостан.

3. Исходя из вышесказанного, должен ОБЯЗАТЕЛЬНО существовать региональный закон, которым определено лицо, ответственное за такой надзор. Если вести речь о Башкирии, то это – п.п. 4.1 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2014 г. № 616. Там указано, что региональный государственный жилищный надзор осуществляет Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору.

Еще раз: в каком-либо другом регионе России такой орган может называться совершенно иначе – это зависит от того, как его назвали региональные власти.

Итак, видите, какая длинная цепочка получается? Еще раз, кратко:

I. Федеральное правительство устанавливает:

  1. Нормативы качества коммунальных услуг,
  2. Предмет надзора за качеством коммунальных услуг (т.е.что конкретно контролировать в их отношении),
  3. Властное лицо, назначающее уполномоченный орган исполнительной власти региона (субъекта РФ), осуществляющий надзор качества,

II. Региональное правительство:

  1. Назначает тот самый уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий надзор, выполняющий технические проверки качества коммунальных услуг,
  2. Контролирует работу этого органа.

III. Роспотребнадзор:

  • Осуществляет общий надзор качества, исходя из информации, полученной от жилищно-коммунальной инспекции.

IV. Жилищно-коммунальная инспекция:

  • Непосредственно выполняет технический надзор, проверки, контроль за качеством коммунальных услуг. Это может быть, например, замер напряжения в электрической сети потребителя; замер величины напора воды в водопроводе; замер давления газа в газопроводе.

Примечание: конечно, перед тем, как обращаться в жилищно-коммунальную инспекцию, следует вначале обратиться непосредственно к поставщику той или иной коммунальной услуги. Как правило, 90% проблем с качеством решаются именно на этой стадии.

А куда жаловаться на некачественные коммунальные услуги?

Например, у Вас вода из крана на кухне еле течет при полностью открытом кране; или газовый котел практически не греет при выведенном на максимум регуляторе. Что делать, к кому обращаться? Перечислим кратко, по этапам:

  1. Исполнитель услуги. Т.е. если проблема с холодной водой – в водоканал; если с электричеством – то в энергетическую сбытовую компанию; если с газом – к газовикам. Ну, и т.д. Если исполнитель не делает проверку качества или такая проверка не привела к восстановлению качества коммунальной услуги, то следующее лицо, куда следует направлять жалобу, это –
  2. Жилищно-коммунальная инспекция (или аналогичный орган с иным названием Вашего региона). Как правило, она направляет мотивированный запрос исполнителю коммунальной услуги, либо местной администрации; может также обратиться и в прокуратуру. Если эта инспекция по каким-то причинам бездействует, ограничивается формальными отписками, то следующий орган для подачи жалобы, это –
  3. Региональная или местная администрация. Так как частью 1 ст.42.1 ФЗ №2300-1 «О защите прав потребителей» установлена обязанность высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (т.е. региона, например, Башкортостана) осуществлять мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимать определенные меры. Иными словами, именно региональная администрация управляет порядком исполнения коммунальных услуг.

Как правило, на этом этапе снимается 50% проблем, не решенных на предыдущем этапе. Однако, понятно, что российская региональная администрация, как правило, не горит желанием помочь потребителям коммунальных услуг соответствующего региона России. Поэтому вполне может быть и так, что от нее потребителю придет некая формальная отписка, в основном дублирующая ответы от предыдущих организаций. Иногда помогает повторное (а то и три, четыре раза) обращение. Но, если региональная администрация проявляет таки особое упорство, только бы отказать в проверке о обеспечении качества коммунальных услуг, остаются два органа:

4.1. Полиция и/или прокуратура. Туда можно отнести (или отправить) заявление в отношении ВСЕХ указанных выше лиц. Так как исполнитель услуги бездействует (не обеспечивает коммунальную услугу надлежащего качества), а перечисленные выше контролирующие/управляющие организации покрывают его бездействие, т.е. действуют незаконно, в рамках группового сговора (так как отсылают потребителю отписки практически одного и того же содержания).

