Последнее обновление:
В городе Уфе (Российская Федерация) существует памятник клещу
Как свидетельство приближающегося упадка
Это не шутка. Причем, сам клещ отлит из серебра высокой пробы (925). Как и положено памятникам, клещ находится на постаменте, на нем есть табличка: «Я просто, как и ты, хочу жить!». Любопытно, что среди горожан и гостей Уфы находятся и те, кто готов пожалеть это смертельно опасное для человека членистоногое. Адрес - г. Уфа, улица Мустая Карима, 44.
Указанный арт-объект установили в 2020 г. по инициативе путешественника, фотографа и бизнесмена Олега Чегодаева, живущего в Уфе и объявившего себя "амбассадором Уральских гор". По словам Олега, именно клеща можно назвать символом Уральских гор, ведь он распространен здесь повсеместно и, как отмечает путешественник, опасен не менее, чем медведь. Если ты идешь в тайгу, чтобы насладиться местными красотами, готовь «насладиться» и встречей с клещом.
Памятник клещу, установленный в Уфе, совсем небольшой (вместе с постаментом – примерно полметра). Клещ очень похож на настоящего, только в несколько раз больше – примерно 5 сантиметров. Выполнили его местные мастера-ювелиры.
Олег гордится, что отлитых в металле клещей, по его данным, нигде в мире больше нет. Да и серебряных памятников в Башкирии, говорят, тоже до этого не наблюдалось.
Постамент для памятника специально доставили с вершины местной горы Дунан Суйган расположенной в Белорецком районе. К монументу ведет дорожка, которая выложена из камней, доставленных с вершины горы Иремель. Башкиры считают ее священной.
Чегодаев поясняет, что в словах, которые можно прочитать на постаменте, заложен "очень глубокий смысл". «Я просто, как и ты, хочу жить» может сказать человечеству любое живое существо. Ну, а клеща особенно жалко, "потому что он пьет кровь не из желания навредить, а оттого, что так заложено природой. Как, например, мы, люди, едим мясо, не думая о том, что это не гуманно по отношению к коровам".
Автор проекта считает, что нет плохих животных и каждый имеет право на жизнь. Клещ – не хороший и не плохой. Он просто есть, а значит – его нужно уважать. Вместе с тем, у этого памятника есть и еще один посыл: местным жителям не нужно бояться делать прививку от энцефалита. Сам же путешественник прививку, по его словам, давно сделал и клещи ему точно не страшны. Также он признавался, что решил провести своеобразный социальный эксперимент, чтобы проверить, как долго клещ проживет на газоне.
При этом многие жители Уфы с пониманием относятся к идее этого арт-объекта. Например, одна из местных жительниц говорит так: "Я, конечно, боюсь клещей и детям, когда в лес идем, всегда кепки на головы надеваю. Но если задуматься, мы, люди, сами виноваты. Мы вторгаемся на его территорию и мы для него – просто добыча. Так что говорить о том, что клещ наш враг – это все равно, что говорить: «Медведь наш враг» или «Тигр наш враг». Я учу детей так: если Бог кого-то создал, значит, его существование необходимо для нашей планеты".
Этот памятник около двух с половиной лет обитал на газоне улицы Мустая Карима.
Через какое-то время памятник клещу украли
Предположительно, в конце мая его украли двое школьников. Юноша и девушка в праздничной форме с лентами выпускников попали в объектив камеры видеонаблюдения. Разумеется, не ради доброго дела, а, по всей видимости, ради наживы - ведь он был сделан из серебра.
"966 дней он радовал нас с вами, напоминал о важности каждой букашки в природе и о том, что надо обязательно сделать прививку от энцефалита. И вот его теперь с нами нет. А клеща мы в любом случае восстановим", — писал Чегодаев, автор памятника.
Усовестить похитителей Валеры пытался аж Роспотребнадзор, однако пока их так и не нашли, после чего автор данного недоразумения — уфимский путешественник Олег Чегодаев решил изготовить новый памятник. И летом, в июне 2023 г. этот памятник снова появился на своем прежнем месте. Его прозвали Валера II. Сам автор памятника не склонен разыскивать похитителей.
Новое время - новые памятники...
