Научный консалтинг
Главная
Контакты
Номер телефона
Как мы работаем
Гарантии
Условия
Цены

Последнее обновление:

Так все-таки, можно ли рубить дерево, не спрашивая никого?

Или таки нельзя?...

(Часть 2)



Вместе с тем, все виды использования лесов без существенных ограничений могут производиться лишь в эксплуатационных лесах, которые, собственно, и являются предназначенными для этого. Однако, эксплуатационные леса находятся только на землях лесного фонда, на землях ИЖС их быть не может.

Далее. В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170):
п. 3.8. Озеленение
п. 3.8.2. Пересадка или вырубка деревьев и кустарников, в том числе сухостойных и больных, без соответствующего разрешения не допускается.
Характерно, что цитируемые Правила и нормы не содержат указания на характер собственности земельного участка, на котором находятся деревья и кустарники. Т.е. данная норма может быть применена и к участкам ИЖС.

Согласно Преамбуле к Правилам создания, охраны и содержания зеленых насаждений (...), утв. Приказом Госстроя №153, они являются рекомендательным документом. Т.е. необязательным. Кстати, это косвенно подтверждается мнением Верховного суда Российской Федерации, высказанным им в определении №44-АПГ16-7 от 6 апреля 2016 г.

В соответствии с Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации (утв. приказом Госстроя РФ 15 декабря 1999 г. №153):

п. 1.1.2. Выделяются три основных категории озелененных территорий, каждая из которых имеет свои особенности по отношению к гражданскому обороту (отношения к собственности, продажа, аренда), режимам пользования и способам хозяйствования:

- озелененные территории общего пользования - территории, используемые для рекреации всего населения города (в крупнейших городах-"миллионерах" - жителей планировочных и жилых районов). Расчет потребности в них рассчитывается на все городское население или население планировочного или жилого района плюс так называемое "временное население" - приезжие, туристы, иногородние торговцы и т.д.;

- озелененные территории ограниченного пользования. Это территории в пределах жилой, гражданской, промышленной застройки, территорий и организаций обслуживания населения и здравоохранения, науки, образования, рассчитанные на пользование определенными группами населения. Есть сведения, что контролирующие органы считают, что в последнюю группу входят земли ИЖС.

В тех же Правилах указывается, что:
п. 6.1. Землепользователи озелененных территорий обязаны:
- обеспечить сохранность насаждений;
- обеспечить квалифицированный уход за насаждениями, дорожками и оборудованием в соответствии с настоящими правилами, не допускать складирования строительных отходов, материалов, крупногабаритных бытовых отходов и т.д.;
- принимать меры борьбы с вредителями и болезнями согласно указаниям специалистов, обеспечивать уборку сухостоя, вырезку сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях;
- в летнее время и в сухую погоду поливать газоны, цветники, деревья и кустарники;
- не допускать вытаптывания газонов и складирования на них материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.д.;
- новые посадки деревьев и кустарников, перепланировку с изменением сети дорожек и размещением оборудования производить только по проектам, согласованным в установленном порядке со строгим соблюдением агротехнических условий;
- во всех случаях снос и пересадку деревьев и кустарников, производимых в процессе содержания и ремонта, осуществлять в соответствии с технологическим регламентом, ущерб возмещается по установленным расценкам;
- при наличии водоемов на озелененных территориях содержать их в чистоте и производить их капитальную очистку не менее одного раза в 10 лет;
- предусматривать в годовых сметах выделение средств на содержание насаждений.
6.2. Все землепользователи озелененных территорий обязаны вносить в паспорт ежегодно по состоянию на 1 января все текущие изменения, происшедшие в насаждениях (прирост и ликвидация зеленых площадей, посадки и убыль деревьев, кустарников и др.); обеспечивать оценку состояния своей территории согласно требованиям раздела 7.
6.4. Запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников.
6.5. За незаконную рубку или повреждение деревьев взыскивается ущерб в соответствии с действующим порядком.
6.6. Учет и клеймение сухих деревьев независимо от их местонахождения производится силами и средствами специализированных предприятий зеленого хозяйства.

Т.е., еще раз: Правила (...), утв. Приказом Госстроя №153, являются рекомендательным, т.е. необязательным документом. Поэтому правомочность вырубки деревьев на земельном участке, принадлежащем собственнику - физическому или юридическому лицу, не может определяться этими правилами.

Примечание. Интересно, что если посмотреть указанный документ в правовых системах в интернете (Например, legalacts, Консультант плюс и т.п., то далеко не во всех из них приводится Преамбула к этому нормативному акту. А без нее может создаться впечатление, что документ является обязательным. Так что, уважаемые читатели, будьте внимательны!

