Последнее обновление:
Почему не заводится Бензопила "Урал"? Обсудим возможный вариант
Минус умножить на минус: результат положительный (о техническом парадоксе с бензопилой)
В математике, как известно, является верным тот факт, что произведение отрицательных чисел есть величина положительная. Если проводить параллель, к примеру, на духовный мир, на мир человеческих отношений, также в ряде случаев можно обнаружить, что действие двух негативных вещей, категорий, явлений (и т.д.) иной раз дает позитивный результат. Как ни странно, подобное может наблюдаться также и в технике.
Существуют ситуации, когда наличие одной неисправности в достаточной мере компенсируется другой неисправностью. Как раз об одном подобном случае и пойдет речь в данной статье (на примере бензопилы “Урал”). Может, кому пригодится.
Казалось бы, техника, в основе своей, существующая и функционирующая в рамках причинно – следственной связи (результаты функционирования которой являются, как правило, закономерными следствиями причин, присутствовавших ДО этих результатов - следствий). Нарушает подобную связь, пожалуй, только случайность, игра вероятности (ну, или воля случая, как кто-то мог бы сказать).
Если одна из систем в том или ином техническом устройстве отказывает, т.е. неисправна, то это (закономерно) негативно сказывается на работоспособности этого устройства. Однако, если эта система неисправна в ДВУХ и более местах или неисправны ДВЕ и более соответствующие системы, может оказаться, что устройство будет функционировать вполне качественно, создавая иллюзию исправности, в течение длительного срока.
Конечно, этой теме можно было бы посвятить научную работу, к примеру, диссертацию (не говоря уже о дипломной, выпускной квалификационной работе), но мы здесь не будем этим заниматься. Тем более, что учеными ведутся исследования в этом направлении, публикуется множество статей и монографий. В этой связи, например, можно было бы упомянуть теорию систем, теорию катастроф, теорию отказов и некоторые другие области современной науки. Наша же задача здесь определенно проще.
Перейдем, собственно, к делу - расскажем об одном техническом парадоксе, что, собственно, и побудило написать эту статью.
Итак, жила - была бензопила “Урал” (да и сейчас до сих пор живет и здравствует). Внешний вид этой пилы, наверное, знаком каждому, кто хоть раз связывался с серьезной (не говоря уже о профессиональной) заготовкой древесины, в частности, дров. На фото она показана со снятым карбюратором.
Про ее исконную способность выполнять свою работу (долго пилить древесину больших размеров в больших объемах) рассказывать не будем – Вы можете найти в интернете немало сайтов, где все это описывается достаточно наглядно и подробно. По той же причине не будем говорить здесь также о преимуществах и недостатках этой бензопилы, рассуждать о том, является ли она “отжившим веком” или не является таковым. Ибо, повторимся, наша сегодняшняя цель состоит не в создании научного текста диссертации, дипломной или иной квалификационной работы, статьи.
Работала эта бензопила вполне исправно и безотказно делая то, что от нее хотят, лет, наверное, 10-12. Потом начались перебои: то не заводится (ладно, заменили блок зажигания, провод зажигания, поршневую, сальники коленчатого вала), то глохнет на холостом ходу, то капризничают обороты (заменили карбюратор). Делал ремонт специалист, в свое время переремонтировавший не один десяток (если не одну сотню) точно таких же бензопил – бывший лесник. В итоге, пила обрела новое дыхание и былую мощь. И при хорошо заточенной цепи (к сожалению, да, на “Урале”, как и на других бензопилах, цепь тоже приходится периодически точить, иначе бревна большого диаметра пилить будет плохо) играючи справлялась, к примеру, с дубом диаметром 50 см, причем при ПРОДОЛЬНОМ пилении; с невысохшими нижними частями тополей диаметром 1 м, состоящими по большей части, из сучков, постоянно так и норовящими зажать цепь (кто ЭТО пилил, тот поймет, о чем разговор), не говоря уже о разных там березах, соснах и прочих кленах.
Однако, прошло немного времени – и опять неисправности. На этот раз стало не хватать мощности (обедненная смесь) и пила начала останавливаться в резе. Ну, хорошо, немного обогатили смесь, потом еще… в итоге она при пилении стала выделять столько газа, сколько, наверное, выделяет армейский вездеход. Что особенно хорошо наблюдалось в безветренную солнечную погоду: после работы в течение 5-10 минут все окружающее пространство заполнялось таким густым, тяжелым, сизым дымом, развеять который не было вообще никакой возможности, поэтому приходилось срочно эвакуироваться оттуда метров этак на 20-30 по той простой причине, что наблюдались признаки удушья (и при этом опять-таки глохла в резе при повышенной нагрузке). Ну, а с расстояния людям казалось, что периодически срабатывает дымовая шашка.