Конечно, какие времена - такие и люди, такие и памятники. Скажем, в СССР устанавливались памятники рабочему и колхознице, деятелям науки и культуры, защитникам страны, Юрию Гагарину или В. Ленину. Устанавливали было даже памятники И. Сталину, но потом, одумавшись, убрали их полностью. При всей спорности и даже кровожадности двух последних из перечисленных персонажей, все-таки, нельзя отрицать, что они ничего полезного не сделали для страны. Пользу для страны они все-таки сделали, равно как и вред. Можно спорить о соотношении полезного и вредного, но это уже второй вопрос.
А есть иной персонаж, несколько сходный с И. Сталиным. Это - А. Гитлер. Он для Советского Союза полезного не сделал вообще ничего, он произвел лишь массу вреда, причем даже не только СССР, но и самой Германии, откуда он был родом. В результате, как мы помним, Германия была вынуждена "отмываться" от гитлеровского наследия, осуществлять деятельное раскание со стороны всего германского народа, платить репарации и т.д. Поэтому и памятников А. Гитлеру на территории СССР, вроде как, не было. Да и никто в здравом уме не собирался его устаналвивать.
Т.е. во времена СССР если уж устанавливался памятник, то ради того, чтобы подчеркнуть великие заслуги того или иного человека, организации или события. Например, в целях увековечивания победы в великой отечественной войны в СССР устанавливались танки или иные орудия на постаменты в качестве памятников.
Но, вот распался СССР, возникла Россия. И тут уже появились совсем, мягко говоря, иные памятники. Например, появились памятники... ворам в законе. Которых стали хоронить, иной раз, покрытых государственным флагом россии. Причем, это - не просто обычные надгробья, а такие масштабные, монументальные сооружения. Не столь давно появились и памятники И. Сталину. О кровавых деяниях и беспределе которого уже давно и обстоятельно известно.
В России нынче даже хранят фуражку А. Гитлера (который признан международным судом тяжким военным преступником), причем, не где-нибудь в музее или комнате ужасов, в виде экстрима, а... в православном храме. Который называется "храм вооруженных сил".
Т.е. памятники, арт-объекты, инсталляции стали отдавать криминальной темой. Отнюдь не "капиталистической", как могли бы сказать патриоты или либералы. И именно - криминальной. Капитализм - это когда речь идет о законных финансах, законных деньгах, законном труде, законном заработке и т.д. А криминал - он об отъеме, который так или иначе является незаконным. Символ капитализма - это предприниматель, наемный рабочий, потребитель. Пусть и не во всем они, быть может, соблюдали и соблюдают закон, но, по крайней мере, в первую очередь капитализм - это, все-таки, труд и заработки. Ну, и связанная с этим трудом определенная эксплуатация; которая так или иначе регулируется государством, призванным не допускать бесправия и беззакония.
Тогда как символ криминала - это вор, бандит. Который считает зазорным трудиться. И именно криминал имеет целью - осуществить как можно более высокую эксплуатацию, вплоть до уничтожения населения. Этим криминал (криминальный капитализм) отличается от просто капитализма.
Что сказать?...
Ну, а теперь, уже в XXI веке, некоторым показалось мало памятников ворам в законе, мало нацистского символа в "православном" храме и кое-чего аналогичного. Теперь в России люди доходят до того, что уже начали устанавливать памятники... кровососам. В частности, клещу. Причем, не просто кровососу, а смертельно опасному кровососу.
Как, с какой точки зрения воспринимать такие обстоятельства? Понятно, что похороны воров в законе, покрытых государственными российскими флагами, установка им монументальных памятников (очевидно, за их "великие" криминальные деяния, не иначе) - это, конечно, гораздо отвратительнее, чем какой-то памятник клещу. После этого уже на такие "мелочи" можно бы и внимания не обращать. Что, собственно, и происходит. Потому и горожане Уфы как-то спокойно и даже увлеченно относятся к данному памятнику. Напомним, памятнику тому самому существу, после укусу которого эти самые горожане вполне могли бы тяжело заболеть и даже умереть. Понимая это, они еще и с радостью, с юмором воспринимают данный памятник.
Любопытно, что данным памятником, когда он был украден, озаботился аж государственный орган - Роспотребнадзор. А это уже означает, что подобное - не просто некая "частная выходка". Это означает, что почитание клеща (смертельно опасного, напомним) теперь в России возведено в ранг вопроса государственной важности. И совершенно неважно, чем там объясняет столь пристальное внимание к данному памятнику сам Роспотребнадзор: то ли увещеванием граждан о необходимости прививок от энцефалита, то ли еще чем. Важен сам факт.