Одно дело, когда только исполнитель коммунальной услуги халтурит, не выполняя своих обязанностей по отношению к потребителю. И совсем другое, когда его поддерживают (своим бездействием и отписками) контролирующие органы. Однако, нередко полиция и тут не усматривает никакого правонарушения, даже административного, не говоря уж об уголовном.

Это только некоторых блогеров и т.п. сейчас в России очень эффективно привлекают к «ответственности»; а те, кто реально нарушает права потребителей, нередко даже и не знают, что в их отношении в полицию поступило соответствующее заявление.

4.2. Суд. Это в условиях современной России - ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ долгий процесс, который может затянуться и на годы и не факт, что его результат будет положительным для потребителя.

Который, естественно, будет все это время сидеть с низким напором воды, недостаточным напряжением в электрической сети или т.п. Потом, конечно, можно требовать некую компенсацию, но на практике, если гражданин не принадлежат к известной касте блатных, необходимость компенсации, во-первых, нужно будет еще доказать, а, во-вторых, она будет, скорее всего, смехотворной.

Вот блатным (особенно, федеральным) – да, и компенсацию, скорее всего, присудят солидную, и сделано это будет не через годы, а в считанные недели или месяцы.

Конечно, у суда есть ряд стадий: первая инстанция, апелляция, кассация, надзорная инстанция… Есть еще, конечно, и ЕСПЧ. Однако, по его поводу следует знать, что:

  1. В ЕСПЧ заявление «простых» граждан рассматривают не слишком охотно; и даже если и вдруг рассмотрят, то это рассмотрение затянется, как минимум, лет на 5.
  2. В связи со злополучным изменением Конституции России, окончательно «одобренным народом» 1 июля 2020 г., ныне эта страна может взять, да и не исполнить решение ЕСПЧ. Так как ныне она не обязана исполнять международные правовые акты.

    Собственно, она и раньше-то не слишком обязывалась это делать; например, для отказа от исполнения она вполне могла выйти из соответствующего международного договора, да и всё; или – тянуть время, выискивая разные поводы. Ну, а сейчас всё существенно упростилось: сейчас даже и выходить из договора необязательно, можно просто заявить: мы не будем исполнять это решение. У нас, мол, тут теперь «национальный суд» главнее. Так что теперь надежда на хоть какую-то справедливую помощь от ЕСПЧ снизилась, наверное, на порядок. Даже если он и вынесет решение в пользу незаконно угнетаемого, гнобимого государством «Россия» потребителя, это решение вполне может пригодиться ему, разве что, для того, чтобы поместить в рамочку и повесить где-нибудь у себя в комнате. И показывать всем, какой он, мол, удачливый: понимаете ли, иск в ЕСПЧ он выиграл. Ну, как вариант, можно повесить это решение не в комнате, а в туалете или сарае.
В заключение

Так что, как видите, множество инстанций, которые могут в той или иной степени контролировать качество коммунальных услуг. Как говорит пословица: у семи нянек - дитя без глаза. На практике, если уж исполнитель коммунальной услуги решил похалтурить, т.е. так или иначе увильнуть от исполнения своих обязанностей, заставить его выполнить их в полном объеме бывает не всегда просто и легко. Как минимум, потому, что указанные выше организации (администрация, жилищно-коммунальная инспекция), скорее всего, будут давать отписки. А Роспотребнадзор этим попросту не будет заниматься, об этом свидетельствует судебная практика.


Комментарии:
Всего комментариев:0
Пожалуйста, не забудьте ознакомиться с правилами оставления комментариев.



Подписаться на комментарии на этой странице

Мы можем выполнить

Другие услуги
Интересная и полезная
информация
НАПИШИТЕ НАМ
Яндекс.Метрика
Номер телефона
© Copyright Все права защищены 2013-2024 Научный консалтинг