Далее. Согласно ст. 4 федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды": Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Исходя из смысла указанной нормы, к таким объектам относятся, в том числе:
- земли, недра, почвы;
- поверхностные и подземные воды;
- леса и иная растительность
.

Однако, судя по постановлению Пленума Верховного суда РФ от 05.11.98 №14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»:
п. 11: "Не являются предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т. п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами."


26 октября 2012 г. опубликовано постановление Пленума Верховного суда РФ от 18 октября 2012 г. №21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", дающее разъяснения, в числе прочего:
15. Предметом преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.

Не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение имущества.


Таким образом, два цитируемых выше постановлений Верховного суда РФ не относят к экологическим преступлениям снос дерева, находящегося на участке ИЖС. Т.е. состав преступлений здесь отсутствует. Вместе с тем, в этих постановлениях ничего не сказано про административную ответственность. Ибо снос дерева может быть признан административным правонарушением. Постановления Верховного суда это допускают.

Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ):
"Статья 8.28. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан
1. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
2. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч пятисот до четырех тысяч пятисот рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой".


Вот как-то так. Цитируем еще раз: «Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев…». Т.е. состав ст. 8.28 КоАП РФ образует, в частности, повреждение лесных насаждений. Как понимать союз «или» в данной статье? Даже если предположить, что фраза «повреждение лесных насаждений» также относится к лесам, то в любом случае (об этом см. выше) на участке ИЖС лес может присутствовать. Что, кстати, понимать под лесом?

Как мы уже убедились, ЛК РФ понятие лес не раскрывает (несмотря на наличие ст. 5 ЛК РФ). Старый лесной кодекс РСФСР 1978 г. (ст. 4) разграничивал эти понятия. Но впоследствии сначала Основы лесного законодательства РФ 1993 г., а потом и действующий ЛК РФ объединили эти различные по содержанию понятия. В иных нормативных актах также отсутствует внятное – тоже. Поэтому это понятие можно толковать широко. К примеру, если число деревьев, расположенных на участке, больше одного, видимо, появляется возможность признать их лесом. Более того, если одно дерево находится на участке, а другое – рядом, но за его пределами – это тоже можно, видимо, признать лесом. Как лес, частично расположенный на участке ИЖС, частично – за его пределами. Почему? Да потому, что, как уже говорилось, участок ИЖС (полностью или частично) не может считаться лесным участком в силу того, что законодательство не позволяет установить его границы. Следовательно, в данном случае лес может трактоваться как единая система, вне зависимости от границ земельных участков, на которых она расположена.

О плате за вырубку деревьев

За вырубку деревьев, как правило, местными исполнительными органами (т.е. администрацией) взимается плата. Собственно, это, иной раз, НЕМАЛЫЙ источник ее доходов, особенно, если речь идет об охраняемых лесах (занесенных в красную книгу и т.д.). Это, конечно же, отнюдь не "самоуправство", а вполне законно, так как, согласно ст.122 ЛК РФ, особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Т.е. законом четко оговорено, что в ведении местной администрации находятся указанные вопросы. И здесь, повторим, неважно, живое ли это дерево, или старое, засохшее, ветроломное или т.д. Ибо в тексте нормы написано "...лесов, расположенных...", а не произрастающих. Термин "расположенное" является более общим, чем "произрастающее".

Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.100 ЛК РФ). Например, в ранее действовавших "Таксах для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается", утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273, был отдельный пункт - "незаконная рубка сухостойных деревьев, присвоение (хищение) древесины буреломных, ветровальных деревьев", ущерб от которой равен "стоимости сухостойной, буреломной и ветровальной древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов". То есть в дополнение к штрафу в соответствии со статьей 8.28 КоАП РФ, за самовольную рубку даже сухостойного дерева, согласно этому постановлению, должен быть еще взыскан ущерб в размере таксовой стоимости древесины живого дерева с таким же объемом ствола
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. №1730 это Постановление было признано утратившим силу с 8 января 2019 г. Причина - неопределенность нормативного содержания, порождающей его неоднозначное истолкование и, следовательно, произвольное применение, - при установлении на его основании размера возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства - так указал Конституционный суд РФ.

Стоимость вырубки конкретных деревьев в конкретной местности (даже, быть может, в конкретном районе населенного пункта) может быть, в общем, различной. В зависимости от того, как она установлена в нормативах, принятых местной администрацией. На их основе составляется соответствующий акт обследования, а уже на его основе - расчет стоимости вырубки.