В конце концов, ведь Роспотребнадзор не озаботился памятником, скажем, врачам, которые лечат энцефалит. Или памятником службе скорой помощи, спасающей пациента, которого укусил клещ. Да, зачем, мол. Это все, судя по бездействию Роспотребнадзора, "неактуально". А вот памятник крововосу-клещу, переносчику смертельно опасного заболевания, видится Роспотребнадзору наиболее важным из того, что касается проблемы заболеваемости энцефалитом.
Т.е. он готов способствовать уважению и почитанию того, что переносит энцефалит, а не того, что способствует излечению и избавлению от энцефалита. Вот в этом - суть современного Роспотребнадзора. Как, впрочем, и некоторых других государственных органов Российской Федерации. Понятно, что клещ способен всего-навсего укусить. Тогда как воры, бандиты приносят, разумеется, несравненно больше вреда для людей. Кстати, не потому ли им памятники, иной раз, в России делают более роскошные и масштабные?...
Конечно, памятник клещу имеет гораздо меньшие размеры, существенно более скромные масштабы, чем памятники ворам в законе или памятники И. Сталину, к примеру. Тем не менее, сам факт появления такого памятника, когда всем уже давно очевиден вред, приносимый кровососами-клещами, достаточно характерен.
Что же касается заявлений из серии "клещ тоже хочет жить" - это о чем вообще? О том, что не следует убивать клещей? Т.е. следует перестать уничтожать клещей и пусть они заражают людей - так что ли? Так, ведь они не только людей, они и животных заражают. А от них инфекция может перейти и к человеку, равно как и к другим животным. И речь может идти, кстати, не только о клещевом энцефалите.
Или слова "клещ тоже хочет жить" - это всего-навсего просто болтовня ни о чем, просто для проформы? Это как из серии очередных некоторых "обещаний президента и правительства", что ли? Т.е. поговорили, озвучили и дальше продолжаем делать противоположное тому, что сказали?
Этого делать не стоит. Как минимум, потому, что такая модель поведения приучает людей к открытой лжи, обесценивает слова и их содержание.
Об авторе памятника
Что же касается чудаковатого автора памятника, О. Чегодаева, то и бог бы с ним. Ладно бы, если он поставил такой памятник где-то подальше - скажем, у себя дома, в туалете. Или на даче. Ну, или где-нибудь в более подобающем месте - например, на общегородской помойке. Вот там данному памятнику было бы самое адекватное, соответствующее место. И тогда люди бы относились к этому арт-объекту с гораздо более корректным и очевидным пониманием. Четко понимая, что даже если клещ хочет жить, тем не менее, кусать людей ему НЕЛЬЗЯ. Поэтому в местах нахождения людей с этим клещом нужно бороться. Это - общепринятое правило практически во всем мире, не только в России. Да, точно так же, как следует бороться с бытовыми отходами, например. Равно как - с бактериями оспы, чумы, проказы, возбудителями туберкулеза, сифилиса и пр.
А вот попытка превращения улицы Мустая Карима, известного башкирского поэта, в городскую помойку, путем установки такого памятника, автору этой статьи видится оскорбительной. Ведь у поэта - очень неплохие, прекрасные поэтические строки. Он был патриотом своей страны, любил Башкирию, ее народ. И вот на улице, названной его именем, "благодарные" потомки установили памятник... какому-то насекомому-кровососу.
Может, так еще начнем там устанавливать памятники мухам, комарам, вшам, лямблиям, бледным сппрохетам, возбудителям эписторхоза, кишечным стафиллококкам, аскаридам, чесоточным клещам, ленточным цепням и пр.? Ну, а что, ведь они - тоже "живые и просто жить хотят". Неужели же когда-нибудь кто-то додумается до установки памятников и этим, только что перечисленным организмам-паразитам? А их, такие памятники, тоже установят непременно в Уфе, на улице Мустая Карима? Это чтобы еще больше опорочить светлое имя ушедшего от нас поэта?... Или для того, чтобы как-то пропиарить этих паразитов? Или чтобы пропиарить прививки от них?...
Увы, в мире существует очень, очень много разной живности. Одних только клещей ученые насчитывают не менее 600 видов. А СКОЛЬКО в природе существует разных других паразитов? Все эти болезнетворные бактерии, простейшие, черви. Понятно, что они все жить хотят. Но, если человечество приняло (правильное) решение о защите от них, об их уничтожении, по крайней мере, настолько, чтобы они не создавали людям проблемы со здоровьем.