С одной стороны, топливно - воздушная смесь богатая – уже донельзя. С другой стороны, топлива поступает в цилиндр мало, т.е. смесь… бедная. Чисто случайно обнаружилось, что при подаче небольшого давления в бензобак (ртом – за неимением более подходящего насоса в тот момент) обороты двигателя стабилизируются, и некоторое время пила работает приемлемо. До следующих перебоев и остановки.
Так что же? Сняли карбюратор, разобрали. Неисправностей не обнаружили вообще. Отверстие, через которое подается разрежение из картера двигателя (показано на фото желтой стрелкой), что обеспечивает работу топливного насоса, оказалось незасоренным.
На всякий случай – прочистили каналы карбюратора, а также это отверстие специальным составом (он, кстати, так и называется: “Очиститель карбюратора”, продается в автомагазинах). Собрали пилу… и она заработала, как ни в чем не бывало. Правда, относительно недолго. Через небольшое время повторились те же симптомы.
Опять сняли карбюратор, затем и головку цилиндра. Конечно, это не автомобиль, поэтому прокладка (между головкой цилиндра и картером) стоит там совсем простенькая (ну, не картонная и не резиновая, разумеется). И вот что оказалось (это хорошо видно на фото).
Видимо, специалист, делавший ремонт, то ли по оплошности, то ли по какой-то иной причине – как ни странно, неверно установил эту самую прокладку. Она ведь практически симметричная. “Практически”, потому, что в одном месте изнутри в ней имеется небольшой вырез. Так вот, этот вырез должен находиться напротив отверстия в головке цилиндра – того самого, через которое картер бензопилы сообщается с подкачивающей камерой карбюратора; через это отверстие давление из картера поступает в карбюратор, обеспечивая тем самым работу его подкачивающего насоса. В данной же бензопиле это отверстие было перегорожено прокладкой головки цилиндра, а вырез в ней располагался совсем в другом месте – там, где он вообще не нужен (это показано на фото).
Вообще, карбюратор бензопилы “Урал” – это, определенно, “вещь в себе”. Характерно, что завод-изготовитель даже не разглашает величины его настроечных параметров, ссылаясь на то, что в противоположном случае, мол, все начнут делать такие карбюраторы (да, именно так – ибо попытки письменного обращения на ЗиД с целью прояснить ситуацию предпринимались неоднократно).
Он отличается от карбюратора той же бензопилы “Дружба”. В самом деле, в последней бензин самотеком поступает в карбюратор. Тогда как в бензопиле “Урал” он подкачивается принудительно. Самотеком он может поступать только в том случае, если нажата обогатительная кнопка карбюратора. Это свойство ураловского карбюратора позволяет ему готовить и подавать топливно – воздушную смесь, находясь практически в любом пространственном положении (в частности, не только в рабочем - вертикальном, но и в наклоненном на 90о – главное, чтобы у начала топливоподающей трубки в бензобаке присутствовало топливо). Это, кстати, не раз подтверждалось практикой: при падении набок пила не останавливалась, а продолжала работать). С “Дружбой”, по всей видимости, такого не получится: она быстро заглохнет. Аналогично заглохнет пила, оснащенная и поплавковым карбюратором.
Указанное свойство карбюратора “Урал” вызвало, кстати, интерес к нему. Немало умельцев стали приспосабливать двигатель этой бензопилы для мотоблоков, а также и иной подобной техники; есть случаи установки его и на мопеды.
Есть в этом карбюраторе, однако, одно НО. Это – примитивные впускной и всасывающий клапаны, которые фактически являются всего-навсего небольшими язычками, образованными вырезами в одной из его прокладок (показано на рисунке красными стрелками).
Тем самым, в процессе ремонта специалист отключил систему подкачки топлива в карбюратор. Следовательно, в рабочем режиме оно не должно было туда поступать вообще и пила, очевидно, не должна была работать хоть какое-либо продолжительное время. Однако, ведь она работала после ремонта! Причем, весьма даже хорошо.
В чем же дело? Каким образом поступал в карбюратор бензин? Видимо, в основном, только самотеком. В дополнение к этому, возможно, вследствие негерметичности прокладки головки цилиндра через нее все же передавалось небольшое давление в подкачивающую камеру карбюратора и система подкачки топлива кое-как, но работала.
Каким же образом топливо могло поступать самотеком? Благодаря негерметичности впускного и всасывающего клапанов карбюратора.