Необходимо отметить, что лесничество в данном случае может быть вообще ни причем. Тем более, как отмечалось выше, лес, находящийся на участке ИЖС, не может считаться в части или полностью лесным участком. Лесным фондом он тем более не является. Т.е. в данном случае вопросом разрешения вырубки деревьев, находящихся на частном участке (например, ИЖС), а также вопросом оплаты за это ведает МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ.

К сожалению, да, вот такой вот дурдом, если судить обо всем процитированном выше с точки зрения земли ИЖС, на которой находится лес. Ведь цитируемые Правила вообще не никак не оговаривают, кому принадлежат деревья и кустарники. Следуя букве Правил, можно сделать вывод, что землепользователи (в том числе и собственник земельного участка ИЖС) обязаны обеспечивать сохранность зеленых насаждений, а вырубку или повреждение деревьев осуществлять запрещено. Это означает, что любого собственника земельного участка, на котором спилено дерево или убран кустарник, контролирующие органы могут совершенно свободно привлечь к ответственности. Причем штрафы тут очень даже немалые.

Деревья нельзя рубить в охранных зоных без согласования с соответствующими организациями

Например, нельзя рубить деревья в охранных зонах электрически сетей. Причем, не только рубить, но и сажать. И не только деревья, но даже и кустарники. Для того, чтобы осуществлять вырубку/посадку деревьев/кустарников, необходимо получать письменное согласие электросетевой организации.

