Последнее обновление:
Так все-таки, можно ли рубить дерево, не спрашивая никого?
Или таки нельзя?...
(Часть 2)
Вместе с тем, все виды использования лесов без существенных ограничений могут производиться лишь в эксплуатационных лесах, которые, собственно, и являются предназначенными для этого. Однако, эксплуатационные леса находятся только на землях лесного фонда, на землях ИЖС их быть не может.
Далее. В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170):
п. 3.8. Озеленение
п. 3.8.2. Пересадка или вырубка деревьев и кустарников, в том числе сухостойных и больных, без соответствующего разрешения не допускается.
Характерно, что цитируемые Правила и нормы не содержат указания на характер собственности земельного участка, на котором находятся деревья и кустарники. Т.е. данная норма может быть применена и к участкам ИЖС.
Согласно Преамбуле к Правилам создания, охраны и содержания зеленых насаждений (...), утв. Приказом Госстроя №153, они являются рекомендательным документом. Т.е. необязательным. Кстати, это косвенно подтверждается мнением Верховного суда Российской Федерации, высказанным им в определении №44-АПГ16-7 от 6 апреля 2016 г.
В соответствии с Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации (утв. приказом Госстроя РФ 15 декабря 1999 г. №153):
п. 1.1.2. Выделяются три основных категории озелененных территорий, каждая из которых имеет свои особенности по отношению к гражданскому обороту (отношения к собственности, продажа, аренда), режимам пользования и способам хозяйствования:
- озелененные территории общего пользования - территории, используемые для рекреации всего населения города (в крупнейших городах-"миллионерах" - жителей планировочных и жилых районов). Расчет потребности в них рассчитывается на все городское население или население планировочного или жилого района плюс так называемое "временное население" - приезжие, туристы, иногородние торговцы и т.д.;
- озелененные территории ограниченного пользования. Это территории в пределах жилой, гражданской, промышленной застройки, территорий и организаций обслуживания населения и здравоохранения, науки, образования, рассчитанные на пользование определенными группами населения.
Есть сведения, что контролирующие органы считают, что в последнюю группу входят земли ИЖС.
В тех же Правилах указывается, что:
п. 6.1. Землепользователи озелененных территорий обязаны:
- обеспечить сохранность насаждений;
- обеспечить квалифицированный уход за насаждениями, дорожками и оборудованием в соответствии с настоящими правилами, не допускать складирования строительных отходов, материалов, крупногабаритных бытовых отходов и т.д.;
- принимать меры борьбы с вредителями и болезнями согласно указаниям специалистов, обеспечивать уборку сухостоя, вырезку сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях;
- в летнее время и в сухую погоду поливать газоны, цветники, деревья и кустарники;
- не допускать вытаптывания газонов и складирования на них материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.д.;
- новые посадки деревьев и кустарников, перепланировку с изменением сети дорожек и размещением оборудования производить только по проектам, согласованным в установленном порядке со строгим соблюдением агротехнических условий;
- во всех случаях снос и пересадку деревьев и кустарников, производимых в процессе содержания и ремонта, осуществлять в соответствии с технологическим регламентом, ущерб возмещается по установленным расценкам;
- при наличии водоемов на озелененных территориях содержать их в чистоте и производить их капитальную очистку не менее одного раза в 10 лет;
- предусматривать в годовых сметах выделение средств на содержание насаждений.
6.2. Все землепользователи озелененных территорий обязаны вносить в паспорт ежегодно по состоянию на 1 января все текущие изменения, происшедшие в насаждениях (прирост и ликвидация зеленых площадей, посадки и убыль деревьев, кустарников и др.); обеспечивать оценку состояния своей территории согласно требованиям раздела 7.
6.4. Запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников.
6.5. За незаконную рубку или повреждение деревьев взыскивается ущерб в соответствии с действующим порядком.
6.6. Учет и клеймение сухих деревьев независимо от их местонахождения производится силами и средствами специализированных предприятий зеленого хозяйства.
Примечание. Интересно, что если посмотреть указанный документ в правовых системах в интернете (Например, legalacts, Консультант плюс и т.п., то далеко не во всех из них приводится Преамбула к этому нормативному акту. А без нее может создаться впечатление, что документ является обязательным. Так что, уважаемые читатели, будьте внимательны!
Далее. Согласно ст. 4 федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды": Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
- земли, недра, почвы;
- поверхностные и подземные воды;
- леса и иная растительность.
Однако, судя по постановлению Пленума Верховного суда РФ от 05.11.98 №14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»:
п. 11: "Не являются предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т. п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами."
26 октября 2012 г. опубликовано постановление Пленума Верховного суда РФ от 18 октября 2012 г. №21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", дающее разъяснения, в числе прочего:
15. Предметом преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.