Впоследствии (через пару лет) впускной и всасывающий клапаны (соответствующие язычки прокладки карбюратора) стали герметичными в результате более плотного прилегания к отверстиям и возможность подачи топлива самотеком во многом ликвидировалась. Осталась только негерметичность прокладки головки цилиндра в месте, где находится отверстие для подачи давления из картера в полость подкачивающего насоса карбюратора; при этом насос работал малоэффективно, накачивая слишком мало топлива, которого хватало только для работы пилы на холостом ходу. Поэтому бензопила “Урал” стала работать с перебоями, ощущался недостаток топлива, смесь стала бедной при работе на полной нагрузке.
Что же ей “вернуло жизнь” при разборке и промывке карбюратора? Дело в том, что после того, как карбюратор был разобран первый раз (после ремонта специалистом) и промыт очистителем карбюратора, последний, по всей видимости, оказал влияние на прокладку. Ведь она изготовлена из резины. Резина является стойкой к маслу, бензину; но такие вещества, содержащиеся в жидкости под названием “очиститель карбюратора”, как ксилол (или т.д.), естественно, способны повредить ее. При попадании очистителя на язычки (впускной и всасывающий клапаны) последние размягчились, изогнулись и открыли путь потоку топливной смеси из бензобака, сдержать который мог уже только топливный клапан карбюратора (в исправном состоянии открывающийся лишь тогда, когда в топливной полости регулятора карбюратора возникает разрежение, передающееся из задроссельного пространства, т.е. из картера двигателя). По-видимому, топливный клапан тоже был немного неисправен, т.е. чуть-чуть пропускал бензин.
Именно это и дало (как описано выше – временную) возможность работоспособности бензопилы после промывки карбюратора. Однако, впоследствии резина вернула свои прежние свойства, клапаны вернулись на прежние положения и подача топлива ухудшилась. И топлива перестало хватать даже на пиление при небольшой мощности, не говоря уже о высокой.
Так как новой прокладки головки цилиндра не было под рукой, в старой, не снимая ее с головки, было проделано отверстие требуемого диаметра (как показано на фото красной стрелкой), после чего канал сообщения картера с карбюратором стал свободен. Кроме того, было полностью прочищено и отверстие, показанное на фото желтой стрелкой.
В итоге, работоспособность бензопилы “Урал” полностью восстановилась. А можно было бы, конечно, сразу помчаться в магазин за новой профессиональной импортной бензопилой (стоимостью, уж самый минимум, $2000). Дело в том, что выпускаемые в современное время бензопилы "Урал" собираются, насколько нам известно... в Китае. Разумеется, они имеют невысокую стоимость по сравнению с выпускаемыми раньше бензопилами "Урал". Но покупать их для пиления древесины мы не советуем (хотя, вполне возможна покупка такой бензопилы в качестве экспоната для домашнего музея или гаража). Ну, это наше мнение.
Так что вот такой, казалось бы, парадокс: неисправность прокладки карбюратора + неверная установка прокладки головки цилиндра – и бензопила “Урал” работала (после некачественно проведенного ремонта), как ни в чем ни бывало, напоминая исправную. Кстати, подобные явления и с людьми бывают, в частности, в отношениях. Например, когда используется ложь "во спасение".
Правда, как для техники, так и для людей подобный парадокс - явление ВСЕГДА временное. С другой стороны - и жизнь человеческая, равно как и жизнь любого технического предмета (например, бензопилы Урал) - тоже явление... временное. Другое дело, что существование на двух плюсах все-таки лучше, чем на двух минусах. Как-то надежнее, да и проблем меньше. Хотя... превращение минусов в плюсы - это тоже проблема, над которой нужно поработать. Иной раз - не такая уж и простая. Решить которую иногда еще сложнее, чем использовать указанный "парадокс двух минусов", т.е. жить по принципу "как есть". Потом, нередко - четкое осознание плюсов (это касается психологии: имеется в виду факт восприятия жизни таковой, какова она есть) зачастую вызывает напряжение; жить в минусах (т.е. в заблуждениях) для кого-то бывает проще, чем докапываться до истины, а потом еще и принять ее, эту истину, всей душой и сердцем. Поэтому, кстати, в социумах бывает так распространен оптимизм. Точно также для кого-то проще ездить, допустим, на неисправной машине (если она заводится лишь иногда или вообще не заводится, или едет не туда, куда хотелось бы - в результате неправильной установки углов передних колес), чем взяться, да и исправить ситуацию.
С уважением ко всем Вам.