Другое дело, что, скорее всего, эта организация будет только ЗА то, чтобы эти деревья вырубить. Так как иначе ей придется делать это самостоятельно - после того, как они будут создавать опасность электропроводам. Разумеется, для нее будет проще, когда вырубкой деревоев будет заниматься кто-то другой. Тем не менее, письменное согласие от нее в любом случае следует получить перед тем, как рубить деревья, растущие в охранной зоне электрических проводов, равно как и других объектов электросетевого хозяйства.
Комментарии:
крепостной06.10.2018 18:56
Доброго времени суток Уважаемый Автор! Проблема в следующем : в СОБСТВЕННОСТИ 50!ГА! земли Сель хоз назначения, 90% ЗАРОСЛО Берёзой (примерно 500 Тыс. Шт.!) Исходя из Вашей статьи я Как Собственник не могу очистить Свой участок , а следовательно воспользоваться этой ДРЕВЕСИНОЙ для личных нужд или продать её как "Собственный Урожай" тоже не имею никакой возможности!!!??? Если это возможно, то ответьте пожалуйста по существу.
Научный Консалтинг07.10.2018 15:55
Крепостной, к сожалению, на данный момент российское лесное законодательство, да, в этой области достаточно туманное, неоднозначное. Равно как и судебная практика. Вот раньше, еще лет 10...15 назад было проще: собственник земельного участка владел ВСЕМ, что есть на нем, в частности, растущими деревьями и мог распоряжаться ими по своему усмотрению. Но, после принятия лесного кодекса, плюс, после появления разного рода инструкций, так или иначе определяющих правовой режим деревьев (см. статью, а также ее продолжение), да, вырубка частного (т.е. принадлежащего частному лицу) леса - под вопросом. Тем более, в Вашем случае, когда речь идет о многих тысячах деревьев, пусть они и не являются особо ценными породами. Вот если бы это был иной урожай, например, картофель, арбузы, помидоры,... - тут бы никаких проблем не возникло: тот, кто все это вырастил на своем участке, и имел бы полное право решать, что ему делать с урожаем - продать или еще что. А вот в отношении деревьев - да, на данный момент существует проблема. Некоторые собственники леса поступают полулегально, по каким-то схемам продавая лес (подчеркнем: СВОЙ лес, который растет на их СОБСТВЕННЫХ участках). А кто-то поступает по закону и идет за разрешением на вырубку деревьев в местную администрацию...
Научный Консалтинг07.10.2018 15:56
А она может поступить по-разному. Может и просто выдать разрешение, если вырубка требуется, например, для очистки участка в силу невозможности его использования по его назначению. Ведь раз у Вас участок сельскохозяйственного назначения, растущие на нем березы, очевидно, мешают Вам сажать там овощи, фрукты и др. Но, нередко администрации обязуют собственников приобретать порубочные билеты. А их стоимость даже для одного, более-менее приличного, дерева может быть немалой. Что же говорить о многих тысячах. А могут еще и взыскать, в дополнение ко всему, стоимость экологического ущерба, а она превышает стоимость порубочного билета во много раз. Например, вот один типичный случай. Человек решил на своих 10 сотках (в собственности) построить дом, но там росли 9 деревьев, в том числе 5 деревьев - ценных пород. Деревья были большими, они мешали застройке. Диаметр их - в районе 30...40 см. Администрация насчитала стоимость компенсации в общей сумме более 200 тыс. руб.... При том, что самой ценной породой среди тех деревьев был дуб. В Вашем же случае, если рассчитывать стоимость компенсации по такой методике, сумма будет попросту астрономической. Кстати, в последней статье этого цикла http://www.dissertacii-diplom-ufa.ru/informacija/derevo/srubit-3.html комментариев больше, можете также посоветоваться на этот предмет там.
Елена10.07.2019 23:42
Здравствуйте, а бамбук,который является травой можно спиливать?Его нет в перечне деревьев и кустарников?
Научный Консалтинг11.07.2019 18:54
Елена, вообще, трава тоже может быть запрещенной к уничтожению. Например, если она занесена в красную книгу. Или считается редким, ценным видом растительности. Лучше бы этот вопрос Вам выяснить в местной администрации.
Ольга09.12.2019 22:14
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ИНФОРМАЦИЯ от 19 апреля 2018 года РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО ВОПРОСУ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫРУБКИ АВАРИЙНОГО ДЕРЕВА НА ТЕРРИТОРИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Пунктом 11 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Рос-сийской Федерации от 20.05.2017 N 607 (далее - Правила), граждане и юридические лица, осуществляющие ис-пользование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных вред-ными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений обязаны в 5-дневный срок со дня обнаружения проинформировать об этом органы государственной власти или органы местного самоуправления, предоставившие лесные участки для использования или являющиеся заказчиками соответствующих работ по охране, защите, воспроизводству лесов, которые при получении указанной информации обязаны с целью уточнения состояния лесных насаждений организовать проведение лесопатологического обследования. Законодательство Российской Федерации о зеленых насаждениях не может устанавливать разрешительный порядок рубки насаждений на земельных участках, находящихся в частной собственности. Такой порядок может быть установлен только в отношении зеленых насаждений, находящихся на государственных или муниципальных земельных участках. Учитывая изложенное, на земельном участке, принадлежащем на праве собственности, воз-можно совершение любых действий в отношении дерева, растущего на территории такого земельного участка.
Научный Консалтинг10.12.2019 10:36
Ольга, благодарим Вас за столь ценное пояснение! После проверки и анализа НПА, на который Вы ссылаетесь, мы озвучим наши выводы чуть позже.
Научный Консалтинг11.12.2019 17:34