Не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение имущества.
Таким образом, два цитируемых выше постановлений Верховного суда РФ не относят к экологическим преступлениям снос дерева, находящегося на участке ИЖС. Т.е. состав преступлений здесь отсутствует. Вместе с тем, в этих постановлениях ничего не сказано про административную ответственность. Ибо снос дерева может быть признан административным правонарушением. Постановления Верховного суда это допускают.
Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ):
"Статья 8.28. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан
1. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
2. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч пятисот до четырех тысяч пятисот рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой".
Вот как-то так. Цитируем еще раз: «Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев…». Т.е. состав ст. 8.28 КоАП РФ образует, в частности, повреждение лесных насаждений. Как понимать союз «или» в данной статье? Даже если предположить, что фраза «повреждение лесных насаждений» также относится к лесам, то в любом случае (об этом см. выше) на участке ИЖС лес может присутствовать. Что, кстати, понимать под лесом?
Как мы уже убедились, ЛК РФ понятие лес не раскрывает (несмотря на наличие ст. 5 ЛК РФ). Старый лесной кодекс РСФСР 1978 г. (ст. 4) разграничивал эти понятия. Но впоследствии сначала Основы лесного законодательства РФ 1993 г., а потом и действующий ЛК РФ объединили эти различные по содержанию понятия. В иных нормативных актах также отсутствует внятное – тоже. Поэтому это понятие можно толковать широко. К примеру, если число деревьев, расположенных на участке, больше одного, видимо, появляется возможность признать их лесом. Более того, если одно дерево находится на участке, а другое – рядом, но за его пределами – это тоже можно, видимо, признать лесом. Как лес, частично расположенный на участке ИЖС, частично – за его пределами. Почему? Да потому, что, как уже говорилось, участок ИЖС (полностью или частично) не может считаться лесным участком в силу того, что законодательство не позволяет установить его границы. Следовательно, в данном случае лес может трактоваться как единая система, вне зависимости от границ земельных участков, на которых она расположена.
О плате за вырубку деревьев
За вырубку деревьев, как правило, местными исполнительными органами (т.е. администрацией) взимается плата. Собственно, это, иной раз, НЕМАЛЫЙ источник ее доходов, особенно, если речь идет об охраняемых лесах (занесенных в красную книгу и т.д.). Это, конечно же, отнюдь не "самоуправство", а вполне законно, так как, согласно ст.122 ЛК РФ, особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Т.е. законом четко оговорено, что в ведении местной администрации находятся указанные вопросы. И здесь, повторим, неважно, живое ли это дерево, или старое, засохшее, ветроломное или т.д. Ибо в тексте нормы написано "...лесов, расположенных...", а не произрастающих. Термин "расположенное" является более общим, чем "произрастающее".
Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.100 ЛК РФ). Например, в ранее действовавших "Таксах для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается", утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273, был отдельный пункт - "незаконная рубка сухостойных деревьев, присвоение (хищение) древесины буреломных, ветровальных деревьев", ущерб от которой равен "стоимости сухостойной, буреломной и ветровальной древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов". То есть в дополнение к штрафу в соответствии со статьей 8.28 КоАП РФ, за самовольную рубку даже сухостойного дерева, согласно этому постановлению, должен быть еще взыскан ущерб в размере таксовой стоимости древесины живого дерева с таким же объемом ствола
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. №1730 это Постановление было признано утратившим силу с 8 января 2019 г. Причина - неопределенность нормативного содержания, порождающей его неоднозначное истолкование и, следовательно, произвольное применение, - при установлении на его основании размера возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства - так указал Конституционный суд РФ.
Стоимость вырубки конкретных деревьев в конкретной местности (даже, быть может, в конкретном районе населенного пункта) может быть, в общем, различной. В зависимости от того, как она установлена в нормативах, принятых местной администрацией. На их основе составляется соответствующий акт обследования, а уже на его основе - расчет стоимости вырубки.
Необходимо отметить, что лесничество в данном случае может быть вообще ни причем. Тем более, как отмечалось выше, лес, находящийся на участке ИЖС, не может считаться в части или полностью лесным участком. Лесным фондом он тем более не является. Т.е. в данном случае вопросом разрешения вырубки деревьев, находящихся на частном участке (например, ИЖС), а также вопросом оплаты за это ведает МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ.
Деревья нельзя рубить в охранных зоных без согласования с соответствующими организациями
Например, нельзя рубить деревья в охранных зонах электрически сетей. Причем, не только рубить, но и сажать. И не только деревья, но даже и кустарники. Для того, чтобы осуществлять вырубку/посадку деревьев/кустарников, необходимо получать письменное согласие электросетевой организации.