Впрочем, это - веяние времени
Если уж нынче вовсю делают скульптуры... из фекалий. Например, на Севере России есть скульптор всех времен и народов по фамилии, кажется, Бапосов. Который вот уже который год ваяет скульптуры из навоза.
Если уж даже Санкт-Петербург, помнится, привозили "арт-объект", похожий на фекалии... то о чем тут говорить. Если люди готовы лицезреть публичные, большие изображения фекалий, да еще и делать селфи рядом с ними - ну, такое едва ли можно комментировать. Это - типичный симптом. Возможно, даже из области психиатрии.
В конце концов, в фекалиях ведь тоже есть жизнь, ее там очень много. Там живут микроорганизмы - кишечные палочки, стафиллококи. А могут быть и глисты, аскариды (острицы), разные ленточные черви и многочисленные другие паразиты. И вполне может найтись аналогичный (условный "О. Чегодаев" или кто-то иной), который может вдруг возгореться желанием - наставить памятников каждому из этих паразитов. И разместить их на улице М. Карима, ну, или на соседних улицах. А на недоуменные вопросы граждан он будет отвечать: "ведь они (глисты, аскариды, ... ) живые и тоже жить хотят".
Однако, печально даже не это. Потому что пару человек, так сказать, "энтузиастов почтения паразитов", погоды, конечно, не делают. Печально то, что с обозначенным выше идиотизмом согласились не только местная муниципальная власть, но и часть населения - граждан города. Вот что печально. И даже опасно.
Вспомнилось...
Как-то раз где-то в сети-интернете один молодой человек задал на одном из форумов вопрос: "у меня удалили камень из почки; а что, если я из него сделаю украшение и подарю своей любимой девушке?".
Самое интересное, что человек задавал вопрос совершенно искренне и, похоже, явно не понимал трагизма, всей абсурдности этого. И не только абсурдность, но даже и определенную оскорбительность - причем, по отношению не к кому попало, а к любимой девушке. И хорошо хоть, нашелся собеседник, который попытался разъяснить ему всю абсурдность такой затеи. И привел контрпример.
Представьте, писал тот собеседник, в ответ ваша девушка подарит вам бальзам. Или лосьон. Собственного приготовления, как и ваш подарок. Приготовленный, по аналогии с вашим произведением, из собственной мочи. Тоже продукт работы почек. Только у вас - твердый, а нее будет - жидкий. Это будет свежайший, только что приготовленный лосьон. Ну, или бальзам - как угодно назовите. Он будет такого привлекательного, желтого цвета и будет иметь характерный запах. Его можно будет налить в красивую бутылочку и преподнести вам. Как вам, вопрошал собеседник, понравится ли такой лосьон в обмен на ваше украшение из почечного камня?
Судя по ветви комментариев, автор вопроса все сразу понял и даже поблагодарил собеседника. Но, это было давно, лет 10-15 назад. А сейчас...
Неужели же сейчас, спустя 10-15 лет, во всей цепочке получения разрешений - согласований - производства работ - изготовления памятника клещу - его установки - реально не нашлось ни одного разумного человека, который бы попытался разъяснить автору данного памятника и, попутно, муниципальной администрации района, Роспотребнадзору, аналогичную абсурдность? Оскорбительную абсурдность. Ведь в этой цепочке участвовала масса самых разных людей, не один десяток. И высокопоставленных, и обычных. И, выходит, ни один из них не обратил внимания на это. Или, может, обратил, да ему приказали замолчать. Что, в принципе, не редкость для российской практики.
Не говоря уж о том - ну, какое отношение имеет поэт Мустай Карим и улица, названная его именем, к гнусному клещу-крововосу?
А Роспотребнадзору Башкирии хотелось бы пожелать пробуждения и хоть какой-то попытки - посмотреть правде и реальности в глаза, как они есть по факту. Ведь чем дальше, тем комичнее ситуация. И если уж невтерпеж Роспотребнадзору видеть на улице города памятник клещам (и, быть может, иным человеческим микроскопическим паразитам), то тогда уж, чтобы не позориться, установили бы рядом памятник врачам, хотя бы. Реализовав это в едином памятнике, в рамках единой концепции, указав на торжество медицины. Но уж никак не на торжество клеща.