Согласно 1-го абзаца Разъяснения (со ссылкой на ст.101 ЗК РФ), лесные земли (т.е. земли, в частности, покрытые лесной растительностью), относятся к землям лесного фонда. Отсюда напрашивается вывод, что земли, например, ИЖС могут являться, якобы, землями лесного фонда. Потому, что на землях ИЖС может присутствовать лесная растительность. Однако, это, конечно, неверно и этих наших статьях подробно разбиралось: на землях ИЖС не могут располагаться земли лесного фонда, как минимум, в силу разного назначения этих земель. Тем более, в Разъяснении идет ссылка на УСТАРЕВШУЮ норму ст.101 ЗК РФ. Поэтому применение указанного Разъяснения - более, чем спорно. Не говоря уже о том, что оно не является источником права, а лишь отражает мнение государственного органа - в данном случае, ФАЛХ. Поэтому любой суд (не районный, так Верховный), при участии в деле мало-мальски серьезного юриста, может легко признать это Разъяснение неверно трактующим нормы материального права и, следовательно, не подлежащим применению. Так что, увы, ссылаться на него в суде - бесполезно. На сегодняшний день ст.101 изложена в новой редакции (согласно ФЗ №212 от 19.07.2018): 1. К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. 2. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Научный Консалтинг11.12.2019 17:48
2-й абзац Разъяснения обозначает обязанность лиц осуществляющих использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных деревьев - проинформировать об этом соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления. А те, в свою очередь, обязаны с целью уточнения состояния лесных насаждений организовать ЛИШЬ(!) проведение лесопатологического обследования. И всё. Про обязанность вырубки аварийных, поврежденных деревьев в Разъяснении речи не идет вообще. Да это и невозможно, ибо в России таких деревьев - масса. Для того, чтобы как-то ее убрать, очистить леса, так называемому "российскому правительству" даже пришлось издать пресловутый закон, разрешающий собирать валежник. Иначе есть угроза, что в скором будущем российские леса превратятся просто в свалку сухостоя, рассадник разного рода вредных насекомых - короедов и др. И тогда уже одним законом о валежнике будет не обойтись. Не идет во 2-м абзаце речи и о возможности такой вырубки. Кроме того, погибшее или поврежденное дерево - совсем необязательно является аварийным. И, наоборот, далеко не всякое аварийное дерево является погибшим или поврежденным. Итак: во 2-м абзаце идет речь только о необходимости информирования о погибших или поврежденных деревьях и, на основе этого, проведение лесопатологического исследования. И ВСЁ. Кроме того, речь НЕ идет об аварийных деревьях. Почему же тогда ФАЛХ в названии своего НПА ведет речь именно об аварийном дереве - совершенно непонятно.
Научный Консалтинг11.12.2019 17:59
3-й абзац Разъяснения содержит фразу: "Законодательство Российской Федерации о зеленых насаждениях не может устанавливать разрешительный порядок рубки насаждений на земельных участках, находящихся в частной собственности. " Эта фраза - произвольная и совершенно не обоснована, точнее, прямо противоречит российскому законодательству. Во-первых, потому, что например, деревья, занесенные в красную книгу, а также редкие виды деревьев, охраняемые законом, рубить запрещается. Их, напротив, предписывается всячески охранять. Во-вторых, ФАЛХ не обладает никакими полномочиями решать за законодателя - может ли законодательство устанавливать какой-то порядок или не может. Законодатель (и только он!) решает, установить ли ему разрешительный порядок (в том числе, для вырубки деревьев) или нет. Только законодатель МОЖЕТ устанавливать тот или иной порядок в законодательстве. ФАЛХ лишь полномочно заявить: УСТАНАВЛИВАЕТ ли законодательство РФ такой порядок или нет. Однако, как раз это-то в Разъяснении отсутствует. Видимо, по той причине, что сотрудникам/юристам ФАЛХ неохота было проводить тщательный анализ действующего российского законодательства и они ограничились формальным "Разъяснением". А вдруг - дадут неверное Разъяснение?... Вот и ограничились.
Научный Консалтинг11.12.2019 18:07
Столь же произвольна и следующая фраза: "Такой порядок может быть установлен только в отношении зеленых насаждений, находящихся на государственных или муниципальных земельных участках." Еще раз: не полномочно ФАЛХ делать такие заявления. Заявления такого рода - прерогатива исключительно законодателя... а также Конституционного суда и высших судов - в случаях, когда они производят проверку законности того или иного НПА. Поэтому последнее предложение 3-го абзаца, естественно, не является ни обоснованным, ни соответствующим законодательству РФ. Вывод: на наш взгляд, обсуждаемое "Разъяснение" ФАЛХ от 19 апреля 2018 года является типичной, банальной отпиской, не соответствующей закону. Да, увы, подобное практикуют российские государственные органы, причем очень часто. Для того, чтобы что-то там написать в ответ на чей-нибудь запрос и чтобы при этом не попасть под ответственность, если окажется, что отписка содержит (а вдруг, мол) заведомо ложные, незаконные сведения. Желательно бы, чтобы с изложенным выше мнением ознакомились в ФАЛХ.
Татьяна09.09.2021 17:22
Скажите, в СНТ может ли председатель СНТ выписать предписание на вырубку деревьев-кустов на участке? расчистка нужна же, владелец обязан же расчищать - а как, если вырубать не может без разрешения?
Научный Консалтинг09.09.2021 22:38
Да, может. Однако, если это деревья - ценных пород и/или большие, то ему потребуется согласование с администрацией. Без этого вырубка деревьев - на страх и риск его и (самого председателя) и владельца участка. Здесь даже можно будет усмотреть злоупотребление должностными полномочиями и/или групповое правонарушение, в зависимости от ситуации.
Татьяна09.09.2021 22:56
Спасибо огромное за ответ! Да, деревья большие, но не ценные (там осины-пара берез-что-то типа ольхи). Согласование с администрацией не окажется ли дешевле, чем обращение в администрацию частным образом?
Научный Консалтинг10.09.2021 06:41РедактироватьУдалить
Насчет согласования - да, возможно. Администрации разные бывают.
Всего комментариев: 15
Пожалуйста, не забудьте ознакомиться с правилами оставления комментариев.



Подписаться на комментарии на этой странице

Мы можем выполнить

Другие услуги
Интересная и полезная
информация